Панков Илья Михайлович
Панков
Илья
Михайлович
полковник

История солдата

Илья Михайлович родился в 1922 году в деревне Соколовка Веневского района Тульской области в крестьянской семье. До 1938 года жил  и учился в деревне, затем в Московском техникуме НКПС им. Октябрьской революции. Занимался в аэроклубе им. Метрополитена. В 1940 году вступил в ряды Советской Армии, овладевал мастерством летного дела в Олсуфьевской, Балашовской, Ижевской летных школах. С мая 1943года и до окончания Великой Отечественной войны сражался с немецко-фашистскими захватчиками. Звание Героя Советского Союза присвоено 18 августа 1945 года. В 1955 году окончил Военно Воздушную инженерную академию им. Жуковского по специальности эксплуатация самолетов и авиадвигателей. Службу проходил в войсковой части, базирующуюся в поселке Чкаловский Московской области. Участвовал в испытаниях новейшей боевой техники: Ан­12, Ан­22 «Антей», Ил­76. Во время событий в Чехословакии в 1969 году, выполняя приказ командования по доставке средств телекоммуникации в Прагу, принял решение о посадке самолета на залитую маслом взлетно-­посадочную полосу. Исполняя свои служебные обязанности заместителя командира части по технике, отвечал за все авиационные происшествия. При его непосредственном участии была установлена причина катастрофы «Антея», произошедшая в Африке и установлены виновные в ней.

С 1983 года полковник Панков ­ в отставке. Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области.

 Звание Героя Советского Союза Панкову Илье Михайловичу присвоено 18 августа 1945 года. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Отечественной войны 2 степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Умер 30 июня 2011 года. Похоронен на кладбище села Леониха, что недалеко от Чкаловского.

Регион Тульская область
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Веневский район

Боевой путь

В сентябре 1941 года Панков Илья Михайлович вместе со школой был эвакуирован в тыл – в город Славгород Алтайского края. На новом месте школа поменяла профиль и курсанты стали осваивать новый самолет – штурмовик Ил­2. В июле 1943 года, по окончанию учебы, был направлен в 34­-й запасной авиационный полк (город Ижевск). Здесь прошел дополнительную подготовку как летчик штурмовик и был направлен на фронт.

В действующей армии Илья Михайлович с мая 1943 года.Илья Михайлович слыл мастерством штурмовки. Начав свой боевой путь на курской дуге, он до конца войны совершил 96 боевых вылетов, участвовал в освобождении Орла, Брянска, Великих Лук, Рогачева, Жлобина, Луцка, Минска, Бреста, а затем громил гитлеровских захватчиков на территории Польши и Восточной Пруссии. 22 раза летал Илья Михайлович под Бобруйск в июне 1944года, когда 9-й танковый корпус прорывал глубокоэшелонированную оборону противника. Каждый вылет – взорванные склады и разгромленные аэродромы, сожженные танки и бронетранспортеры, уничтоженные автомашины, доты и дзоты. 

В середине января 1945 года войска 2-го Белорусского фронта, действовавшие севернее Варшавы, перешли в наступление. Штурмовой авиации работы было много, и старший лейтенант Илья Панков в эти дни делал по два-три боевых вылета. Ему, как одному из опытнейших летчиков, поручали быть ведущим шестерок и восьмерок штурмовиков. Советская авиация сокрушительными ударами помогла наземным частям решать сложные наступательные задачи в зимних условиях.

16 января Илья Михайлович с товарищами вылетел на штурмовку переправы через реку Дзялдовка. Немцы подтягивали к фронту свои резервы, и было очень важно задерживать их, а если представится возможным, то и потрепать основательно еще на подходе. Лучшим местом для этого была переправа, где войска обычно скучиваются, теряют способность к маневру и поэтому являются наиболее уязвимыми. В то же время переправы всегда усиленно охраняются зенитными  средствами. Так было и на Дзялдовке. Когда восьмерка «илов», ведомая Панковым, подошла к цели, их встретил мощный заградительный огонь. Умело маневрируя, штурмовики прорвались к переправе и на первом же заходе сбросили бомбы по скоплению артиллерии и пехоты противника.

Развернувшись, штурмовики снова пошли на цель, и в это время Илья Михайлович почувствовал, что рули глубины и поворотов повреждены (как стало известно потом – прямым попаданием зенитного снаряда).Самолет стал плохо управляемым. Выйти из боя в такой ответственный момент – значит поставить выполнение задачи под угрозу срыва. Панков сбросил последние бомбы и, убедившись, что переправа гитлеровцев надолго нарушена, повел группу на свой аэродром.

      Перед посадкой выяснилось, что перебито осколком снаряда шасси. Пришлось сажать самолет без рулей глубины и при этом на одно колесо. Дело не легкое. Но выручили опыт, выдержка, воля…

Через три дня Илья Панков снова в бою. Он штурмует железнодорожный эшелон у станции Заафель. Меткой серей бомб разбил состав и поджег его. 

Командир эскадрильи 783-го штурмового авиационного полка (199-я штурмовая  авиационная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший сержант Панков к маю 1945 года совершил 96 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника нанес, ему большой урон. В воздушных боях сбил 2 вражеских самолета.

Но особенно старший лейтенант Панков и его эскадрилья отличились при окружении и уничтожении Данцигской группировки немецких войск и при прорыве обороны противника на западном берегу Одера. В этих боях он совершил39 успешных вылетов. Штурмовики, руководимые старшим лейтенантом Панковым, уничтожили большое число вражеской боевой техники, а в заливе Путцигер-Вик потопили фашистский корабль.

Пять заходов, несмотря на сильный зенитный  огонь, сделала шестерка «илов», штурмуя артиллерийско-минометные позиции в районе населенного пункта Тантов. Старший лейтенант Панков при этом подавил артиллерийскую батарею.

Журнал боевых действий 783-го штурмового авиационного Танненбергского Краснознаменного полка пестрил многими записями о подвигах старшего лейтенанта Панкова.

В августе 1945 года командир корпуса, прославленный ветеран советской авиации, друг и товарищ Чкалова генерал-лейтенант Байдаков крепко пожал руку Ильи  Михайловича, тепло поздравил его:

- Вот и еще одной Золотой Звездой стало у нас больше!  

 

Награды

Наградной лист

Наградной лист

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: