Коваленко Виктор Терентьевич
Коваленко
Виктор
Терентьевич
старшина 1 ст. / Командир отделения химиков
6.04.1918 - 3.07.2010

История солдата

Мой дедушка был призван на военную службу на Балтийский Флот в 1937 году. В Советско-Финскую войну 1939-1940 гг. он воевал на эсминце "Энгельс". Дед рассказывал нам, как ходил за линию Маннергейма. Информации об участии в этой войне у нас очень мало.

С началом Великой Отечественной войны дедушка воевал на эсминце "Артём" в звании старшины I статьи, был командиром отделения химиков.  В составе аръергарда конвоя эсминец "Артём" в августе 1941 года участвовал в Таллинском переходе. 28 августа 1941 в 23.15 боевой корабль, проходя минное заграждение противника у мыса Юминда-нина, подорвался на мине и пошёл ко дну. Мой дедушка был хорошим пловцом. Он рассказал своему товарищу, который не умел плавать, как держаться на воде, спрыгнул за борт и поплыл в холодной воде ночью вникуда. Сколько часов плыл, он не помнил, однако спустя какое-то время он увидел свет прожектора, скользящий по воде. Понял, что его кто-то обнаружил. Но кто же это: наши или немцы? Когда он подплыл ближе, то все стало ясно: это были наши моряки с торпедного катера!!! Какие непередаваемые эмоции испытал тогда мой дед!!!

Его взяли на борт торпедного катера и отвезли на остров Гогланд, где располагалась база наших торпедных катеров и спасательный отряд под командованием И. Г. Святова. Потом он попал в госпиталь в Кронштадте, так как после долгого нахождения в ледяной балтийской воде у него начался туберкулёз. Он долго лечился. Спустя долгое время пошел на поправку.

В живых с эсминца почти никого не осталось. По официальным данным, с "Артёма" спаслись 17 человек. Мой дедушка прожил долгую, насыщенную событиями жизнь.Нам всегда было очень интересно слушать его рассказы о войне.  В то страшное время дедушка, как и его боевые товарищи, проявил стойкость, мужество, выдержку. Он получил орден Великой Отечественной войны II степени. 

С помощью Бессмертного полка нас нашла дочь Александра Матвеевича Малышева, который также, как и наш дедушка, служил на эсминце "Артём", но, к сожалению, он погиб, когда эсминец подорвался на мине. Дочь Александра Матвеевича Лариса Александровна свято хранит память о своем отце. 

Вечная память всем воинам, освобождавшим нашу Родину от врага!!! Светлая им память!!!

Регион Московская область
Воинское звание старшина 1 ст.
Населенный пункт: Красногорский район МО
Воинская специальность Командир отделения химиков
Место рождения город Шацк Рязанской области
Дата рождения 6.04.1918
Дата смерти 3.07.2010

Боевой путь

Место призыва город Шацк Рязанской области
Боевое подразделение Эсминец
Принимал участие Таллинский переход

Балтийский Флот, Советско-Финская война, Великая Отечественная война.

Воспоминания

Начальник Штаба КБФ адмирал Ю. А. Пантелеев

"Рано утром 26 августа получаем приказ Ставки: эвакуировать Главную базу флота, войска доставить в Ленинград для усиления его обороны. Все, что нельзя вывезти, уничтожить...
Задача ясна, но в нашем распоряжении так мало времени. За одни сутки надо подготовить к переходу весь флот. А это более ста вымпелов! За это время войска должны отойти с фронта, - значит, потребуется какое - то прикрытие. Надо погрузить на корабли десятки тысяч людей и наиболее ценное имущество, разработать маршрут и план перехода.
Нам придется идти узким заливом, южный и северный берега которого уже в руках противника, расположившего на них свои аэродромы и батареи...
Серьезной опасностью на переходе в Кронштадт мы считаем мины заграждения и авиационные бомбы. Днем можно маневрировать, уклоняясь от бомб самолетов и обходя плавающие мины. А как быть ночью, когда мины не разглядеть? Мнение единодушное: основное минное поле противника на меридиане мыса Юминда форсировать в светлое время суток. Комфлот с этим предложением согласился, утвердив наши расчеты...
...В те дни комфлот авиацией не распоряжался. Более того, даже главком Северо-западного направления не смог выделить десяток истребителей, чтобы прикрыть флот на переходе в светлое время суток. Ведь решалась судьба Ленинграда, и мы спешили к нему на помощь. Флоту оставалось, опираясь на свои силы, быстрее прорываться на восток...
...Все транспортные и вспомогательные суда мы распределили на четыре конвоя. Каждый конвой имел свое непосредственное охранение и должен был идти строго за выделенными ему тральщиками. Боевые корабли находились в отряде главных сил, в отряде прикрытия и в арьергарде. Эти три отряда боевых кораблей тоже нуждались в тральщиках. Сколько же тральщиков требовалось для обеспечения перехода ста девяноста различных кораблей, в том числе семидесяти крупных транспортов (больше шести тысяч тонн водоизмещением), по фарватеру в три кабельтовых?
Все наши флотские наставления и несложные расчеты очень быстро ответили на этот вопрос: нужно не менее ста тральщиков! Мы же имели всего десять базовых и семнадцать тихоходных, немореходных тральщиков, то есть фактически одну четверть потребности. Количество же мин, поставленных фашистами, нам никто не мог сообщить, но по нашим расчетам оно достигало четырех тысяч. (К сожалению, наши расчеты в дальнейшем полностью подтвердились.)"

Командир катера МО 210 лейтенант В. Панцирный

"Мы покинули Таллиннский рейд с кораблями последнего каравана. Катера нашего дивизиона шли в охранении старых миноносцев типа "Новик". Я был в распоряжении командира миноносца "Артем".
Мы шли концевыми. Крупные транспорты двигались за тральщиками впереди. Темнота надвигалась быстро. В сумерках мы видели перед собой силуэты впереди идущих кораблей и пенистый кильватерный след.
Вскоре горизонт озарился огромной вспышкой и до нас докатился протяжный гул, похожий на раскаты грома. Мы в это время уже находились за маяком Кэри. Корабли почему - то начали замедлять ход и через каких-нибудь полчаса совсем остановились. Это было опасно.
Я недоумевал: "Кто это так распорядился? Ведь в училище нам вдалбливали, что ни в коем случае нельзя останавливаться на минном поле. Надо быстрей идти вперед, только вперед. Иначе мы становимся неподвижными мишенями".
Корабли все же продолжали стоять. До нас доносились какие - то неясные человеческие голоса: не то крики о помощи, не то команды.
Командир миноносца "Калинин" в мегафон приказал катеру МО - 211 пойти вперед и выяснить, что там случилось.
Катер ушел и довольно быстро вернулся. Командир МО - 211 подошел почти вплотную к "Калинину" и стал докладывать. О чем он говорил, я не разобрал, потому что в этот момент вспышка выхватила из тьмы и катер, и миноносец. Она была такой резкой, что я на время ослеп. Грохот ударил в уши, и горячая воздушная волна чуть не сбросила меня с мостика...
Когда я вновь обрел зрение, то был потрясен: на том месте, где еще недавно виднелись миноносец и катер, было пусто, только что - то хлюпало и клокотало в волнах. Не доверяя своему зрению, я дал ход катеру и пошел вперед, чтобы убедиться: не мерещится ли мне?
Зрение мое восстановилось, я хорошо видел, как в пузырящейся воде крутились обломки, тряпки и барахтались люди. Мои матросы начали подбирать тонущих. И в это время море вновь озарилось яркой вспышкой... Один за другим прогрохотали два мощных взрыва.
Почти одновременно подорвались мой "Артем" и "Володарский". Мне показалось, что их торпедировали. Велев приготовить глубинные бомбы, я ринулся в ту часть моря, где, по моим расчетам, могла находиться немецкая субмарина. Но разве во тьме разглядишь перископ или след от него?
Чтобы пугнуть гитлеровских подводников, я сбросил несколько глубинных бомб и вернулся к месту катастрофы. Из пучины, проглотившей корабли, бурно всплывал мазут и пузырился среди барахтавшихся в воде людей...
- Разъедает глаза... скорей вытаскивайте! - кричали плававшие.
Мои краснофлотцы, привязав к бросательным концам пробковые круги, стали выуживать тех, кто имел силы уцепиться. Одним из первых они вытащили старшину радистов Сорокина. Он плавал на МО - 211.
- Где ваш катер? - спросил я у него.
- Не знаю, меня снесло с палубы, - ответил Сорокин. - Я поплыл к "Артему" и опять попал в беду.
Спасенные просили пить. Их тошнило. Мазут разъедал глаза. И нечем было промывать. У нас кончилась пресная вода.
Подобрав из воды человек пятьдесят, я решил самостоятельно догнать корабли, ушедшие дальше, так как охранять мне уже было некого.
Несмотря на мглу, лишь изредка озаряемую вспышками взрывов, я шел полным ходом мимо застывших на минном поле транспортов. Чтобы не налететь в темноте на всплывшую мину, я выставил на носу двух впередсмотрящих, самых зорких старшин.
Часа через два мы увидели на горизонте силуэты крупных кораблей. "Эскадра", - догадался я, и дальше идти не решился. Малым кораблям в ночное время без вызова запрещено подходить к миноносцам и крейсерам. Они могут принять тебя за противника и расстрелять без предупреждения.
Выключив моторы, я стал ждать рассвета. Вскоре нас придрейфовало к МО 142. Он, оказывается, шел в конвое эскадры, но из - за течи и повреждения мотора отстал, а теперь, так же как я, боялся приблизиться к своему конвою.
- Кто там впереди? - спросил я у командира катера.
- "Киров", "Ленинград" и новые миноносцы. Стариков почти не осталось.

Награды

"Орден Великой Отечественной Войны"2ст.

"Орден Великой Отечественной Войны"2ст.

Документы

other-soldiers-files/20160227_115416.jpg

other-soldiers-files/20160227_115416.jpg

other-soldiers-files/20160227_115500.jpg

other-soldiers-files/20160227_115500.jpg

other-soldiers-files/esminec_2.jpg

other-soldiers-files/esminec_2.jpg

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: