Сайфутдинов Заки Мирсаяпович
Сайфутдинов
Заки
Мирсаяпович
Ефрейтор / Шофер
2.03.1916 - 10.03.1976

История солдата

Пишу историю своего деда со слов моего дяди Сайфутдинова Хабиба Закиевича. Я родился после смерти деда и знаю о нем только пр рассказам родственников. Мама говорит, что дедушка не любил распространяться о войне и, если что и рассказывал, то только её старшим братьям. Далее повествование от лица деда.

Наступило лето 1941 год. Шел второй год службы в рядах Красной Армии. Служба проходила около западной границы страны недалеко от Брестской крепости. В субботу 3 июня 1941 года многие были на увольнениях, а офицеры в своих семьях . Никто не ждал войну [разумеется рядовой состав, младший командный состав и гражданские не знали о надвигающейся войне, но руководство страны всё понимало и готовилось - здесь и далее примечания автора заметки], хотя у границы было тревожно, происходили провокации со стороны Польши. Был дан строгий приказ не поддаваться провокациям. Рано утром 4 июня (воскресенье) мы проснулись от грохота взрывов бомб и снарядов. Выбежали на улицу и начали собираться около казармы. Из командиров никого не было. [!!!] Такую ситуацию раньше не рассматривали. Пришли к мнению, что началась война и надо вооружаться. Направились к складу оружия. А там, как и положено, часовой близко не подпускает к складу, грозится расстрелять при приближении. Это по уставу так положено. Часовой подчиняется только разводящему и непосредственному командиру. [В этой ситуации к часовому вообще никаких претензий быть не должно - он исполнял приказ, и, следует отметить, нужно обладать огромным мужеством, чтобы следуя воинскому долгу пойти против товарищей.] Появился лейтенант из какой то части, но он не указ часовому. Время идет, взрывы продолжаются, а мы не можем добраться до оружия. Лейтенант был вооружен пистолетом и решил выстрелить в винтовку часового, чтобы заклинить затвор и обезоружить часового. Выстрелил. Пуля, отскочив от винтовки, ранила часового. Воспользовавшись этим моментом мы сбили замок с двери склада оружия и начали вооружаться тем, что было в складе и кому что нравилось. Я выбрал ручной пулемет Дегтярева. Он недавно поступил в наше подразделение, мы его изучили и мне он понравился своей мощью и безотказной работой. Что дальше делать - не было единого мнения. Были предложения занять оборону и дождаться командиров, идти на восток навстречу подходящим частям и прочие. Не было единоначалия, каждый сам себе командир. После споров и размышлений разделились на группы по совпадению мнений и каждая группа пошла по выбранному направлению. Наша группа, около 10 человек, пошла на восток в надежде скорой встречи с воинскими частями. В группе по званию были все одинаковы и не выбрали старшего или командира. Это создавало трудности в некоторых случаях. Шли несколько дней. Начали появляться гражданские люди, отступающие на восток. Они говорили про диверсионные группы, одетые в красноармейскую форму, которые совершали взрывы объектов, разрушения линии связи, захваты транспортных средств и др. Начали встречать воинские части, обрадовались. Но не тут то было. Нас принимали за диверсантов и близко не подпускали, угрожали расстреливать. С питанием было туговато. Подножного корма было мало. В деревнях на нас смотрели косо, отгоняли прочь, принимали за дезертиров. На небе бравировали немецкие летчики. На бреющем полете охотились и расстреливали даже одиноких пешеходов, несмотря на то, солдат он или просто гражданский человек. Летали низко и нагло. Я несколько раз пытался дать очередь из пулемета по низко летящему самолету, но меня каждый раз отговаривали, убеждая, что немец станет на нас охотиться и уничтожит. Но подошло время, когда всем надоело бояться и прятаться и мне дали возможность стрелять. Навстречу чуть сбоку летел немец на свой аэродром после выполнения задания. Постреливал из пулемета. Я положил ствол пулемета на плечо товарища, прицелился с некоторым упреждением и дал очередь. Самолет пролетел над нами, загорелся и рухнул на землю примерно в двух км от нас на противоположной стороне нашему пути. Возвращаться назад в поисках документов летчика ни у кого не было желания. А ведь в начале войны сбить самолет что то да означало. В конце концов мы наткнулись на аэродром. Там была суматоха, связанная с перебазировкой на новое место. Мы осмотрелись, где бы пристроиться, предлагая свою помощь и это у нас получилось, так как остро не хватало рабочих рук. На другой день суматоха немного стихла и нас прикрепили к аэродромной службе. Меня пристроили к одной «полуторке» как персональный грузчик. Работая везде совместно с шофером я постепенно осваивал шоферское дело. Сначала было конечно тяжело, но и интересно, ведь осваивал новое дело – машину, а это было престижно. Возили на аэродром, в основном, бомбы в ящиках и горючее. Опаснее всего были, конечно, бомбы. Они могли на ухабах просто сдетонировать. Также надо было постоянно опасаться немецких самолетов. Им нравилось охотиться за машинами, поскольку воздушных объектов для них было мало. Во время поездки я постоянно наблюдал за небом. Бывало, истребители нападали пулеметной очередью, несколько раз повредили машину, а один раз сгорела машина и ранили шофера. Возникла ситуация - сильно заболел шофер (аппендицит кажется), а надо было срочно ехатъ с начальником на приличное расстояние. Машина есть, а шофера нет (причем оба были в дефиците). Начальник под свою ответственность (конечно устно) приказал мне сесть за руль и ехать. Он видел меня несколько раз за рулем, как я учился водить грузовик. Мы с ним удачно съездили. Получилось так, что я сдал экзамен на водителя и в дальнейшем справился с этой работой, даже заслужил отпуск несмотря на военное время. [Дедушка смог съездить домой к семье. Дяде, с чьих слов записывается эта заметка, было 3 года] Конец войны и Победу я встретил в Дрездене. По службе бывал в Кенигсберге. Немцы везде жили в достатке, культурно, в чистоте. Их туалеты выглядели более прилично, чем наши жилые помещения. Что им не хватало? Захотели захватить чужое. [теперь то мы понимаем, чего именно хотела Нацистская Германия от СССР: жизненное пространство за счет советских территорий, навсегда уничтожить российское государство в Европе и ослабить славянскую биологическую силу настолько, чтобы она уже никогда не могла оказать сопротивление германским народам. Аналитики нацистов даже заблаговременно высчитали, сколько советских граждан должны умереть для благоденствия Великой Германии. Выжившим они отводили роль невольников немецкого господина. Зловещие планы германских элит могли бы стать явью, если бы не беспримерное сопротивление народов Советского Союза. «Война на уничтожение» — так охарактеризовал будущую войну против СССР сам Адольф Гитлер (будь он проклят)]

Здесь история войны моего деда заканчивается. Мне остается только добавить, то что я о нем знаю. У дедушки три медали: "За боевые заслуги", "За оборону Москвы" и "За победу над Германией". Имел пять благодарностей за хорошее содержание материальной части и быстрое выполнение задания. Вот как отзывался о дедушке товарищ командир 173 батальона аэродромного обслуживания майор Ильенков: "Товарищ Сайфутдинов находится в Батальоне с 1939 года, до Отечественной войны не имел практического опыта вождения автомашин, но несмотря на все трудности, он приложил все свои способности и старания к изучению материальной части и за короткий период овладел техникой и стал водителем автомашины. К концу 1941 года за ним была закреплена автомашина, на которой он и работает по настоящее время, показывая хорошие образцы в работе. За период с января 1943 года по июль 1944 года его автомашина прошла 19695 км и перевезла грузов - боеприпасов и продуктов - 12205 тонн. Свою автомашину содержит всегда в исправном и хорошем состоянии, которая всегда находится готовой выполнять любое задание. Авторитетом среди шоферского состава и командования пользуется. Политически развит. Достоин Правительственной награды "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ"." Мама говорила, что дедушка был очень добрым, любил детей и ненавидел войну. Как то раз его попросили рассказать о войне на публике, на что он ответил: "Дети, пусть войны никогда не будет", и, пустив слезу, ушел с трибуны. Этот краткий и эмоциональный эпизод очень красочно описывает, что такое война и чем она была для специалиста колесных машин шофера ефрейтора Сайфутдинова Заки Мирсаяповича.

Вечная слава героям!

Регион Республика Башкортостан
Воинское звание Ефрейтор
Населенный пункт: Белебей
Воинская специальность Шофер
Место рождения деревня Тарказы
Годы службы 1939 1946
Дата рождения 2.03.1916
Дата смерти 10.03.1976

Боевой путь

Место призыва СССР
Дата призыва 15.09.1939
Боевое подразделение 5 авиабаза
Завершение боевого пути Германия, Дрезден
Принимал участие взятие Дрездена

Награды

За боевые заслуги

За боевые заслуги

Изображение медали. Информация о награде см. ниже

За боевые заслуги

За боевые заслуги

Наградной лист

За оборону Москвы

За оборону Москвы

Документы

Фотографии

Фотография в начале службы в 1939

Фотография в начале службы в 1939

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: