Демиденко Николай Иванович
Демиденко
Николай
Иванович
старший краснофлотец / котельный машинист 3кл.
9.05.1911 - 4.07.1975

История солдата

С первых дней войны служил на тральщике Т-511 «Червоный казак», бортовой номер 63. Судно вступило в строй в 1896 году. Бывший грузовой лихтер азовского государственного морского пароходства. До 1920 года носил название "Пророк Иона", до 1918 г. – «Т-335» и «Т-235» до 1916 г. "Пророк Иона", в составе Черноморского флота с 03 июля 1941 г. Водоизмещение: 1050 тонн, скорость: 8,5 узлов. Вооружение: четыре орудия 45 мм, три пулемета, тралы. Экипаж 27 человек. На борту Т-511 Николай Иванович участвовал в обеспечении г.Севастополя и г.Одессы и их эвакуации, высадке десанта в Керчи и обеспечении Тамани. 26 марта 1943 года тральщик Т-511 «Червонный казак» под командованием В. Ф. Белоконенко доставил пополнение в район Мысхако, после чего принял на борт раненых. При отходе от пирса корабль подорвался на магнитной мине и затонул. Погибло более 300 человек (44°37"N 37°37"E, глубина около 45 метров). Николай Иванович был подобран одним из катеров. 22 апреля 1943 года направлен на тральщик Т-481 "Пионер", бортовой номер 31. Судно - мобилизованный вспомогательный тральщик, бывший грузовой теплоход Азовского пароходства. Был заложен 27.11.1927 г. на Севморзаводе, спущен на воду 16.07.1928 г., сдан 01.11.1929 г. В составе Азовского пароходства доставлял зерно на внешний рейд для перегрузки на океанские суда. С 29.10.1939 г. по 23.11.1940 г. призывался для прохождения тральной подготовки. Был мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 30.07.1941 г. зачислен в состав Черноморского флота. Технические характеристики: Водоизмещение: 1958 т.Размеры: длина - 73,8 м, ширина - 10,4 м, осадка - 3,2 м. Скорость хода максимальная: 9,5 узлов. Дальность плавания: 3500 миль при 8 узлах. Силовая установка: дизельная, 2х375 л.с., 2 вала. Вооружение: 2х1 76,2-мм орудия, 1х1 45-мм орудие, 2х1 7,62-мм пулемета, тралы, 120 мин. Экипаж: 52 чел. На тральщике «Пионер» Николай Иванович также выполнял обеспечение и разминирование, вследствие чего, был сильно поврежден. Ремонт тральщика проходит в г.Поти. Во время одного долгого ремонта был переведен на Дунайскую военную флотилию 1-го дивизиона. Попал на трофейное судно - Электромагнитный тральщик «ЭМТЩ-656» (б. «Генерал Майкан») Технические характеристики: Водоизмещение 320 т. Размер: 40 х 10.5 х 1.1 м. ПМ 180 л.с. Скорость 9 узлов. Вооружение: 1 х 20 мм, электромагнитный трал. Бывший румынский электромагнитный тральщик. Построен в 1909 г. Захвачен в качестве трофея в низовьях Дуная в августе 1944 г. и 10.11.1944 г. включен в состав Дунайской флотилии. 28.03.1947 г. переклассифицирован в ГИСУ. Из Литературной записи капитана 1-го ранга Ю. Чернова: 16 апреля 1945 года, в тот же день получили первое боевое задание – провести отряд боевых кораблей и военных транспортов с войсками и грузами через разрушенные будапештские мосты, а потом через минное поле до Братиславы. Этот район был для нас хорошо знаком, и задание большого труда не представляло, и так пошел день за днем. Однажды наш катер после очередной проводки кораблей возвращался в Будапешт. Мы шли вдоль правого венгерского берега. Нам попадались навстречу тральщики нашего первого дивизиона под командованием капитан-лейтенанта Ю. Гриценко. Поравнялись с тральщиком «Майкан». Команда у него была интернациональная. Обслуживали механизмы румынские моряки, а минерами, которые непосредственно занимались тралением, были наши дунайцы. Командовал тральщиком советский офицер. Поставив тралы, «Майкан» проходил у правого берега, где были выставлены мины. Мы быстро пронеслись мимо, приветственно помахав товарищам. Скоро корабль исчез за поворотом. Ничто не предвещало беды, пока сзади не раздался сильный взрыв. Можно было догадаться, что произошло на минном поле, поэтому Григорович приказал мне: - Поворачивай обратно! Описав полуокружность, наш катер лег на обратный курс. Вот и поворот. За мысом показался «Майкан». Как же за эти минуты изменился вид корабля! Носовая часть у него была оторвана взрывом. Он быстро погружался. Когда мы приблизились, палуба корабля уже ушла под воду. Успели снять лишь троих моряков: двух советских и румынского. Они получили тяжелые ранения и были без сознания. Их доставили в госпиталь в Пеште. (Чхеидзе Алексей Александрович, Записки дунайского разведчика) Демиденко Николай Иванович получил награды: медаль «За отвагу» и медаль «Ушакова». умер Демиденко Николай Иванович в 1975 году.

Регион Ростовская область
Воинское звание старший краснофлотец
Населенный пункт: Азов
Воинская специальность котельный машинист 3кл.
Место рождения Ростовская область, Азовский район, с.Орловка
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 9.05.1911
Дата смерти 4.07.1975

Боевой путь

Место призыва Азов
Дата призыва 22.06.1941
Боевое подразделение 3 ДТЩ ОВР ГВМБ ЧФ
Завершение боевого пути 1 бр. траления Дунайская Военная Флотилия
Принимал участие Обеспечение г.Севастополя и г.Одессы и их эвакуации, высадка десанта в Керчи и обеспечении Тамани

Награды

медаль «За отвагу»

медаль «За отвагу»

медаль «Ушакова»

медаль «Ушакова»

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: