НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Мой отец погиб под Сталинградом. Семейные хроники династии Ермоленко

Мой отец погиб под Сталинградом. Семейные хроники династии Ермоленко

"3 ноября 2003 года в день 100-летней годовщины со дня рождения моего любимого отца я дал себе слово написать о нем биографический очерк. И вот к 101-ой годовщине я представляю на суд моих первых читателей - сына, дочерей, внуков, внучек и двоюродных сестер - краткое описание жизни солдатского сына, гимназиста, студента, агронома, командира РККА, защитника Родины, участника Великой Отечественной Войны, Якова Ильича ЕРМОЛЕНКО, погибшего под Сталинградом 27 октября 1942 года"...


Так начинается семейная летопись, составленная сыном солдата - Владимиром Ермоленко и опубликованная на сайте Бессмертного полка его внуком, тоже Владимиром. Работа над хроникой, по объему тянущей на небольшую книгу, шла, на самом деле, многие годы. Сыновья Якова Ильича собирали семейные документы, делали запросы в архивы. Биографический очерк начинается с далекого 1903 года, с записи из метрической книги одного из приходов Могилевского уезда, где родился Яков Ермоленко. 

Из личных встреч и переписки с однополчанами отца, детских воспоминаний, поездок по местам боев, изучения боевого пути сложилась эта семейная хроника. Вот лишь несколько отрывков:

"Нам, сыновьям, удалось разыскать двух однополчан Якова Ильича. Вот выдержки из их писем. "…Дорогие мои друзья по отцу. Вы пишите, что отец вам писал о некоторых сражениях на Северном (правильно – Северском) Донце в районе Старого Салтува. Мне приходилось там быть и видеть все, что ваш отец делал. Его успехи были успехами для дивизии и других частей нашей армии. Бои под Казачьей Лопанью, в районе Шебекино, Волчанск, Большой Ольшанец, Салтув в марте 1942 года. Майское наступление из района Старый Салтув в направлении на Харьков. Восстановление переправ (мостов) через Северный Донец в весеннюю распутицу, во время множества налетов немецкой авиации. Налетали они целыми волнами. Днем они уничтожат переправы, а ночью наш дивизионный инженер Яков Ильич их восстанавливал. Да разве только переправы. А сколько было установлено мин на опасных направлениях немецких танков? Неисчислимое множество немецких мин было снято под руководством тов. Ермоленко… В. Повийчук. 16 февраля 1968 г". 

"…в майских операциях /1942 г./ мне с Яковом Ильичом в трудной боевой обстановке приходилось выполнять различные боевые поручения командования. Приведу маленький эпизод из его боевой жизни, это в течение короткой весенней ночи под руководством Якова Ильича была построена переправа, по которой благополучно прошел танковый корпус для выполнения боевых заданий командования. За что Ильич был представлен командованием к ордену «Отечественная война I степени». Я уверен нашим Правительством Яков Ильич будет безусловно награжден… Т.С. Гращенков. 1.1.1943 г". После войны в беседе с сыновьями Якова Ильича Тимофей Степанович дополнил описание этого эпизода: «Прежде чем переправляться, танкисты осмотрели мост. Он им показался ненадежным. Яков Ильич заверил их, что мост выдержит танковую нагрузку, и в доказательство сам встал под первый пролет: «Если рухнет, то на меня». Довод оказался достаточным. Танкисты начали переправу". 

...Позже Яков Ильич был ранен в ногу. Сапоги с дыркой на голенище он переправил домой. Они почти подошли старшему сыну, Он носил их, засунув комки из газеты в носки. На недоуменный вопрос сверстников с печалью отвечал: «Это сапоги отца. Он воевал на фронте. А дырка эта от осколка, которым он был ранен». 

... Согласно боевому приказу командующего Донским фронтом 226-я должна была совершить 260-ти километровый марш на юг, переправиться через Волгу у Дубовки и выйти в район Челюскино – Желтухино для пополнения 66-ой армии. Яков Ильич, как дивизионный инженер, получил приказание обеспечить бесперебойное продвижение людей, транспорта и военной техники по проселочным дорогам в осеннее ненастье. Саперы разведывали маршруты, броды, укрепляли и строили мосты, сравнивали крутые подъемы и спуски. 8 октября, по дороге на фронт Яков Ильич писал семье в Кострому: …Я два раза был представлен к правительственной награде. Первый раз медаль (очевидно, за мартовские бои), а второй раз орден «Отечественная война I степени» (за майскую переправу через реку С. Донец). Смотрите в газеты, когда-нибудь прочтете и мою награду. Не хотел я вам об этом писать до указа, но опять скоро иду в бой, в бою все может быть, а потому знайте, что отец неплохо выполнил свой долг перед Родиной… Мы стали внимательно просматривать в «Правде» списки награжденных, но родной фамилии все не было и не было.

...В конце октября в Костроме мы достали из почтового ящика тощий казенный конверт. Сердца наши ёкнули. Так и есть, в конверте было ИЗВЕЩЕНИЕ Ваш муж подполковник Ермоленко Яков Ильич, уроженец… в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 27-го октября 1942 года. Похоронен…"

...В июле 1962 мы были в Сталинграде и беседовали с Тимофеем Степановичем: «Ваш отец погиб, когда пытался прямо на месте, находясь в передовых порядках, разрядить немецкую мину. От этих мин много гибло наших бойцов, и он решил сам разобраться в ее конструкции, чтобы потом обучить своих саперов правильно ее обезвреживать. Но разгадать, в чем заключался ее «секрет» Якову Ильичу не удалось, и мина разорвалась в его руках». Сапер ошибается один раз в жизни. В донесении командующему армии о гибели подполковника Ермоленко Я.И. подчеркивался героический поступок дивизионного инженера, который самостоятельно принял решение лично разобраться с устройством новой немецкой мины".

Внук Якова Ермоленко, Владимир Владимирович рассказывает: "Отец подготовил первый вариант очерка в 2004 году. Но, можно сказать, что работа над ним и не прекращается. Постоянно что-то дополняется, дописывается. Мы с отцом ездили в Кострому, куда эвакуировали семью вместе с Ленинградским военно-инженерным училищем, и откуда дед ушел на фронт. Дом, который по детским воспоминаниям папы, находился на окраине, рядом с лесом, теперь едва не в самом центре. Это показывает, как все изменилось за 75 лет, и что с каждым годом восстанавливать историю все сложнее. Надо торопиться".

В семье Еромоленко быть военным - традиция как минимум в четырех поколениях. Прадед - фельдфебель российской армии Илья Селивёрстович Ермоленко - погиб в Первую мировую. Герой семейной хроники - Яков Ильич Ермоленко - военный инженер-строитель. Его сыновья и внуки - тоже военные. Владимир Владимирович - еще и знаток военной истории. Он продолжает дело отца по сбору семейного архива.

"Началось все с сайта "Бессмертного полка". Я начал выкладывать информацию сначала о деде, потом о других родственниках. Информации не хватало, пришлось поискать, поездить по местам боев. Есть удивительные истории. Вот, например, Аркадий Молин, брат деда - был в плену, трижды бежал, выжил. Скажу так, я приобрел огромный объем знаний", - говорит Ермоленко-младший.

На предложение продолжать семейные записи, улыбается. Это понятно даже по телефону. Но вообще-то он пишет. Стихи - точно. Но это совсем другая история. Так что, возможно, очерк его отца - лишь начало большой семейной летописи.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ГИПЕРССЫЛКА НА САЙТ MOYPOLK.RU ОБЯЗАТЕЛЬНА

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ