НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Как герой Бессмертного полка открыл век реактивной авиации

Как герой Бессмертного полка открыл век реактивной авиации

12 апреля 2016 года в России празднуют юбилейную дату — 55 лет со дня первого полета человека в Космос. 

Григорий Бахчиванджи родился 20 февраля 1909 года в станице Бриньковской, ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края.

Во время призыва  в ряды Красной Армии в 1931 году Григорий попросил призывную комиссию направить его в авиацию. Его просьба  была удовлетворена. После окончания курсов он служил мастером по вооружению самолетов. В 1933 году получил специальность авиационного техника по вооружению, но у Григория была другая цель - стать летчиком. И он им стал -  в 1934 году он окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков, имея две военные специальности: техника по вооружению самолетов и летчика.

В 1935 году Григория в числе лучших выпускников  направили на летно-испытательную работу в НИИ ВВС. Вначале Бахчиванджи летал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете, а через 5 лет он стал одним из известнейших и опытнейших летчиков страны.

С началом Великой Отечественной войны Бахчиванджи попал на фронт и воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне войны. 4 июля он одержал первые воздушные победы — лично уничтожил  разведчика Do-215.

В последующем Бахчиванджи одержал еще несколько воздушных побед.

В середине августа 1941 года Григорий Яковлевич был отозван с фронта на испытательную работу в город Свердловск (точнее — в поселок Билимбай Свердловской области). В конструкторском бюро тогда разрабатывался самолет-перехватчик  БИ -1 нового типа — с жидкостным реактивным двигателем. Испытывать этот самолет было доверено Бахчиванджи.

15 мая 1942 года  Григорий Яковлевич Бахчиванджи совершил первый полет на БИ-1, открыв тем самым новую эру - эру реактивной авиации. Очевидец этого исторического события — конструктор ракетно-космической техники Василий Павлович Мишин подчеркивал: "Все понимали, что присутствуют при рождении новой ракетной эры авиации". Впервые прозвучала команда не "от винта", а "от хвоста". Советский конструктор и ученый в области самолетостроения, доктор технических наук, профессор Военно-Воздушной академии им. Жуковского, генерал-майор инженерно-авиационной службы Виктор Болховитинов вспоминал:

"Для нас, стоявших на земле, этот взлет был необычным. Непривычно быстро набирая скорость, самолет через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только звук двигателя говорил, где он находится. Так прошло несколько минут. Не скрою, у меня затряслись поджилки. Наконец  самолет возвратился и сел на аэродром. Посадка получилась жесткой, одна стойка шасси подломилась, колесо отскочило и покатилось по аэродрому. Для летчика это тоже был не просто первый полет  на новом самолете, но полет на аппарате  новых непривычных качеств, которые потребовали от него убыстрения всех действий и мышления в силу кратковременности полета и сильно возросших ускорений движения. Машина вела себя совершенно не так, как самолеты того времени, из за этого летчик не полностью выполнил заданную программу, но главным было то, что он осуществил этот полет и благополучно вернулся на аэродром. Все почувствовали, что совершен полет в новое, проложен путь  в еще неизведанные области, положено начало новому этапу развития  летательных аппаратов — эре ракетных полетов".

За этот полет Григорий Бахчиванджи был отмечен высшей правительственной наградой  — орденом Ленина.

Григорий Яковлевич отлично понимал, какие трудности предстоит ему преодолеть. Так,однажды, в ответ на поздравления друзей с успешным полетом, он произнес слова необычные, вызвавшие изумление и споры всех присутствующих: "Друзья мои, спасибо за все, за труд ваш, за пожелание здоровья. Но я знаю — я разобьюсь на этом самолете!  Я нахожусь в трезвом уме и отдаю отчет своим словам. Мы находимся на передовом краю технической битвы и без жертв не обойтись. Я иду на это с полным сознанием долга". К сожалению, он оказался прав в своих предчувствиях...

Бахчиванджи поднимал самолет в благополучные полеты еще четыре раза.

27 марта 1943 года при очередном испытании летчик на истребителе развил скорость более 800 километров в час. Это была первая встреча человека со звуковым барьером — и первая жертва на пути к его преодолению. При выполнении задания на достижение максимальной скорости полета в 800 км/час, на высоте около 2000 м самолет неожиданно перешел в пикирование под углом около 50 градусов. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома.

Как заметил учёный-конструктор, один из ближайших соратников академика Сергея Королёва Борис Черток, "история ракетной техники породнила Бахчиванджи и Гагарина. Оба взлетели, оторвавшись от земли ракетным двигателем. Оба погибли в авиационных катастрофах в возрасте 34 лет, и оба 27 марта. В обоих случаях аварийные комиссии, разнесенные по времени на 25 лет, не установили истинных причин гибели летчиков".

28 апреля 1973 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: "За героизм и самоотверженность, проявленные при испытаниях первых  советских самолетов с реактивными двигателями и в боях с врагами в период Великой Отечественной войны, присвоить посмертно звание Героя Советского Союза летчику-испытателю капитану Григорию Яковлевичу Бахчиванджи".

Юрий Алексеевич Гагарин, совершив прорыв не только в советской, но и мировой космонавтике, отметил заслуги Бахчиванджи в одной фразе: «Без полетов Бахчиванджи, возможно, и не было бы 12 апреля 1961 года».

15 мая 2015 года в поселке Билимбай (Свердловская область) появилась точная копия легендарного самолета БИ-1. Организатором презентации выступил Евразийский фонд национального наследия «Строганофф». Сегодня, 12 апреля 2016-го, там же, в Билимбае, рядом с копией самолета БИ-1 встанет и полномасштабный макет головной части легендарного космического корабля «Восток-1», на котором совершил первый полет Юрий Гагарин. Первопроходцы реактивной авиации и космонавтики, спустя годы, встретятся там, где были заложены истоки эры покорения Космоса человеком.

"55-ая годовщина первого полета в космос — особенная дата для России, — говорит председатель фонда «Строганофф» Станислав Могила. — Мы должны понимать, что величие родной страны, родного края поддерживается памятью людей, в ней живущих. Сегодня мы помним и чтим историю, работаем с подрастающим поколением, чтобы они не забывали, что Россия — родина первого реактивного самолета, первого космонавта и многих других побед".

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Видео