Гусев Василий Иванович
Гусев
Василий
Иванович
гв. младший лейтенант

История солдата

Василий Иванович Гусев (1920-1944) Василий Иванович Гусев происходит из числа коренных жителей поселка Нахабино. Он родился в 1920 году в семье Ивана Ивановича и Дарьи Ивановны Гусевых и был средним ребенком в семье. После окончания 7-летней школы поступил на работу токарем на механический завод в г. Москве (в районе площади Марии Расковой на Соколе). Но приземленные профессии его, похоже, привлекали не слишком – истинным призванием оказалось летное дело. Едва ему исполнилось 18 лет, как он поступил на учебу в созданный по решению Центрального совета ОСОАВИАХИМа и УК ВЛКСМ Центральный аэроклуб имени В.П. Чкалова, располагавшийся на Тушинском аэродроме. Василий Иванович вообще был многосторонней и одаренной личностью: хорошо пел, имел музыкальные и художественные способности. Как и его старший брат, почти сразу после начала войны с фашистской Германией он был призван Истринским райвоенкоматом и направлен в 69-й гвардейский истребительный авиваполк. Поскольку эта часть только что была перевооружена американскими самолетами Bell P-39 «Airacobra» («Аэрокобра»), все поступающие пополнения (три эскадрильи) направлялись на повышение квалификации в Высшую школу пилотажа, располагавшуюся в г. Иваново, где незадолго до этого переучивался и основной состав полка. Осенью 1943 года, успешно освоив курс обучения и получив новую машину, с 5 октября 1943 года в звании гвардии младшего лейтенанта он был зачислен в действующий летный состав. Он много и с удовольствием писал домой, рассказывая о своих военных приключениях, и даже сопровождал свои письма рисунками из боевой и аэродромной жизни. 69-й гвардейский истребительный авиаполк, где воевал Василий Иванович, к этому времени уже прославленной боевой частью, имевшей на своем счету множество громких побед. 26 июня 1943 года он был включен в состав 304-й истребительной авиадивизии, входившей в 7-й истребительный авиакорпус (5-я воздушная армия Степного, затем 2-го Украинского фронта). К боевой работе полк приступил вместе с другими частями корпуса 6 октября 1943 г. с Полтавского авиаузла. Он участвовал в боях над Правобережной Украиной, Молдавией и восточными районами Румынии, был задействован в Белгородско-Харьковской операции, Битве за Днепр, в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишиневской наступательных операциях. С 6 октября по 31 декабря 1943 года полком произведено 569 боевых вылетов, в которых сбито 63 самолета противника, потеряно 11 самолетов своих. 1 января по 3 июня 1944 года летчики полка выполнили 885 боевых вылетов, провели 55 воздушных боев, в которых сбили 82 вражеских самолета при потере 5 самолетов своих. За это время дивизия 27 октября 1944 года была преобразована в 23-ю гвардейскую, а корпус – в 6-й гвардейский. На счету Василия Ивановича – 8 индивидуальных воздушных побед. Свой первый самолет противника Ме-109 он сбил уже 19 октября 1943 года над селом Попельнастое – всего через 11 дней после прибытия на фронт! За этот бой, в котором он получил легкое ранение в ногу, он был награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе было указано: «Гвардии младший лейтенант Гусев молодой летчик-истребитель. Имеет 12 боевых вылетов. В воздушных боях проявил себя смелым, инициативным, решительным воздушным бойцом… 19.10.1943 года, выполняя задание по прикрытию наземных войск в группе 4 самолетов «Аэрокобра» мыл атакован четырьмя Ме-109. Смело атаковав ведущего первой пары, со второй атаки сбил его, но в это время сам был атакован. Самолет получил повреждение плоскостей, отбит левый элерон, осколками повреждена приборная доска. Сам Гусев легко ранен в ногу. Несмотря на это, на поврежденном самолете тов. Гусев бросился на помощь товарищу и с дистанции 50 метров подбил второй самолет Ме-109, который резким скольжением старался сбить пламя. Преследуя противника до земли и убедившись, что Ме-109 врезался в землю и взорвался, тов. Гусев с трудом вывел поврежденный самолет из пикирования. Только мужество, хладнокровие и отличная техника пилотирования позволили довести самолет до самого аэродрома, где, несмотря на перебитую пневматику, тов. Гусев отлично произвел посадку. В тот же день пересев на другой самолет, тов. Гусев снова летал на боевые задания». 20 октября – на следующий день, в бою юго-западнее Желтой Реки он сбил свой очередной самолет Ю-87; 30 ноября западнее Черкасс за ними последовал ФВ-190. В 1944 году удача по прежнему была с ним: 25 апреля в районе Балабанешти он сбил Ю-87, 28 апреля – ФВ-190 южнее Ясс. 3 июля 1944 года 7-й истребительный авиакорпус был передан во 2-ю воздушную армию 1-го Украинского фронта. Вместе с ним 69-й полк с 14 июля по 28 августа 1944 года принимал активное участие в Львовско-Сандомирской наступательной операции, сражаясь на Львовском направлении. Здесь 14 июля 1944 года Василий Иванович одержал две свои последние победы, сбив один ФВ-190 у Порыцка, а другой такой же самолет – у Тартанува. К этому времени он был уже командиром звена, но по прежнему носил звание младшего лейтенанта. Погиб Василий Иванович 5 августа 1944 года в воздушном бою у польской станции Ясляны. Похоронен там же, у станции Яслян (Подкарпатское воеводство, Республика Польша). Внук Каревский Алексей

Регион Московская область
Воинское звание гв. младший лейтенант
Населенный пункт: Нахабино

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: