НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Памяти Защитников Брестской крепости. 333 стрелковый полк

Памяти Защитников Брестской крепости. 333 стрелковый полк

Эдуард Дамм. Родные ищут информацию о его судьбе.

Несколько лет родные пытаются установить место захоронения и судьбу Эдуарда Дамма. Никаких документов в семье не было – ни писем, ни похоронок. Даже на сайте ОБД-Мемориал о нем ничего нет. Но ведь он был! Родился, работал, был призван в Красную Армию, сражался, защищал Брестскую Крепость и Родину! Его имя упоминается в воспоминаниях однополчан, в книгах, посвященных тому героическому периоду. Но в Брестской Крепости, как ее защитник, он тоже не увековечен.

Эдуард родился в с.Сартичала Гардабанского р-на Грузинской ССР. Был кузнецом. В 1939 г. его призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и направили в Брест, в музыкальный взвод 333 стрелкового полка 6 стрелковой дивизии 28 стрелкового корпуса.

В июне 1941 г. полк, общей списочной численностью  в 2270 бойцов и командиров, располагался в здании бывшего арсенала Брестской Цитадели напротив Тереспольских ворот. Музвзвод размещался на 2 этаже, примерно в центре здания. Командовал военным оркестром лейтенант Николай Сергеевич Клыпа.

Тубист оркестра М.И.Игнатюк (24 июня был взят в плен).

Из воспоминаний: "...Суббота 21-го июня. В 6 часов вечера оркестр вызван на игру на стадион города Бреста. Вручали призы физкультурникам. В 8 часов вечера оркестр отправился на смотр артиллерии в Северный городок. Но опоздали. Оркестр ушёл к себе в крепость… Тревожно на душе.  Что-то вокруг творится. Легли спать в 12. Окна выходили во двор Цитадели. Проснулись от грохота. Окна вылетели. Кирпичная пыль. Рухнули перегородки. Ничего не понял. Когда спустились вниз – видим, внутри Цитадели – немцы. Немцы – возле офицерской столовой… Левее нас был батальон НКВД. Ведёт непрерывный огонь. Немцы боялись идти на этажи...".

М.П.Гуревич, трубач (был пленен) : «"...К нам присоединились пограничники, которые располагались в здании напротив нашего полка, потом еще два артиллериста. С первых же минут войны они вели огонь из окна нижнего этажа казармы прямой наводкой по Тереспольским воротам и в подвал спустились совершенно оглохшие. Через несколько дней к нам из штаба пришел лейтенант, поднял руку и сказал: «Товарищи, вы знаете, что положение тяжелое, кто желает пойти на прорыв?» Набралась большая группа. Мы стали пробираться к ближайшему окну, выходившему к Тереспольским воротам, но гитлеровцы заметили нас и начали обстреливать... Преодолеть плотину оказалось очень трудно.  Люди то и дело падали и, поскользнувшись, скатывались вниз. Наконец мы очутились возле одного из зданий пограничников и увидели ужасную картину: все помещение было разбито, слева зияла большая воронка, в ней стоял разбитый пулемет, возле него лежало трое или четверо растерзанных пограничников. Здесь мы снова попали под обстрел… Спустя некоторое время по цепи передали, что фашисты обходят нас с правого фланга. По команде мы начали отходить к плотине... У Тереспольских ворот нас тоже встретил поток смертоносного свинца из боковых помещений башни, а в спину неслись выстрелы с островка. Отстреливаясь, добрались до ворот, а оттуда вернулись опять в подвал...". 

Эти же события описывает и Соколов А.В., упоминая, что с ними сражались и многие участники полкового оркестра.

Вместе со всеми, плечом к плечу сражался и красноармеец Эдуард Дамм.

«...Из одной бойницы стреляли несколько человек - Дамм, Черный, Стукаленко, я... (Каландадзе А.П, младший политрук).. Стреляли все, кто мог держать оружие. Помню, в подвале оказался раненый пограничник Бобренок. Он потерял много крови, но продолжал стрелять… Пулю за пулей посылал в стан противника кавказский кузнец, немец по национальности, Эдуард Дамм. Рядовой боец Иван Бугаков, когда в пылу сражения был убит командир взвода, принял командование подразделением на себя и бойцы продолжали драться, не щадя своей жизни." «В крепости вместе со мной были: старшина 45 мм батареи Абхазава (бывш. педагог Ланчхутской средней школы), политрук минроты Онисим Асатиани (бывш. педагог из Зестафонского района), С. Башалейшвили (бывш. педагог из Телавского района), сержант полковой школы Маглакелидзе, немец из Грузии музыкант Э. Дамм и другие. В подвалах 333-го укрывались также женщины и дети — члены семей командиров, живущих рядом с нашим полком». 

Воспитанник музвзвода Петр Клыпа, трубач, был пленен, бежал из лагеря в Бяло Подляска: "... В момент, когда срок ультиматума истек, и немцы с удвоенной силой принялись обстреливать центр крепости, Потапов скомандовал бойцам: "За мной, вперед!"- и ринулся из окна. За ним все устремились на берег Буга. В быстрой, как молния, рукопашной схватке бойцы уничтожили вражеский заслон и бросились через дамбу на Западный остров... По зарослям острова мы быстро добрались до второго рукава Буга и пустились вплавь. Но в этот момент, когда уже отплывали последние бойцы, откуда - то из-за кустов с противоположного берега по воде ударили немецкие пулеметы. Большинство бойцов погибло в реке. Вскоре нас осталось 13, потом 9. Изможденные, голодные мы выбрались, наконец, в лес. После долгих бессонных ночей крепко уснули. Проснулся я от сильного удара в бок. Мои товарищи уже стояли рядом под конвоем...". 

«27 июня 1941 года нас, пленных, перегоняли по территории Польши в направлении Бяла-Подляска, не доходя города, загнали нас в лагерь, т. е. шталаг № 307» ©- Алексеев И.А., писарь

Попал в плен и Эдуард Дамм. И дальше его судьба неизвестна. Неизвестно и при каких обстоятельствах он был пленен, был ли ранен, контужен… Но известно, что помог он бежать из лагеря своим товарищам-однополчанам.

«Дважды Петя Клыпа пытался бежать. Но неудачно. Однажды он встретил в новой партии пленных бойца 333-го полка,…,  Эдуарда Дамма. Эдуарду удалось найти среди часовых лагеря рабочего из Гамбурга, и тот согласился помочь бежать Пете Клыпе, Володе Измайлову, Коле Новикову, Володе Козьмину, Пете Котельникову. В одну из ночей, когда у ворот лагеря стоял на посту гамбуржец, ребята, никем не замеченные, вышли за колючую проволоку. Часовой посоветовал беглецам пробираться в соседний лагерь для гражданских — их должны были отправить в Брестскую тюрьму. Побег удался…"  

Первым лагерем в судьбах Эдуарда и его однополчан был фронтлагерь в местечке Бяло Подляска (40 км. по прямой от Бреста). Названия и номера лагеря в источниках разнятся – в одних документах и воспоминаниях он указан как шталаг 307 (Frontstalag 307 Kriegsgefangenlager - Unterlager "B"), а по другим - там находился Zweitlager 366/Z Siedlce  - филиал лагеря 366, который находился в г.Седльце. Но, возможно, их было два – в самом местечке Бяло-Подляска и в окрестностях. У большинства военнопленных советских солдат-защитников Крепости указан 307 шталаг, по описанию – именно в окрестностях деревни. Лагерь располагался на сельскохозяйственных угодьях, между  Холя (Las Hola), Селчик (Sielczyk), Воскженицы (Woskrzenice Małe) (в настоящее время в административных границах города Бяла-Подляска, Польша). Первая партия военнопленных прибыла сюда пешком из Бреста 23 июня 1941 года. Через лагерь прошло более 200 000 пленных, отсюда направляли пленных под конвоем до железнодорожного вокзала Бяла-Подляска и вывозили в другие шталаги, концлагеря, в том числе и в Германию.

Через этот лагерь прошли практически все спасшиеся защитники Крепости. Их увозили ранеными или брали в плен, потому что им просто нечем было отстреливаться. В этот же лагерь привозили пленных красноармейцев из Белостокского, Минского котлов, районов Украины, разрозненных частей из окрестностей Бреста.  

Лагерь - огромное поле, разгороженное на “блоки”-клетки, в каждой из которых содержалось до тысячи узников. Кроме госпиталя и домика канцелярии из строений на поле были только вышки. Черпак баланды из грязной брюквы и 150 г эрзац-хлеба; если сильный — выживешь, нет — желающих на твое место хватает, каждый день пленных привозят. Дизентерийные умирали прямо на поле, тифозных увозили в другое место. «На другой день мы пришли к большому полю, которое было все разделено проволокой на большие квадраты. Это был знаменитый лагерь № 307 или "лагерь смерти", как называли его пленные. В одном квадрате находилось около 20000 офицеров. В другом - бесчисленное количество красноармейцев. В третьем - кухня и больница. В четвертом - оркестры духовой музыки. В пятом - комиссары, политработники и евреи. Никаких построек кроме кухни не было. По всему лагерю - песчаная почва. Т.к. наступили холодные ночи, то люди на ночь стали рыть себе ямы и скрываться там от холода и дождя, но песок часто обваливался и таким образом они сами себя хоронили. Нас разбили на тысячи, сотни и десятки. Появились тысяцкие, соцкие и десятники. Каждое утро - мучительная поверка, вернее, подсчет, и каждое утро на телеге вывозились трупы. Сначала довольно было одной, а уже через неделю покойники не помещались и на трех. В день выдавали кружку супа, кружку воды и 100 гр. хлеба» -С.Н.Сверчков.

Пытавшихся убежать было много, но и расстреливали пленных  без колебаний, не считая. Все ж некоторым удалось совершить побег и их воспоминания мы теперь можем читать.

В лагере полностью отсутствовала элементарная медицинская помощь. К сентябрю уже 20 000 заключенных страдали от дизентерии. В течение двух недель умерло 2500 из них. Недалеко от Бяла-Подляска, вдоль дороги Тересполь, только с 21го по 28е сентября 1941 года были расстреляны 5000-6000 советских военнопленных. Массовое уничтожение пленных происходило ежедневно, их не хоронили на кладбище, а просто закапывали в ямы. Учет в то время военнопленных не вели так тщательно, чаще просто регистрировали в журнал – это ведь был временный «пересылочный» лагерь. Из-за слишком массовых расстрелов не всегда ставили отметку о выбытии. Больше учтены те, кто умер от болезней – на документах медперсоналом из числа таких же пленных фиксировалась дата и возможная причина смерти.

Из-за отсутствия документов сложно определить, погиб ли именно в этом лагере или был перемещен в другой и погиб там. Расстрелян или умер от болезни. И где именно захоронен. Братские могилы есть в  – Воскщенице, Хусинка, Хола, Калилов… Общее количество погребенных там разница, но в Картах захоронений указано  количество – 2 тысячи, 3 тысячи, но нет имен…

Так «потерялся» и Эдуард Дамм. Где искать его место захоронения? Какова его судьба после помощи в побеге своим товарищам?

Захоронения в лагере Бяло-Подляска

Лагерь в Бяло-Подляска функционировал до октября 1941 г., затем, вследствие эпидемии тифа и большой смертности, переведен в бывшую крепость Демблин/Деблин на Висле (Stalag 307 Deblin-Irena Dęblin-Irena Polen).  Военнопленные так же были перемещены и в другие лагеря для военнопленных и концлагеря.  Например, в местечке Скробув был госпитальный лагерь, туда распределяли (и переводили), в основном, туберкулезных и тифозных пленных. Там и хоронили.

Согласно "Каталогу захоронений советских воинов,  военнопленных и гражданских лиц на территории Польши" советские военнопленные в г.Демблин «похоронены» на двух кладбищах - в самой крепости (60 000 чел.) и городском коммунальном кладбище (7 000 чел), на некоторых документах записано как "старое польское кладбище". Но был еще  некий "лазарет терапии" – всего фигурирует в источниках 4 кладбища, где хоронили в/пленных. Журнал «Шпигель» в 1978 г. опубликовал: «Из 3,35 млн. советских военнопленных 1941 года на 1 февраля 1942 года жили  только 32,8 процента. В Stalag 307 в период с октября по декабрь 1941 ежедневно погибали от 200 до 500 заключенных».

Нужно учитывать, что под словом «хоронили» имеется в виду не общепринятый ритуал погребения – в гробу, в отдельной могиле, с памятником. В виду массовой гибели людей – это были также рвы и ямы, куда мертвых просто складывали навалом. И памятники о том, кто здесь захоронен, стали ставить после освобождения территории, в том числе усилиями местных жителей. Но установить имена всех там погребенных уже, наверное, и не удастся.

Вот так и увековечен Эдуард Дамм пока только в памяти родных людей, да в Бессмертном полку.

Из письма родных Э.Дамма: «Эти двух людей однополчан МЫ НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ!! ОНИ ДАЛИ НАМ ШАНС ПОЗНАКОМИТЬСЯ С РОДСТВЕННИКОМ и не только. ЗАПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ИХ ИМЕНА - заместитель политрука 333 СП Александр Каландадзе (с Грузии), Сергей Тихонович Бобренок, младший сержант, пограничник (с Украины). Хотелось бы узнать родственников этих благородных людей, вступить с ними в переписку. Поблагодарить от всего сердца».

Если вы знаете что то о судьбе Эдуарда, есть фотографии, воспоминания или ваши родные были его однополчанами – отзовитесь, пожалуйста!

Стотысячный военнопленный, зарегистрированный в шталаге 307.

Номер записи    272181255

Фамилия   Руднев

Имя   Михаил

Отчество   Владимирович

Дата рождения   29.10.1903

Место рождения   Рязанская обл., Скопцы

Последнее место службы   44 СП

Воинское звание   ст. лейтенант

Лагерный номер   3316

Дата пленения   22.06.1941

Место пленения   Брест

Лагерь   офлаг XIII D (62)

Судьба   попал в плен

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272181255

Из музыкального взвода полка, запечатлённого на коллективной фотографии, известны имена следующих 24 человек: Бугаков И.А.(2 ряд - первый справа), Шалаков, Абзенидзе, Суслонов А.И., Мулин, Иманов А.А. (3 ряд - второй справа), Кириллов В.В., Чистяков Александр, Клыпа Н.С., Архипенко С.А., Дамм Э., Сусиков, Гуревич М.П. (2 ряд, второй справа), Васильев П.Ф., Сысов, Лисс В.Я., Киселёв В., Новиков Н.И., Зенкин И.И., Урычёв К.П., Шмаков П.Д., Гажала Фёдор, Михайлов Леонид.

Эдуард – в нижнем ряду, в центре. За ним – Петя Клыпа.

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА ВЗВОДА (информация на апрель 2013 г.)

- лейтенант Клыпа Николай Сергеевич – командир взвода. Проживал в г.Бресте.

- старшина Игнатюк Михаил Игнатьевич - тубист. 1905 г. р., д Статычево Пинский р-н Брестская обл. В РККА с 1919 г. Проживал на 2 этаже Тереспольской башни. 24 июня пленен. Вернулся на родину.

- старшина Мартиевский Виктор Иванович - 1904 г.р., д. Пережеры Воложинский р-н Минская обл. Проживал с семьей в Тереспольской башне. Пленен. Бежал в Норвегию, судьба неизвестна.

- старшина Мулин Василий - проживал с семьей в Тереспольской башне. Видимо, погиб в ходе обороны.

- старшина Кириллов Василий Васильевич- 1915 г.р., г. Ленинск Волгоградская обл. В РККА с 1936 г. Проживал с семьей в Тереспольской башне. Пленен. Умер в плену.

- старшина Чистяков Александр - проживал с семьей вероятно на Кобринском укреплении. Погиб.

- мл. сержант Бугаков Иван Афанасьевич - трубач.1918 г.р., с Ольшанка Екатериновский р-н Саратовская обл. Призван в 1940 г из Ярославской обл. 23 июня вышел из Крепости. Но за ее пределами был пленен. Вернулся на родину.

- рядовой Лисс Ефим Яковлевич - трубач. 1921 г.р., г Оренбург. Призван в 1940 г из Самаркандской обл. 23 июня пленен. Вернулся на родину.

- рядовой Гуревич Михаил Павлович - трубач. 1919 г.р.,  г Витебск. Призван в 1940 г из Минской обл. Вероятно пленен 24 июня. Вернулся на родину.

- рядовой Иманов Аллаверди Алекперович - трубач. г Баку. Призван в 1939 г из Азербайджанской ССР. 23 июня вышел из Крепости. Но за ее пределами был пленен. Вернулся на родину.

- рядовой Сафаров Ибрагим Ширали-Оглы - барабанщик. 1910 г.р. с Ашагы-Караманлы Нефтечалинский р-н Азербайджанская ССР. Призван в 1939 г из Азербайджанской ССР. Пленен. Вернулся на родину.

- рядовой Михайлов Василий Петрович - альтист. 1921 г.р., Призван в 1940 г из Самаркандской обл. Погиб.

- рядовой Дамм Эдуард - с Сартичала Гардабанский р-н Грузинская ССР. Призван в 1939 г из Грузинской ССР. Пленен. Умер в плену. Место захоронения не известно.

- рядовой  Абзианидзе Нико- Призван в 1939 г из Грузинской ССР. Погиб.

- рядовой Шмаков Петр Дмитриевич - 1919 г.р., д Крапивенская Слобода Щекинский р-н Тульская обл. Призван в 1939 г из Тульской обл. Погиб.

- рядовой Сушков Василий Иванович - 1922 г.р., с Заплавное Ленинский р-н Волгоградская обл. Призван в 1941 г из Волгоградской обл. Пленен. Умер в плену.

- рядовой Сысоев Павел Иванович- 1920 г.р., г Волгоград. Призван в 1941 г из Волгоградской обл. Пленен. Умер в плену в 1945 г.

- рядовой Олифир Василий Павлович - пленен. Вернулся на родину.

- рядовой Урычев Константин Павлович - 1919 г.р. ,д Киселево Гаврилов-Ямский р-н Ярославская обл. Призван в 1940 г из Ярославской обл. Погиб.

- рядовой Суслонов Александр Иванович - 1914 г.р., д Красная Гора Великоустюгский р-н Вологодская обл. Призван в 1939 г из Краснодарского кр. Пленен. Вернулся на родину.

- воспитанник Васильев Петр Федорович - трубач.1923 г.р., ст Суводская Дубовский р-н Волгоградская обл. В РККА с 1941 г. Погиб.

- воспитанник Клыпа Петр Сергеевич - трубач. 1926 г.р., г Брянск. В РККА с 1939 г. 23 июня вышел из Крепости. Но за ее пределами был пленен. Вернулся на родину.

- воспитанник Новиков Николай Иванович - барабанщик. 1925 г.р., д Забелино Сычевский р-н Смоленская обл. В РККА с 1937 г. 23 июня вышел из Крепости. Но за ее пределами был пленен. Вернулся на родину.

 

Автор: Медникова Евгения


Использованы источники:

ОБД-Мемориал https://obd-memorial.ru/html/default.htm

Р.Алиев «Брестская Крепость. Воспоминания и документы»

Б.Л.Васильев «В списках не значился»

С.С.Смирнов «Брестская Крепость»

С.Т.Бобренок «Слово о товарищах». Записки участника обороны Брестской крепости

http://fortification.ru/forum/index.php?PHPSESSID=a0et2e1u4528n3nll8j9dtsbe0&topic=4065.0

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=10671.0;topicseen

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=20079.0

http://www.sgvavia.ru/forum/78-1174-1

http://www.kremnik.ru/node/460323

 

На нашем сайте есть подробные рекомендации для тех, кто самостоятельно занимается поиском своих близких, погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ