Андриянов Яков Федорович
Андриянов
Яков
Федорович
Техник-лейтенант тяги
20.03.1905 - 5.08.1986

История солдата

Мой дед, Андриянов Яков Фёдорович, в звании техника-лейтенанта тяги всю войну трудился на нелёгком ответственном посту дежурного по станции Большой Двор Ленинградской области. Станция находилась в нескольких десятках километров от деревни Астрача, где в ноябре-декабре 1941 года проходили ожесточённые бои за Тихвин, важный стратегический пункт на подступах к Ленинграду. Дед часто вспоминал фашистские авианалеты на станцию, день одной такой бомбардировки он считал вторым днем рождения. Тогда он проверял сцепление вагонов и услышав гул самолетов и первые взрывы, побежал вдоль железнодорожного состава. Снаряды падали и взрывались рядом с поездом, дед остался жив только благодаря какому-то чуду. Ещё рассказывал как при очередной бомбежке, на его глазах, снаряд упал прямо под окнами здания дежурки, ушёл в землю и не взорвался... После войны сапёры достали его. Почти все время рядом с дедом был его сын, который трудился наравне со взрослыми и приносил еду. Это был мой, тогда ещё 8-летний, дядя - Андриянов Евгений Яковлевич. В 1941 году в деревне Большой Двор размещался 4-й штаб армии под командованием Мерецкова К.А. Помню как гордился дед, что Мерецков лично жал ему руку и благодарил за работу. Дед больше 40 лет проработал на станции Большой Двор. Он знал там каждую воронку от брошенной бомбы, каждое больное место полотна, каждый костыль. Вот запись деда на фотографии тех лет: "Железнодорожники стояли насмерть, спасая свою родную станцию. Сколько хороших дел сделали, отправляя грузы для Ленинградского и Волховского фронтов. И какие грузы!" И этими грузами были снаряды.... Мы очень гордимся нашим дедом - Андрияновым Яковом Фёдоровичем! 

Регион Ленинградская область
Воинское звание Техник-лейтенант тяги
Населенный пункт: Бокситогорск
Место рождения Ленинградская область
Годы службы 1922 1965
Дата рождения 20.03.1905
Дата смерти 5.08.1986

Награды

Почетный железнодорожник

Почетный железнодорожник

Профессия железнодорожника всегда требовала мужества, немалой физической силы, выносливости и весьма обширных технических знаний. Стальные магистрали объединили бескрайние просторы России – сначала Империи, а потом – СССР. Соответственно, появилась и целая система знаков отличия наиболее проявивших себя в нелегком труде работников железной дороги.

В царской России форма железнодорожника мало отличалась от военной, к ней полагались особые «фирменные» пуговицы, шитые серебром погоны и даже кортик. Мундир подчеркивал принадлежность специалиста к технической элите Российской Империи.

А 30 ноября 1901 года в память пятидесятилетия открытия движения по «главной» Николаевской железной дороге между Москвой и Санкт-Петербургом, который состоялся 1 ноября 1851 года, был учрежден «Знак отличия за долголетнюю беспорочную службу». Право на получение знака предоставлялось линейным служащим Николаевской железной дороги, прослужившим усердно и беспорочно 25 лет.

После Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны, в которой рабочие железнодорожники Донбасса приняли самое деятельное участие, в молодой Стране Советов начался бурный рост промышленного производства. Труд железнодорожника был востребован, а машинисты стальных локомотивов были в большом почете. Да и вообще, технический прогресс в те переломные годы прочно ассоциировался с железной дорогой. «Наш паровоз, вперед лети»!.. – пели в то время.

Постановлением Совета народных комиссаров СССР в феврале 1931 года за каждым локомотивом закреплялись две постоянные бригады. Они несли полную ответственность за содержание своего паровоза. Газета «Правда», ВЦСПС, Народный комиссариат путей сообщения и ЦК профсоюза железнодорожников впервые организовали Всесоюзное соревнование, или, как тогда его называли, конкурс спаренных паровозных бригад. По результатам конкурса 56 лучших машинистов-ударников получили право называться «Лучший машинист СССР». В ходе конкурса спаренных локомотивных бригад появилась одна из первых наград советских железнодорожников – значок «Лучшему машинисту СССР».

13 мая 1933 года Центральный исполнительный комитет СССР учредил для награждения работников транспорта профессиональную награду – значок «Почетному железнодорожнику». Значок «Почетному железнодорожнику» утвержден 15 мая 1934 года Народным комиссаром путей сообщения Андреевым как высшая профессиональная награда железнодорожного транспорта СССР.

Циркуляром НКПС № 89/ЦОА от 20 мая 1934 г. на сеть дорог отправлено положение о Почетном знаке железнодорожника. Он выдавался работникам железных дорог Союза ССР за следующие заслуги на железнодорожном транспорте:

– за предотвращение крушения поездов, гибели транспортных сооружений, подвижного состава, машинного оборудования и спасение потерпевших при крушении;

– за образцовое проведение особо ударных работ и заданий;

– за внесение в дело транспорта технических улучшений;

– за образцовую работу, результатом которой явились технические и экономические достижения на транспорте;

– за изобретательскую деятельность;

– за заслуги в научно-исследовательской работе в области транспорта.

Первым почетным железнодорожником в стране стал Семен Кутафин. Он впервые разработал систему оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов, позволившую в реальных условиях вдвое ускорить их продвижение. В историю вошло и то, что в порядке эксперимента и передачи своего опыта новатор провел угольный маршрут из Донбасса в Ленинград за 5 дней и 10 часов, тогда как другие подобные составы находились в пути не менее 8 – 10 суток.

На реверсе значка на пластине надпись: «Тов. Кутафину С. В. за социалистическое отношение к труду 1Д.Н.К. Н.К.П.С.» и дата награждения. Значок выполнен из серебра 916 пробы. Накладные части – паровоз, знамя, ленточка, колосья, звездочка – золотые. На гайке видна надпись изготовителя значка «Всекохудож, Москва, №11, Кузнецк. мост». Значок «Почетному железнодорожнику» №1 и удостоверение к нему, подписанное лично наркомом А. А. Андреевым, хранились в Центральном музее революции СССР в Москве.

Первая командировка Семена Кутафина в роли уже инспектора НКПС была на Донбасс. Там была наиболее густая железнодорожная сеть и более многочисленный коллектив паровозников и движенцев.

Во время войны, 22 сентября 1943 года, для поощрения особо отличившихся лиц начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено положение и восемь новых нагрудных знаков, выполненных из бронзы в четырех вариантах: желтые (позолоченные), белые (посеребренные), никелированные и оксидированные: «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник». Право награждения нагрудными знаками предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог

Видео

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: