Гринчик Алексей Николаевич
Гринчик
Алексей
Николаевич
подполковник

История солдата

 В начале Отечественной войны в июле 1941 г. Алексея Гринчика зачислили летчиком 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (АЭ) ПВО Москвы. Совершил 5 боевых вылетов.

В январе 1942 г. Гринчик назначен заместителем командира АЭ 237-го истребительного авиационного полка на Калининском фронте. Совершил 57 боевых вылетов, сбил лично 2 и в группе 4 самолёта противника, был дважды ранен.

3 марта 1942г. военинженер 2-го ранга Гринчик был отозван с фронта. Он вернулся к летно-испытательной работе.

С 1943г. был заместителем начальника ЛИИ по летной части. Первым обосновал, представил и согласовал планы испытаний на штопор. Провел испытания многих типов самолетов на штопор и устойчивость.

За время работы в ЛИИ им освоено 120 типов летательных аппаратов различного назначения. Он участвовал в испытаниях 14 опытных самолетов, а при испытании 4 опытных самолетов являлся ведущим летчиком-испытателем. 

В 1945–1946 годах А.Н. Гринчик проводит испытания экспериментального самолета МиГ-8, созданного с целью проверки устойчивости и управляемости аэродинамической схемы «Утка» в воздухе, изучения работы крыла большой стреловидности и отработки трехколесного шасси с передней опорой. К ордену Ленина, полученному на фронте, добавляются награды за испытательский труд – второй ордена Ленина и два ордена Отечественной войны I степени.

        

 

 

Регион Иркутская область
Воинское звание подполковник
Населенный пункт: Зима

Боевой путь

                                             Гринчик Алексей Николаевич –

Лётчик-испытатель 1-го класса (1943), подполковник.

Родился Алексей Николаевич Гринчик 13 (26) декабря 1912 года в городе Зима Иркутской области.

Отец - Николай Антонович Гринчик, мама - Софья Фроловна, сёстры - Вера и Надежда.

После окончания школы Алексей успешно сдал экзамены в Томский политехнический институт, но при зачислении выяснилось, что абитуриенту всего 15 лет, — не приняли.

Тогда Гринчик поступил в Иркутский авиационный техникум.

В 1932г. поступил и в 1936 окончил Московский авиационный институт.

В 1937 окончил лётную школу ЦАГИ. В 1937-1941 - инженер-лётчик-испытатель ЦАГИ.

Алексей Гринчик разбирался в самолетах, но инженером стать не захотел. Он отвечал: «Инженер летает только на карте!».                                             

Жил в городе Жуковский Московской области.

Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище
(уч. № 2, ряд № 48, место № 25).

Награждён

3 орденами Ленина

2 орденами Отечественной войны 1-й степени

медалями

Увековечение памяти А.Н.Гринчика

Именем Алексея Гринчика названа улица в г. Жуковском Московской области.

В родном городе Зиме 7 мая 1965 года исполком городского Совета принял решение присвоить имя А.Н. Гринчика:

  • Пионерской дружине средней школы №6
  • Одной из улиц в г. Зиме
  • Дому культуры железнодорожников (был уничтожен пожаром в 2001г.)

В настоящее время (2014г.), учитывая  многочисленные  обращения  граждан,  администрация  города  решила в этом районе на освободившемся земельном участке возвести Дом  культуры на 150 зрителей.

Администрация города ходатайствует о включении строительства Дома культуры в государственную программу  Иркутской  области «Развитие культуры» на 2014-2018 гг.

Книги повествующие об  А. Н. Гринчике

  • «Открытые глаза» - Анатолий Аграновский
  • «Зиминская быль» - А.А. Бухаров
  • «Через невидимые барьеры» - М. Галлай
  • «Испытано в небе» - М. Галлай
  • «Лечу за мечтой» - Игорь Шелест

Фильмы повествующие об  А. Н. Гринчике

Об Алексее Николаевиче Гринчике, нашем славном земляке, написано уже немало. Но этого далеко не достаточно, чтобы полностью осветить его недолгую, но яркую жизнь. Поиски новых, интересных страниц из его жизни продолжаются.

В начале Отечественной войны в июле 1941 г. Алексея Гринчика зачислили летчиком 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (АЭ) ПВО Москвы. Совершил 5 боевых вылетов.

У некоторых фронтовых летчиков сложилось мнение, будто самолет ЛаГГ-3 тяжеловат и не обладает достаточной  маневренностью. Гринчик на деле доказал, что в умелых руках ЛаГГ – грозная боевая машина. В одном из вылетов Гринчик вел бой с группой вражеских истребителей. Действуя решительно, смело, он сбил 2 машины. Отношение летчиков к самолету ЛаГГ-3 стало меняться.

В январе 1942 г. Гринчик назначен заместителем командира АЭ 237-го истребительного авиационного полка на Калининском фронте. Совершил 57 боевых вылетов, сбил лично 2 и в группе 4 самолёта противника, был дважды ранен.

3 марта 1942г. военинженер 2-го ранга Гринчик был отозван с фронта. Он вернулся к летно-испытательной работе.

С 1943г. был заместителем начальника ЛИИ по летной части. Первым обосновал, представил и согласовал планы испытаний на штопор. Провел испытания многих типов самолетов на штопор и устойчивость.

Его любили и уважали все на аэродроме: и инженеры, и летчики, и девушки из бухгалтерии. Такой открытый, добрый и улыбчивый он был… Именно тогда за ним прочно укрепилось прозвище – Король.

За время работы в ЛИИ им освоено 120 типов летательных аппаратов различного назначения. Он участвовал в испытаниях 14 опытных самолетов, а при испытании 4 опытных самолетов являлся ведущим летчиком-испытателем. 

С 1946г. Гринчик работал в ОКБ А.И.Микояна, с которым познакомился ещё до войны.

В 1945–1946 годах А.Н. Гринчик проводит испытания экспериментального самолета МиГ-8, созданного с целью проверки устойчивости и управляемости аэродинамической схемы «Утка» в воздухе, изучения работы крыла большой стреловидности и отработки трехколесного шасси с передней опорой. К ордену Ленина, полученному на фронте, добавляются награды за испытательский труд – второй ордена Ленина и два ордена Отечественной войны I степени.

Но настоящий звездный час испытателя пробил 24 апреля 1946 года. В этот день Алексей Гринчик навечно расписался в книге истории авиации, подняв в воздух первый отечественный реактивный истребитель. Это было началом новой эпохи в авиации.

Сибирская закалка осталась у Алексея на всю жизнь – в любой мороз кожанка была распахнута на его широкой груди, а шлем сбит на затылок.

 «Ты кто по национальности? – спрашивали его.

И Гринчик отвечал: «Сибиряк».

– Родился я в городе Зима, – говорил он в кругу друзей.

– Я такого города не знаю, – смеялась какая-нибудь девица, поглядывая на Гринчика.

– Зимы не знаете? – Он комически грозно сдвигал красивые брови. – Это как Москва... Ну, чуть поменьше. И на карте есть.

Кто-нибудь из летчиков пояснял:

– Домик у железной дороги и водокачка – вот и вся Зима. Летали, видали.

– А водокачка какая! – говорил Гринчик. – Дворец!»

11 июля 1946г. (33 года) Гринчик погиб в 20-м полете опытного образца первого советского реактивного истребителя МиГ-9 при показе самолета группе авиационных чиновников, во главе с министром авиационной промышленности М.В. Хруничевым и главкомом ВВС К.А. Вершининым. Причиной катастрофы явилась конструкторская ошибка (неудачное крепление съемных лобовиков крыла). В связи с этим на других машинах крепление лобовиков изменили, их стали фиксировать винтами по всему периметру разъема

Из книги М.Л. Галлая «Через невидимые барьеры»:

«…И вот еще одни похороны. Скорбная траурная музыка, цветы, венки, толпы людей, пришедших в клуб института, чтобы проститься с погибшим. В изголовье закрытого красного гроба большой портрет, с которого смеется веселый, задорный, блещущий белыми зубами Гринчик. Потом – растянувшаяся на добрых два километра колонна автомашин.

Рев проносящегося на бреющем полете звена истребителей почетного эскорта. Долгий путь от нашего аэродрома в Москву, на тихое тенистое кладбище Новодевичьего монастыря.

Какие-то слова, искренние, но никогда не способные в полной мере отразить чувства говорящих над открытой могилой. Троекратный залп салюта…

Далеко не впервые приходилось нам хоронить товарища. Но на сей раз происшедшее особенно трудно укладывалось в сознании. Этот летчик не должен был разбиться.

– Я считал, что такие не погибают, – сказал его учитель, сам в прошлом авиатор, профессор А.Н. Журавченко. Оказалось, погибают и такие…»

Фотографии