Ермолаев Николай Иванович
Ермолаев
Николай
Иванович
Летчик дальней авиации

История солдата

Ермолаев Николай Иванович

30.12.1907 (г. Баку) – 15.09.1992 (с. Урелики, Чукотка)

Николай Иванович родился 30 декабря 1907 года в городе Баку Азербайджанской ССР. Он окончил авиашколу в городе Балашове и стал в ней летчиком-инструктором. Позже Николай Иванович работал линейным пилотом в отряде гражданского воздушного флота в Архангельске, служил на всем бывшем советском пространстве от юга до севера.

Второй записью в разделе «Прохождение службы» военного билета Николая Ивановича значится: «02.1941-04.1942 – 212 отдельный дальнебомбардировочный Авиаполк. Командир звена». Этот авиаполк располагался в Смоленске.

В сети Интернет содержится информация, повествующая о создании и основных задачах 212-го полка дальней авиации. В феврале 1941 года на аэродроме «Смоленск–Северный» был сформирован 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк, который стал основой третьей гвардейской дальнебомбардировочной авиационной дивизии и всей дальней авиации в целом. Полк был сформирован из летчиков, хорошо владеющих элементами «слепого» полета и знакомых со средствами радиолокации. Командиром полка был назначен Александр Евгеньевич Голованов, впоследствии написавший мемуары под названием «Дальняя бомбардировочная… Воспоминания главного маршала авиации 1941-1945», которые впервые были опубликованы в конце 1980-х. В мемуарах формированию 212-й ДБАП посвящена отдельная глава.

В феврале 1941 года в полк, расположившийся под Смоленском, были собраны самые лучшие летчики со всей страны. Одним из них был 33-летний Николай Ермолаев. Из-за начавшейся 22 июня 1941 года войны жена и старшая дочь Николая Ивановича были вынуждены эвакуироваться из Смоленска на юг, в г. Баку.

С первых дней войны полк, в котором служил Николай Иванович, выполнял боевые задания. Из воспоминаний дочери Николая Ивановича - Мельниковой Зинаиды Николаевны: «Однажды при следовании на боевое задание его самолет был обстрелян и загорелся. В любую секунду бомбы, находящиеся под сиденьем отважного летчика Ермолаева, могли взорваться. Будучи командиром корабля, Николай Иванович приказал бортовому стрелку покинуть самолет. Затем сам спрыгнул с парашютом. При приземлении сильно ушиб ноги. Всю ночь ему пришлось пролежать в снегу, обороняясь от голодных волков из пистолета. К счастью, на утро летчика подобрали проезжавшие мимо женщины. Они растёрли его ноги спиртом и отвезли на телеге к начальству. Так он избежал гибели. Я мало знаю о подвигах отца, так как он был очень скромным, немногословным человеком. К войне он относился очень серьезно и никогда не говорил о ней походя. Мама – жена Николая Ивановича — любя называла его «крылатым соколом».

Николай Иванович окончил войну в звании гвардии лейтенанта, он является кавалером Орденов Отечественной войны I и II степени, награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

Информация с ОБЭД «Подвиг народа» www.podvignaroda.ru: Иван Николаевич Ермолаев награждён Орденами Отечественной войны I и II степени. Согласно приказу с грифом «секретно» от 06 мая 1944 г. № 05/н от имени Президиума Верховного Совета СССР, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, летчик 9 Гвардейского авиаполка Дальнего Действия, гвардии лейтенант Ермолаев Николай Иванович награжден Орденом Отечественной войны I степени». В наградном листе от 22 апреля 1944 года, подписанном командиром 9 Гвардейского АПДД гвардии подполковником Аверьяновым, конкретно изложены личные заслуги Николая Ивановича: «В действующей Красной Армии с 11 июля 1941 года. Летает в составе экипажа: штурман орденоносец гвардии старший лейтенант Малышев, стрелок-радист орденоносец младший лейтенант Акимов. За период Отечественной войны совершил 38 успешных боевых вылетов, из них 26 ночью. В системе АДД совершил 25 боевых вылетов ночью, 2 боевых вылета 07.02.1944, 27.02.1944 совершил на город Хельсинки. Общий налет – 3692 часа; днём – 3571 час., ночью – 121 час. Летает днём и ночью в сложных метеоусловиях. При выполнении боевых заданий днём три раза приводил самолет на свой аэродром, имевший до 50 пробоин.

13.07.1941 года при бомбардировании аэродрома Бобруйск днём над целью был атакован звеном истребителей противника. В завязавшемся воздушном бою самолёт был подбит, лётчик ранен в ногу. Благодаря своей напористости и умению вождения самолёта, раненый лётчик выполнил боевое задание и привёл подбитый самолёт на свой аэродром.

09.02.1944 года при налёте на ж.д. узел Таллин метким бомбардированием вызвал два крупных очага пожара.

За успешное выполнение боевых заданий командирования на фронте борьбы с немецким фашизмом достоин правительственной награды ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ». Орден Красного Знамени — один из высших орденов СССР, учреждённый для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества. Николай Иванович не был удостоен Ордена Красного Знамени. Согласно Приказу от 06 мая 1944 г. № 5/н боевой лётчик Ермолаев был награжден Орденом Отечественной войны I степени. В честь 40-летия со дня Великой Победы Иван Николаевич был награждён Орденом Отечественной войны II степени.

Николай Иванович прошёл всю войну, дослужившись от командира звена до командира корабля. Через 47 лет после окончания войны он навсегда «приземлился» на Чукотской земле в селе Урелики. 15 сентября 1992 г.

Регион Чукотский автономный округ
Воинское звание Летчик дальней авиации
Населенный пункт: Провидения

Документы

other-soldiers-files/ermolaev_1.png

other-soldiers-files/ermolaev_1.png

other-soldiers-files/ermolaev_3.png

other-soldiers-files/ermolaev_3.png

other-soldiers-files/ermolaev_4.png

other-soldiers-files/ermolaev_4.png

other-soldiers-files/ermolaev_5.png

other-soldiers-files/ermolaev_5.png

other-soldiers-files/ermolaev_6.png

other-soldiers-files/ermolaev_6.png

other-soldiers-files/ermolaev_7.png

other-soldiers-files/ermolaev_7.png

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: