Дичко Виктор Николаевич
Дичко
Виктор
Николаевич
майор

История солдата

1908 года рождения

уроженец города Екатеринодара.

До войны жил в г. Тбилиси, был начальником группы ОРС-ов Военно-Морского суворовского училища № 9. На фронт был призван 26 июня 1941 года.

В 1942 году был заместителем командира 20-го отдельного тяжелого бронепоезда и начальником штаба Моздокской группы бронепоездов, которая несла оборону на огненном рубеже в районе ст. Галюгаевской. Бронепоезд был подбит, командир и комиссар 20-го бронепоезда погибли, Дичко В.Н. пришлось выводить из-под огня уцелевших воинов.

Виктор Николаевич прошел всю войну. 1948 году В.Н Дичко демобилизовался. До 1953 года трудился на руководящих должностях в системе Тбилторга. С 1953 по 1977 работал в структуре Закавказского военного округа, в частности, более двадцати лет в должности начальника торгово-закупочной базы. После выхода на пенсию ещё какое-то время работал в КГБ Грузинской ССР. Был награжден орденом Красной Звезды и восемью медалями, в том числе "За оборону Кавказа" и "За победу над Германией". Умер в 1984 году.

Регион Ставропольский край
Воинское звание майор
Населенный пункт: Курский район

Боевой путь

«Подвиг Моздокской группы бронепоездов»

 

25 июля 1942 г. началась битва за Кавказ, которая явилась одним из крупнейших событий Великой Отечественной войны. На совещании в штабе группы армий «ЮГ», которое состоялось 1 июня 1942 года, Гитлер заявил: «Моя основная мысль – занять область Кавказа, возможно основательнее разбив русские силы.… …Если я не получу нефть Майкопа и Грозного, я должен ликвидировать войну». В ходе битвы за Кавказ в августе 1942 года на Моздокском направлении развернулись ожесточённые бои. Бросив в бой крупные силы пехоты и более 300 танков, противник рассчитывал стремительным ударом 5 сентября овладеть Грозным, 15 сентября – Махачкалой и двинуться на Баку. Однако район Моздока стал для гитлеровцев «долиной смерти». Только в полосе обороны 9-й армии было уничтожено 180 танков врага. Немалую роль в этом сыграли и советские бронепоезда. В своей книге «Через три войны», участник тех событий, командующий Закавказским фронтом, генерал армии И.В. Тюленев писал: «Беспримерную стойкость, героизм и отвагу проявляли бойцы, командиры и политработники бронепоездов». Самыми тяжелым для наших войск, отступавших с боями по территории Северного Кавказа, был август 1942 г., когда к концу месяца в составе частей Северокавказского и Закавказского фронтов практически не осталось танков. Именно в это время немецким войскам удалось достичь наибольших успехов и захватить огромные территории. Из Приказа Народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 года № 227: "Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа Москвы, покрыв свои знамена позором. Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование – ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины." В этих условиях, командованием Закавказского фронта на бронепоезда возлагалась особая задача - закрывать собой переправы, важные железнодорожные узлы, задерживать противника на направлениях главных ударов, наносить ему максимальный урон. Но бронепоездам предвоенной постройки не просто было противостоять современными немецкими танками в артиллерийском дуэльном бою. Они имели слабое бронирование (от 10 до 20 мм) и значительную мишенную площадь, к тому же, предстояло действовать на преобладающе открытой местности. Экипажам для успеха в бою требовалось проявлять не только отменную выучку, но и мужество. При точном попадании, танковый снаряд гарантировано пробивал защиту бронепоезда и наносил серьёзный урон, как людям, так и технике. Это хорошо понимали командиры и бойцы "двадцатого" бронепоезда, а также то, что им предстоит смертельная схватка с сильным, опытным и хорошо вооружённым врагом, имеющим численное превосходство. 9 августа 1942 года была сформирована Моздокская группа бронепоездов, состоявшая из отдельного тяжёлого бронепоезда № 20 под командованием капитана Бородавко Степана Николаевича и лёгкого бронепоезда № 2/19 «Щорс» - командир капитан Кучма Иван Павлович. Начальником штаба Моздокской группы бронепоездов и заместителем командира отдельного тяжёлого бронепоезда № 20 был назначен - старший лейтенант Дичко Виктор Николаевич, военным комиссаром - политрук Абрамов Георгий Романович. Базировался бронепоезд на станции Наурская. 20 августа база бронепоезда подверглась сильной вражеской бомбардировке. В результате был взорван продовольственный склад, артиллерийская мастерская, разбит вагон с боеприпасами. Возник пожар. Огонь подходил к боеприпасам. Старшина бронепоезда старший сержант Дивавин Лев Григорьевич, рискуя жизнью, бросился в самое пекло. Своими умелыми и решительными действиями он сбил пламя, не допустив взрыва снарядов. Затем, не смотря на бомбёжку, вынес в безопасное место тяжелораненого младшего командира Острова, чем спас ему жизнь. В этот же день разведчик бронепоезда старший сержант Чикесов Пётр Васильевич по заданию командования находился в разведке и сумел захватить троих засланных абвером немецких агентов с листовками. Один из них бывший красноармеец, который служил у немцев около года и был заброшен в район села Каново для сбора информации о дислокации частей Красной Армии. 23 августа 1942 года силы двух танковых (3-й и 13-й) и одной пехотной (111-й) дивизий 1-ой танковой армии генерала Клейста перешли в наступление на Моздок. В 6 часов утра экипаж 20-го отдельного тяжёлого бронепоезда получил сообщение о появлении 50 немецких танков, которые шли в направлении переправы через реку Терек. Нашим командованием был отдан приказ - задержать продвижение противника, обеспечить переправу курсантов Ростовского артиллерийского училища на южный берег реки и прикрыть отход наших эшелонов с живой силой и техникой. Бронепоезд выдвинулся в район станции Ново-Осетинская, где и вступил в ожесточённый бой с врагом. Капитан Бородавко лично командовал бронепоездом в бою. Используя фактор неожиданности, умело маневрируя и ведя плотный огонь, экипажу бронепоезда удалось отбросить немцев от переправы. В результате боя 6 танков были подбиты. Но и сам бронепоезд получил повреждения. Немецкие снаряды разбили тендер бронепаровоза и мазутный бак. Паровозную рубку стало заливать горячей водой и нефтью. Помощник машиниста Горожанин и кочегар Власов были тяжело ранены. Военфельдшер Новохацкая Антонина Константиновна вынесла их в безопасное место, где оказала необходимую медицинскую помощь. Машинист старший сержант Савин Евгений Владимирович, был ранен в голову, но получив перевязку на месте, сумел под огнём немецких танков довести бронепоезд на остатках пара до станции Моздок. Здесь экипаж приступил к ремонту поврежденной в бою материальной части и пополнению боезапаса. В это время, заместитель политрука Стрельцов Григорий Рувимович и начальник связи группы бронепоездов старший сержант Арзуманов Римон Исаевич вышли в разведку. Через 30 минут они обнаружили в засаде скопление вражеских танков и мотопехоты в районе села Русский-2. Эти данные подтвердились сообщением начальника связи Ростовского артиллерийского училища, курсанты которого обороняли село, но под натиском превосходящих сил немцев, вынуждены были с боями отходить к Тереку. Уточнив координаты дислокации противника, капитан Бородавко приказал немедленно открыть огонь с закрытых позиций. В результате точного артиллерийского удара немецкая группировка была рассеяна, тем самым курсантам Ростовского артиллерийского училища была оказана поддержка. Старший сержант Чикесов, так же был в разведке, но действовал самостоятельно, далеко заходил в тыл немцев и приносил ценные разведданные о группировках и дислокации противника. В одной из засад, обнаружив движение небольшой группы немецких автоматчиков, не раздумывая, забросал их гранатами. Завязался бой, в результате которого враг отступил. В бою Пётр Чикесов получил ранение, но, не смотря на это, продолжал выполнять задание командования. Около 16 часов поступил новый приказ. Противник предпринял очередную атаку на наши позиции. На острие у немцев действовали отборные части третьей берлинской танковой дивизии, а именно, усиленный мотопехотой и артиллерией 1-й батальон 6-го танкового полка боевой группы барона фон Либенштайна. Эта дивизия, сформированная в 1935 году, участвовала во многих военных кампаниях Германии по захвату территорий ряда европейских стран в период 1939-1940 годов, а также во вторжении в СССР 22 июня 1941 года, где ей в то время командовал будущий фельдмаршал Модель. Дивизия воевала в районе Минска, под Смоленском и Киевом, наступала на Москву и Тулу, вела боевые действия под Курском и Орлом, а в марте 1942 года в Харькове. Но вторгшиеся на Кавказ, уверенные в себе и силе германского оружия, элитные части третьей берлинской танковой дивизии ещё не знали, что Моздок станет для них тем местом, где они впервые понесут тяжелейшие потери. Прицепив к бронепоезду простой паровоз, так как штатный, бронированный, полностью восстановить не удалось, личный состав бронепоезда, не успев ещё восстановиться от первого боя, выдвинулся для отражения нового вражеского наступления. Немецкие танки Т-IV двигались по открытой местности западной окраины Моздока. Когда они приблизились на 300 метров к первым домам, из города стремительно вышел бронепоезд. Ударили вспышки пламени. Вся огневая мощь бронепоезда обрушилась на неприятеля, а это батареи 107-мм и 37-мм пушек, крупнокалиберные станковые пулемёты ДШК 12,7 мм, счетверённые пулемёты "Максима". Немцы, понеся первые потери от неожиданного и мощного удара бронепоезда, всё же сумели перегруппироваться и ответили из танковых орудий. Началась ожесточённая артиллерийская дуэль. Вперед пошла немецкая пехота. Командир бронепоезда Бородавко и политрук Абрамов, находясь на 1-ой бронеплощадке через открытые смотровые щели, с риском для жизни руководили боем, перенося огонь на подходящие танки противника. Артиллерийский расчет 1-ой бронеплощадки под командованием младшего лейтенанта Дорошенко Андрея Сидоровича дрался не щадя жизни и с криками «За Родину! За Сталина!» за первые 10 минут артиллерийского дуэльного боя обрушил на врага 180 снарядов. Зам. политрука Стрельцов помимо его руководства, как политработника, стал показывать пример быстроты работы артиллерийского расчёта. По своей инициативе, под обстрелом, готовил и подавал снаряды на башню. Чтобы затруднить немецким танкам возможность вести прицельный огонь, машинист Савин маневрируя, маскировал бронепоезд густым паром и паровозным дымом. Но бой продолжался. Командир пулемётного отделения сержант Посохов Сергей Павлович действовал по вражеской пехоте с левого борта , но заметив высадившихся немецких автоматчиков из подошедшей вплотную к бронепоезду дрезины, метким огнём их уничтожил. В один из моментов боя, командир пулемётной площадки был убит. Сержант Посохов дал приказ расчёту: «Я за командира площадки! Исполняйте мои приказания!». Энергичными и бесстрашными действиями весь расчёт не дрогнув, продолжал расстреливать танки и живую силу противника со всего оружия до тех пор, пока материальная часть не была выведена из строя. Пулемётчик младший сержант Мосидзе Сергей Лаврентьевич, также «работал» по левому флангу противника но, заметив скопление пехоты справа, быстро перенёс огонь и расстрелял пятерых немецких автоматчиков. Когда его пулемёт был повреждён, он бросился к стеллажам с боеприпасами и стал подавать снаряды артиллерийскому расчёту. Первая бронеплощадка, находившаяся сразу за бронепаровозом, приняла на себя основной удар немецких танковых орудий. От прямых попаданий снарядов в командирскую рубку погиб командир бронепоезда капитан Бородавко и комиссар Абрамов. Бронеплощадку охватило пламя. Стали рваться снаряды. Зам. политрука Стрельцов организовал выход оставшихся в живых бойцов и сам, одним из последних вышел из огня. Командование принял на себя заместитель командира бронепоезда - начальник штаба Моздокской группы бронепоездов старший лейтенант Дичко, находившийся в командирской рубке 2-ой бронеплощадки, которая сохранила боеспособность. Не смотря на численное преимущество немцев в живой силе и технике, он твёрдо решил стоять до конца. Умело руководя боем, направлял огонь уцелевших орудий и пулемётов на главные силы противника, своим спокойствием и хладнокровием придавал бойцам уверенность в победе. В самый кульминационный момент боя на помощь «двадцатому» пришёл лёгкий бронепоезд № 2/19 «Щорс» под командованием капитана Кучмы. Экипаж бронепоезда смело вступил в схватку с превосходящими силами противника. Замковый бронепоезда ефрейтор Архангельский Виктор Иванович первым обнаружил немецкие танки и показал наводчику орудия направление огня. Когда наводчик был тяжело ранен, встал к орудию и продолжил вести стрельбу до тех пор, пока сам не получил тяжёлое ранение. За время боя он уничтожил 11 немецких автоматчиков. Вторая бронеплощадка под командованием лейтенанта Таджиева Нави Нартузаевича артиллерийским огнём уничтожила четыре немецких танка и группу автоматчиков. После того, как большая часть артиллерийского расчёта погибла, он сам подавал снаряды наводчику орудия ефрейтору Дубовику Ивану Петровичу, который вёл интенсивный огонь по врагу до тех пор, пока его орудие не взорвалось. Ефрейтор Дубовик погиб смертью храбрых, до этого, уничтожив в бою два танка и несколько автоматчиков. Командир орудия старший сержант Беляев Григорий Васильевич огнём своей пушки уничтожил один из танков и ещё 10 немецких автоматчиков. Уже будучи раненым, своего поста не оставил и продолжал вести бой, пока его орудие не вышло из строя. Начальник связи Арзуманов, не смотря на сплошной шквал огня, удерживал связь между бронепоездами, НП, станцией и штабом. Во время боя он вынес с НП в укрытие трёх раненых товарищей. По окончании боя доставил их в село Терское, в том числе и командира орудия бронепоезда № 2/19 сержанта Букаткина Якова Ивановича, который до этого уничтожил два немецких танка и более 10 автоматчиков. После, нёс его на себе до Терека, где в последствие передал в санчасть 3-го отдельного гвардейского стрелкового батальона (командир – гвардии капитан Коваленко, военком – гвардии старший политрук Фельдман) 8-й гвардейской стрелковой бригады (командир – гвардии подполковник Красовский, военком – гвардии батальонный комиссар Кириллов), бойцы которой совместно с бронепоездами Моздокской группы обороняли город. Командир зенитного орудия «девятнадцатого» бронепоезда ефрейтор Фомичёв Иван Дмитриевич из зенитной пушки уничтожил один вражеский танк. После того, как его орудие было повреждено, он встал за зенитный пулемёт и начал расстреливать немецкую пехоту. Когда зенитный пулемёт ответным огнём был повреждён, стал бросать противотанковые гранаты, отражая атаку противника. Командир взвода ПВО лёгкого бронепоезда № 2/19 младший лейтенант Цуканов Иван Акимович во время боя, рискуя жизнью, приспособил зенитные средства обороны для стрельбы по танкам противника. Сам лично вёл огонь из пушки «Гочкиса». Когда орудие отказало он, под огнём противника отремонтировал его и продолжал стрельбу, до тех пор, пока пушка окончательно не вышла из строя. Увидев, что ефрейтор Архангельский тяжело ранен и нуждается в помощи, младший лейтенант Цуканов вынес его из боя. Военфельдшер Новохацкая под артиллерийским огнём противника забегала во все площадки обоих бронепоездов, извлекая оттуда раненых. За период боя она перевязала и оказала медицинскую помощь 14 бойцам, которых впоследствии перенесла в укрытие и отправила в госпиталь. На тот момент, в результате прямых попаданий вражеских снарядов взорвался паровой котёл бронепаровоза «двадцатого» бронепоезда, был пробит тендер. Из него стала вытекать горящая нефть, которая подожгла огневую точку счетверённых пулемётов "Максим" первой бронеплощадки. Машинист Савин был вторично ранен, но из боя не вышел и под ураганным огнём противника встал за управление «чёрного» паровоза, который вскоре также был повреждён. Ему на помощь пришёл машинист бронепаровоза лёгкого бронепоезда № 2/19 сержант Деньщиков Иван Афанасьевич, который жертвуя собой, все свои знания и силы приложил для того, чтобы исправить повреждения на паровозе «двадцатого» и протолкнуть его вперёд. Но и «девятнадцатый», находясь под непрерывным огнём немцев, получил пробоину тендера бронепаровоза. Сержант Деньщиков организовал его ремонт и с помощью бронепаровоза «девятнадцатого» стал двигать оба бронепоезда. Но следующим снарядом был пробит котёл управляемого им бронепаровоза и оба бронепоезда окончательно встали. После того как орудия 20-го бронепоезда были повреждены, уцелевшие члены экипажа, проявляя большую отвагу и бесстрашие, продолжали биться насмерть с помощью гранат, стрелкового оружия, заняв оборону на крыше и за железнодорожным полотном. Когда один из вражеских танков попытался обойти разбитый, но всё еще сражающийся бронепоезд через железнодорожные пути, то был остановлен двумя противотанковыми гранатами, которые сбросил с крыши младший лейтенант Дорошенко. Но гитлеровской пехоте всё - же удалось прорваться на позиции оборонявшихся бойцов бронепоездов, экипажи которых на тот момент уже перемешались. Завязалась жестокая рукопашная схватка. Старший лейтенант Дичко, несмотря на полученную контузию и кинжальное ранение в грудь, продолжал руководить боем, показывая своим подчиненным пример стойкости и отваги. Враг так и не смог сломить сопротивление наших воинов. Понеся значительные потери, он вынужден был, временно, отступить. В результате, немецкий танковый прорыв на несколько часов был остановлен. Только после этого, старший лейтенант Дичко организованно, вместе капитаном Кучмой, вывел из боя 19 оставшихся в живых членов экипажа 20-го бронепоезда, 23 человека из состава экипажа бронепоезда «Щорс», лично вынес штабные секретные документы двух бронепоездов и денежный ящик с 8500 рублями. В это время, военфельдшер Новохацкая проверяла все бронеплощадки бронепоездов на наличие раненых и ушла последней, в то время как её, уже настигали немецкие танки. Почти сутки она пролежала в окопе над проходившими над ней танками и только к утру сумела переправиться через реку Терек в расположение наших войск. Всего за день боев бронепоездами Моздокской группы было уничтожено 18 танков противника и несколько сот человек неприятельской пехоты. Боевая задача, поставленная командованием перед экипажами бронепоездов, была выполнена. В приказе от 28 августа 1942 года командующий Северной группой войск Закавказского фронта генерал-лейтенант И.И. Масленников объявил благодарность всему личному составу 19-го и 20-го бронепоездов и отметил их действия, как «пример храбрости, отваги и непоколебимого упорства, проявленной в бою с немецкими оккупантами». Многие были награждены боевыми наградами, в том числе Бородавко С.Н. и Абрамов Г.Р.(оба посмертно) – орденом Ленина, Дичко В.Н.– орденом Красной Звезды, Кучма И.П.– орденом Отечественной войны 2-ой степени. Погибшего командира тяжёлого бронепоезда № 20 и комиссара товарищи похоронили недалеко от места боя возле железнодорожной насыпи у разъезда Галюгаевский. Временная табличка с их фамилиями после была утрачена и могила долгое время считалась безымянной. Спустя десятилетия усилиями местных краеведов и юных следопытов местной школы имена героев удалось восстановить. Сейчас здесь установлен памятник, у которого проводятся торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы, историко-патриотические мероприятия с участием ветеранов. Личный состав ЛОВД на ст. Моздок шефствует над памятником. В средней школе № 11 станицы Галюгаевской Ставропольского края в школьном музее есть экспозиция, посвященная подвигу экипажа 20-го отдельного тяжёлого бронепоезда. Виктор Николаевич Дичко, родился 1 января 1908 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар). С 1924 года трудился в механической мастерской. В 1929 году закончил торговый техникум в станице Пашковская. В 1930 году был призван в Красную Армию, где служил в Ставрополе в 5-й кавалерийской дивизии, а в 1932 году окончил конно-артиллерийское училище им. Блинова. После службы жил и работал в Тбилиси, занимая различные должности в Наркомате снабжения Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (с декабря 1936 года – Грузинской ССР), в том числе с 1937 года был начальником продовольственной базы и экспертом по качеству пищевых товаров Тбилторга. При этом Виктор Николаевич не забывал о священном долге защиты Родины, пройдя служебный путь от преподавателя при Военно-учебном артиллерийском пункте до помощника командира бронепоезда № 27 в составе 7-го отдельного дивизиона бронепоездов. С началом Великой Отечественной войны и до конца 1942 года занимал должности помощника, заместителя командира, командира бронепоезда и командира отдельного дивизиона бронепоездов. С 25 августа по 17 сентября 1941 года - помощник командира бронепоезда № 56 (будущего № 20), в составе 7-го отдельного дивизиона (командир подполковник Жмакин Василий Павлович) 44-й армии Закавказского фронта. Участвовал в совместной англо-советской операции в Иране, целями которой являлись защита иранских нефтяных месторождений от возможного захвата их германско-турецкими войсками, а также открытие транспортного коридора, по которому союзники могли бы осуществлять поставки в СССР по Ленд-лизу. После памятного боя 23 августа 1942 года по обороне Моздока старший лейтенант Дичко был назначен командиром 20-го отдельного тяжелого бронепоезда. Командованием Северной группы войск Закавказского фронта ему было поручено организовать постройку в Махачкале двух бронепоездов, взамен утраченных в бою. Как следует из его боевой характеристики, (см. раздел "Архивные материалы") порученную работу он выполнил с честью, построив материальную часть двух бронепоездов на 12 дней раньше намеченного срока, из них 20-й бронепоезд получил название «Лаврентий Берия», а № 2/19 «Сергей Киров». Приказом по Северной группе войск Закавказского фронта от 19.10.1942 № 0103 из этих бронепоездов был сформирован 20-й отдельный дивизион и В.Н. Дичко стал его командиром уже в звании капитана. Бронепоезда были направлены в город Тбилиси на Тбилисский паровозовагоноремонтный завод им. И.В. Сталина для установки вооружения. Приказом по войскам Закавказского фронта от 31.10.42 № 00521 20-й отдельный дивизион бронепоездов был переименован в 65-й дивизион. В конце ноября 1942 года капитан Дичко был переведен на службу в Автобронетанковое Управление Закавказского фронта, где занимал различные ответственные должности и отвечал за строительство бронепоездов для Закавказского фронта. В ноябре 1942 года он стал членом ВКП(б). В 1943 году ему было присвоено воинское звание «майор». 

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: