Корнеев Николай Митрофанович
Корнеев
Николай
Митрофанович
Дата рождения: 2.12.1924
Регион Тульская область
Населенный пункт: Кимовский район
Место рождения г.Плавск Тульская область
Дата рождения 2.12.1924

Воспоминания

Корнеева Юлия

Мой прадед-участник Великой Отечественной Войны
Мой прадедушка Корнеев Николай Митрофанович родился 2 декабря 1924года в г.Плавск Тульской области.
До войны, в 1938 году, закончил 8 классов Плавской средней школы. После школы решил поступить в Саратовское танковое училище. В районе прошёл всех врачей, где в медицинской карте было записано: «годен, годен, годен». Военкомат оформил всю документацию и личное дело направил в танковое училище. Прадеду осталось только ждать повестку, чтобы поехать в это училище. «В моем воображении в юности - стать военным танкистом. Танк я себе представлял, как грозовое, бронированное оружие» - рассказывал прадедушка своей дочери.
Но мечта быть танкистом не сбылась. Он опоздал в училище, набор был окончен. В Саратове ему предложили поехать в пехотное училище в г.Ташкент, но он отказался и вернулся на родину в г.Плавск, где и продолжил свою учёбу.
В 1942г. мой прадедушке пришлось пройти всех врачей и электрический стул с вращением «вправо и обратно с большой скоростью и закрытыми глазами. Стул останавливается, и команда - идти прямо к двери 7 метров не уходя в стороны. Заключение врачей: годен к авиа службе». И так мой прадед стал курсантом Военно-Морской авиашколы. После её окончания в 1943г. был направлен в действующий Черноморский Флот Военно-Воздушных сил.
Первоначально летали и воевали на самолётах ИЛ-4 конструктора Ильюшина. Самолёт военный, двухмоторный. Экипаж 4 человека. Через некоторое время их полк получил на вооружение другие самолёты. Наши союзники США дали им боевые двухмоторные 4х-экипажные самолёты под названием «Бостон». На них им пришлось заканчивать Великую Отечественную войну. Экипаж боевого корабля: командир экипажа, штурман, радиооператор, он же и радиолокатор, радист (эту должность на самолёте заслужил мой прадедушка) и последний член экипажа - воздушный стрелок. Экипаж был боевой, мужественный и бесстрашный. Все боевые операции авиаполк, в котором находился мой прадед, выполнял на Чёрном море, топил и уничтожал военные корабли фашистов и самоходные баржи с живой силой и военной техникой, а также уничтожал Военно-морские базы фашистской Германии.
Получив боевое задание, лётный экипаж старательно готовился к нему. «Технический состав готовит самолёт к вылету, мотористы готовят моторы, прибористы готовят все приборы, оружейники подвешивают фугасные бомбы или одну торпеду. Инженеры проверяют фюзеляж, бомболюки, плоскости, хвостовое оперение или киль и шасси, и всё остальное. Далее летний экипаж на земле проверяет готовность самолёта к боевому вылету.
В 13-ый краснознамённый гвардейский минно-торпедный авиаполк входило три авиаэскадрильи, в каждой эскадрилье по 10 самолётов и каждая эскадрилья из трёх звеньев, в каждом звене 3 самолёта.
Командующие: командир полка, командир авиаэскадрильи и командиры звеньев, командиры самолётов.
Построение боевых машин в воздухе: авиаэскадрилья – первое звено впереди и два звена с правой и левой стороны. Звено: командир звена впереди, так называемый ведомый, справа и слева от него два воздушных самолёта. Радиосвязь в воздухе сильная и чёткая: в каждом самолёте авиаприемник и авиапередатчик. У каждого члена экипажа летний и зимний шлем с устройством радио наушников. Все команды выполнялись строго по инструкции, без лишних слов.
Так описывал мой прадед Николай Митрофанович особенно запомнившиеся эпизоды войны:
«В 1943 году в июле месяце наш авиаполк получил боевое задание совершить налёт на порт и базу морского г.Констанца, где были сосредоточены фашистские силы, военные корабли и техника, горючие и смазочные материалы. Всё это нужно было уничтожить нашему авиаполку. 18 июля 1944г. в 3 часа ночи полк был готов к боевому вылету. 30 военных самолётов «Бостон». На борту каждого самолёта было подвешено по 10 фугасных бомб, по 100кг каждая, и всего на авиаполк 30 тонн. Дана ракета на взлёт. Первым поднялся в воздух зам. авиаполка герой Советского Союза Васильев Пётр Ильич. За ним 1, 2 и 3-я авиаэскадрильи. В воздухе построились и взяли курс по Чёрному морю в порт и военно-морскую базу фашистов г.Констанцу (Румыния). Потолок или, как говорят, высота полёта - 5000 метров. Все экипажи были в кислородных масках. Через два часа полёта мы увидели военно-морскую базу немецко-фашистскую Констанцу. Пролетая над целью зам. авиаполка дал команду напасть на них. И 30 самолётов сбросили смертоносный груз. Бомбы точно летели в цели. Было много уничтожено, в основном военной техники и живой силы противника. Склады с горючим горели чёрным дымом. Были включены мощные авиа фотоаппараты на самолётах. После сбрасывания авиабомб разворот на 180 градусов и курс на свой аэродром. В воздухе нас сопровождали эскадрильи истребителей. Противником был открыт по нашему полку орудийный зенитный огонь, но цель не была поражена. Мы вернулись без единой пробоины. После этого боевого вылета нашему авиаполку было дано ещё одно название. Он стал называться 13 Краснознамённый Констанцский морской авиаполк».
И второй эпизод:
«1944 год. Подойдя ближе к Берлину, я с разведкой остановился в лесу, чтобы перевести дух и перекусить. Только присел на пенёк, но мой старшина Хромов Иван Игнатьевич попросил отойти со словами: «Постоишь, молодой!». После этих слов я отошел, а пень на расстоянии 100 метров взорвался. Меня, как говорится: «Бог отвёл!». Но к сожалению возле этого пня погиб мой старшина. После мы с разведкой добрались до Берлина и подорвали их логово».
Мой прадедушка знал о войне не понаслышке, он видел её воочию, прошёл дорогами войны, видел своими глазами врага, разрушенные им города и сёла, лишения и голод мирных жителей. Прадедушке посчастливилось вернуться домой невредимым. Были ранения, но незначительные. Получил много медалей и орденов: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За трудовую доблесть», «Орден Отечественной войны», «Фронтовик 1941-1945», «Орден имени И.В.Сталина» и другие.
Он рассказывал родным о жестоких схватках с противником, и о коротких минутах отдыха после боя.



Послевоенные годы
По окончанию войны мой прадедушка приехал на Родину, но уже в город Кимовск. В Кимовской средней школе №5 он стал работать учителем труда. В 1947 году он поженился на Прасковье Даниловне.
Они воспитывали пятеро детей: две дочери и три сына. Один из них мой дедушка Корнеев Александр Николаевич. В 1950 году он начал работать на КРЭМЗе. С 1949 года они жили в городе Кимовске, на улице Пушкина, дом 13.
Мой прадед был очень уважаемым человеком, активно участвовал в общественных мероприятиях. За многолетний добросовестный труд он награждался грамотами и юбилейными медалями. При жизни его ежегодно навещали и поздравляли со знаменательными датами из местной администрации, из района.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: