НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Без вести вернувшиеся

Без вести вернувшиеся

О судьбе рядового Галетова семья узнала 75 лет спустя.

Сергей Егорович вообще не должен был воевать. Ему было 39 лет, у него была бронь и трое маленьких детей. Но в июле 41-го он ушел на фронт добровольцем в составе 18-ой Московской дивизии народного ополчения. Последнее письмо пришло его жене Матрёне Тимофеевне в середине октября, и с тех пор о его судьбе было известно только из скупой строчки официального извещения – «пропал без вести».

Сергей Егорович Галетов

 

Поисками деда занялся его внук – тоже Сергей. Получил все, что можно от архивов, но данных было мало. Тогда он восстановил по документам, книгам, мемуарам боевой путь дивизии. 18-я стрелковая приняла боевое крещение под Смоленском 4 октября. Через двое суток была окружена, а 11-12 октября с боями и большими потерями вышла из окружения, прошла переформирование и заняла оборону под Звенигородом. Там в течение трех дней шли страшные бои. 22 октября полк, в котором служил Сергей Егорович Галетов, перестал существовать. По расчетам его внука, именно под Кубинкой и погиб его дед. Правда, найти место его захоронения, если таковое и было, семье не удалось.

Поиски бы, конечно, продолжались, но в январе этого года в Штаб Полка пришло письмо от поисковиков. Они нашли учетную карточку Сергея Галетова из штатлага, лагеря для военнопленных. Немцы пунктуально вели такие карточки, включая не только биографические данные, но и состояние здоровья, место работ, и даже фотографии туда вклеивали. Из этой карточки внук узнал, что его дед попал в плен еще 6 октября под Смоленском, а уже 27 октября 41-го приехал с другими пленными из Минска в вагоне для перевозки скота на железнодорожную станцию в Бад Фаллингбостель недалеко от Ганновера. Оттуда их отправили пешим маршем в шталаг XI D (321) Эрбке. По сообщению в той же карточке, в тот момент он был здоров. Погиб Сергей Егорович 10 декабря 41-го на территории лагеря "холодно-голодной смертью". Похоронен там же, в Нижней Саксонии.

Карточка военнопленного из шталага XI D (321)

 

Семье Галетовых, если можно так выразиться, повезло – они узнали, где погиб и похоронен их солдат. Но только на этом одном кладбище жертв лагерей в Эрбке погребены минимум 14 тысяч советских военнопленных. Их имена известны, но родственники большей части этих солдат не знают, где их искать. Всего же по разным данным, от 3,5 до 5 миллионов военнопленных прошли через лагеря, от 1,2 до 3 миллионов из них погибли. Точной цифры мы не знаем, как не знаем того, судьбы скольких из них до сих пор неизвестны семьям.

Как утверждает немецкая сторона, все существующие списки военнопленных уже переданы России. Часть из них опубликована, они есть в открытых источниках, таких как ОБД Мемориал, и эти базы пополняются. Но не все знают - где и что искать. Какие-то данные - и их, видимо, много - не обработаны и не опубликованы, часть - конфиденциальна. СМИ, интернет-ресурсы, общественные организации готовы публиковать списки военнопленных, но не всегда понятно - а что можно и что нельзя.

- Вопрос  сложный, - говорит Анастасия Караваева, директор Государственного архива Томской области. - Есть закон "Об архивном деле в РФ", там дан срок - 75 лет сохранения конфиденциальности. Сама конфиденциальность понимается как не нанесение вреда, а что человеку вред, он решает сам. Все документы, что старше 75 лет - не должны закрываться, но есть нюанс с данными ЗАГСов: у них закон - 100 лет. Правда, если документы уже в архивах, то опираться надо на архивный закон. По поводу публикаций мемориального характера в 2010-2011 гг. было спец.разбирательство с ОБД Мемориал, их признали законными, не нарушающими конфиденциальность. По закону работа с опубликованными источниками не должна считаться нарушением чего-либо. Что касается фильтрационных дел, то они пока попадают под конфиденциальность, а в части регионов и под секретность. Но в целом - если информация опубликована, то перепубликация законна.

Стелы с именами умерших в шталаге на мемориальном кладбище

военнопленных Эрбке. Эти таблички делают немецкие школьники

 

С вопросом -  можно или нет публиковать списки погибших или выживших в немецких лагерях - мы обратились к Игорю Ивлеву, военному историку, поисковику с 27-летним стажем, создателю популярного сайта www.soldat.ru и автору нескольких книг о системе учета военнослужащих. Сайт, кстати, списки военнопленных публикует.

-         Всего через плен прошло не 3-5 миллионов, а до 7,45 млн наших военнослужащих, из которых не менее 5,36 млн погибло в неволе, в т.ч. на территории бывшего СССР - до 3,912 млн чел., что подтверждено Актом комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.  Документы о судьбах военнопленных, размещённые на публичных сайтах в Интернете, не секретны, иначе никто не рискнул бы их публиковать. В том числе не секретны подобные документы на сайтах Министерства обороны РФ. В законодательстве РФ понятия "личная тайна" и "семейная тайна" не раскрыты. Такие термины используются в обиходе, но в качестве элемента правового поля они законодателем не описаны. Поэтому ничто не препятствует публикации архивных данных о военнопленных на иных ресурсах. Тем более, что статья 2 Закона РФ № 152-ФЗ "О персональных данных" явным конкретным образом предписывает, что действие этого закона не распространяется на использование архивных документов: "Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при … организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации". Персональные данные, не находившиеся на секретном хранении, почерпнутые из архивов РФ и опубликованные тем или иным образом, не попадают под действие этого закона, если до публикации не было выражено иное мнение прямых родственников. При этом закон не обязывает отыскивать родственников перед публикацией данных о погибших или пропавших. В противном случае государство, создавая Книги Памяти, а также ОБД "Мемориал" и "Подвиг народа", обязано было найти и опросить всех прямых родственников упоминаемых в этих источниках воинов: "Можно мы опубликуем данные Вашего воина?".

И все же часть информации государство закрывает, говорит Игорь Ивлев:

-          В ОБД "Мемориал" и "Подвиг народа" закрываются некоторые данные для просмотра по персоналиям, в отношении которых государство волей чиновников не хочет создавать прецеденты для всякого рода исков (в отношении военнослужащих особых отделов, частей НКВД, разведчиков, диверсантов, пилотов бомбардировщиков, штурмовиков и т.п.) от возможных радетелей чистоты нравов войны. Война - всегда грязное дело, там, знаете ли, убивают, что вряд ли является признаком чистых нравов. Тем не менее, государство страхуется и закрывает некоторую информацию. Тот же, кто хочет найти документальные источники информации в отношении упомянутых категорий лиц - своих родственников, всегда найдёт путь для этого в установленном законодательством РФ порядке. Никаких препятствий для этого нет.

В 2016 году исполнится 75 лет данным, касающимся 1941 года, так что, возможно, в открытом доступе появится много новой информации. Дойдет ли она до родственников? Во многом это зависит от них самих, от их настойчивости и целеустремленности.

Использовано фото Саксонские мемориалы

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ГИПЕРССЫЛКА НА САЙТ MOYPOLK.RU ОБЯЗАТЕЛЬНА

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ