Агеев Владимир Иванович
Агеев
Владимир
Иванович
Гвардии майор / Летчик
17.07.1922 - 23.04.2004
Регион Челябинская область
Воинское звание Гвардии майор
Населенный пункт: Челябинск
Воинская специальность Летчик
Место рождения г.Златоуст Челябинской области
Годы службы 1939 1960
Дата рождения 17.07.1922
Дата смерти 23.04.2004

Боевой путь

Место призыва г.Златоуст
Дата призыва 1.06.1939
Боевое подразделение 127-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк
Завершение боевого пути г.Кёнигсберг
Принимал участие Северо-Кавказский фронт, Центральный фронт, 3-ий Белорусский фронт, 1-ый Прибалтийский фронт

3 сентября 1943 года 134-й бомбардировочный авиационный полк преобразован Приказом НКО СССР № 265 и Директивой Генштаба №. Орг/10/138919 от 4 сентября 1943 года в 127-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк.

С 22 июня 1944 года полк в составе 3-го Белорусского фронта участвует в освобождение Белоруссии - городов Борисов, Орша, Минск, Витебск.

С 22 по 26 июня 1944 года полк произвёл 117 боевых вылетов по уничтожению живой силы, техники и объектов противника в районе г. Орша - в этот период погиб только один воздушный стрелок. 25 июня в районе ж.д. ст. Коханово, в результате точного попадания бомб уничтожен штаб 75-й немецкой пехотной дивизии и склад горючего. 26 июня 9-ка самолётов бомбардировала узел сопротивления в северной окраине г. Орша. За отличные действия в боях за овладение г. Орша приказами Верховного Главнокомандующего КА от 24 и 27 июня объявлены благодарности, а также объявлена благодарность Военным Советом 11-й наземной Армии. 28 июня 9-кой самолётов уничтожен мост в г. Борисове по дороге Минск-Москва.

10 июля 1944 года за отличные бомбовые удары по живой силе и технике противника при форсирование наземными войсками р. Березина и овладении г. Борисов, приказом ВГК № 0192 127-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку присвоено почетное наименование «Борисовский». Личному составу полка приказами ВГК от 1,3, 27 и 31 июля 1944 года объявлены благодарности.

С 15 июля 1944 года 127-й гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк в составе 1-го Прибалтийского фронта принимает участие в освобождении Прибалтики.

26 июля 1944 года 9-ка ПЕ-2 бомбардировала перекрёстк железной дороги и автомагистрали севернее Шауляй, разрушены важные коммуникации немцев, что способствовало наземным войскам в овладение городом Шауляй.

28 августа 1944 года группа самолётов ПЕ-2 бомбардировала скопление танков, артиллерии и живой силы противника северо-восточнее Ауце, в результате готовящееся наступление немцев на этом участке было сорвано.

15 сентября 1944 года группа самолётов ПЕ-2 бомбардировала скопление танков и автомашин на железнодорожной станции Иецава. Прямым попаданием бомб повреждено 2 эшелона, взорван склад взрывчатых веществ и уничтожены десятки автомашин и танков, что подтверждено фотоснимками. Выполнение этого боевого задания способствовало наземным войскам прорвать глубоко эшелонированную оборону немцев юго-восточнее г. Риги и повести успешное наступление.

16 сентября 1944 года при бомбардировании железнодорожной станции Тукумс, отмечены прямые попадания бомб в ж.д. полотно, станционные здания, вагоны и взорван склад горючего.

19 сентября 1944 года при бомбардировании аэродрома Эзере в групповом воздушном бою сбито 2 истребителя противника.

Личному составу полка приказом ВГК от 19 сентября 1944 года объявлена благодарность. Кроме того объявлены благодарности командованием наземных войск в интересах которых полк выполнял боевые задания - Командующим 6-й гвардейской армии, приказ № 0100 от 20.09.1944 года; Командующим 43-й армии, приказ № 0259 от 22.09.1944 года.

С 22 июня по 1 октября 1944 года полк произвел 655 боевых самолето-вылетов, сброшено 559 830 бомб, за этот период полк потерял 9 самолётов и 23 человека летного состава. Указанные потери произошли в основном за счёт налёта на аэродром Эзере 19 сентября 1944 года. 15 декабря 1944 года полк участвовал в нанесение бомбардировочного удара на порт Либава.

С ноября 1944 года по апрель 1945 года полк произвёл 564 успешных боевых самолето-вылетов на 1-ом Прибалтийском, Ленинградском при овладении г. Кёнигсберг и по уничтожению группировки противника на Земландском полуострове. С 6 по 8 апреля 1945 года полк произвёл 64 успешных боевых вылетов в г. Кёнигсберг, что дало возможность войскам 3-го Белорусского фронта 9 апреля 1945 года овладеть г. Кёнигсберг, за что приказом ВГК личному составу полка объявлена благодарность. С 12 по 22 апреля 1945 года полк вёл боевые действия на Земландском полуострове.

Закончил войну 127-й гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк, в составе Ленинградского фронта, блокируя Курляндскую группировку противника.

Воспоминания

Боевой вылет. Воспоминания летчика пикирующего бомбардировщика "ПЕ-2" (статья из газеты "Чебаркульский рабочий". Автор В.И.Агеев)

28 июня 1944 года мы получили приказ разрушить мост через реку Березина, южнее города Борисов.
Наш 127-й гвардейский полк базировался на полевом аэродроме Нижнее-Хотяково, что в Смоленской области. Командование приняло решение бомбардировать цель тремя девятками, две с горизонтального полета, одна - с пикирования.
Проложили маршрут, изучили подход к цели, согласовали взаимодействие в экипаже, звене, эскадрилье. Большое расстояние до цели-300км, непривычное для фронтовых бомбардировщиков, определило и тактику действия групп (использовали аэродром "подскока").
После команды "по самолетам", я еще не успел одеть парашют, как к нашему самолету подошел замполит подполковник Винокуров и вручил мне партбилет, т.к. накануне я был принят в члены коммунистической партии.
Ширина и длина аэродрома позволяли, чтобы эскадрилья взлетела строем, что значительно сократило время сбора в колонну.
При подходе к линии фронта слышу по самолетному переговорному устройству разговор между стрелком-радистом И.Сапегиным и штурманом В.Колтуненко: «…сзади нас и выше в пяти километрах три четверки истребителей… Вижу, вижу – это наши истребители сопровождения».
По дымной, изогнутой полосе на земле определили линию фронта. Наша высота 4500 метров, скорость 360 км/ч, зенитного огня не наблюдаем, но на всякий случай маневрируем по направлению, высоте и скорости.
Полет проходит благополучно, к цели подходим со стороны солнца, с правым разворотом уходит на цель правое звено, затем ведущее. И через 30 секунд начинаем выход на боевой курс мы. Вижу: по впереди идущим самолетам открыли огонь зенитные батареи. На разрывы я разворачиваю самолет сам, т.к. этот маневр дает шанс избежать прямого попадания снаряда.
Штурман отыскал цель – мост в свой прицел, дал команду на левый поворот, на три градуса, затем еще на два. Так держать! Понял! Выполняю.
Запоминаю на компасе курс, напряжение нарастает, маневрировать от зенитного огня не имею права, внимание переключаю на пол.
У самолета ПЕ-2 кабина одна – для летчика и штурмана, сидящего справа чуть сзади с прицелом и пулеметом обстрела задней полусферы.
Низ и верх кабины из прозрачного оргстекла. На полу нанесена красная осевая линия грубой наводки на цель. Вот на ней-то я и сосредоточил свое внимание, удерживая мост вдоль красной черты, согласовывая поведение самолета с боевым курсом, заданным и контролируемым штурманом.
Среди сплошных черных разрывов зенитных снарядов и резкого запаха взрывчатки, кажется что цель еле-еле ползет вдоль красной черты к точке ввода в пикирование. Это еще дополнительное испытание выдержки и самообладания. Невольно взгляд «приковывается» к вражеским снарядам еще с земли (стреляли шведские зенитные орудия «Эрликоны»), особенность которых в том «психологическом эффекте», что раскаленные огненные шары видишь сразу же из ствола зенитного орудия и кажется, что все они предназначены тебе.
Усилием воли возвращаешь свое внимание на мост, возле красной черты и думаешь: какой же он маленький. Наконец-то, команда Виктора: «Приготовиться!» Я слегка покачал крыльями для ведомых лейтенантов Бабенко и Сукача и, выпустив тормозные решетки, уменьшил скорость полета до расчетной. На зенитный огонь просто не обращаем внимания, некогда. Штурман дает команду «взвод», и одновременно хлопает меня по руке, дублируя.
Я, сдерживая нетерпение, торопливость, плавно отдаю штурвал от себя, ввожу самолет в пикирование, не забывая, что справа и слева идут ведомые, которые делают все. Как я.
Теперь цель по стеклу, «ползет» с той же скоростью, но в обратном направлении, то есть от себя, этим и достигается плавность маневра по вертикали.
В пикировании совмещаю цель в своем оптическом прицеле с перекрестием.
Штурман следит за заданной высотой выхода из пика, которая и является моментом прицельного сброса фугасных бомб всем звеном.
Команда «сброс» совпала с точным совмещением перекрестия прицела с целью. Я нажал на кнопку сброса бомб, сблокированную с автоматом вывода самолета из пикирования. Самолет облегченно вздрогнул и легко стал выходить из пикирования.
Смотрю налево, направо: ведомые – как привязанные, молодцы! Убираю тормозные решетки, штурман включает фотоаппарат для контроля выполнения задания.
Ищу глазами группу, пристраиваюсь, нужно быть всем вместе, тогда и от истребителей противника легче отбиться и без потерь вернуться на свой аэродром.
Оценка бомбометания будет после расшифровки фотоконтроля и доклада партизан Минской зоны.

После войны

После окончания войны прошел переобучение на летчика фронтового реактивного бомбардировщика ИЛ-28 в г.Таганроге.

С 1954 по 1960г. служил в бомбардировочном полку в составе Советских войск в Венгрии.

После расформировния полка в 1960г. в звании гвардии майора ушел в запас. 

Вернулся на Урал в г.Челябинск.

Активно занимался стрелковым спортом. Мастер спорта по пулевой стрельбе. Выступал в составе сборных команд области и г.Челябинска в соревнованиях по пулевой стрельбе.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: