Зарипов Хамис Харисович
Зарипов
Хамис
Харисович
Лейтенант / Воздушный стрелок-радист
10.08.1919 - 17.07.2021

История солдата

Хамис Зарипов прошёл всю войну, будучи воздушным радиострелком, в составе особой легкобомбардировочной эскадрильи на Кавказе, защищавшей горные перевалы Главного Кавказского хребта от наступления частей фашистской горнострелковой дивизии «Эдельвейс».

Из воспоминаний Хамиса Зарипова:
«Наша особая легкобомбардировочная эскадрилья базировалась в Кутаиси, бомбила и обстреливала с воздуха живую силу и технику горно-стрелковых частей дивизии “Эдельвейс”, пробиравшуюся по горным тропам и дорогам на вьючных лошадях, ослах, мотоциклах в горы к перевалам Кавказского хребта. Мы делали завалы на их пути в ущельях, взрывали мосты через бурные горные реки. Наиболее часто вылетали к перевалам Клухорский, Марухский, Санчарский. В одном из таких вылетов, как нам сообщила разведка, удалось вывести из строя радиостанцию немцев на склоне Эльбруса. 

Помню, как, обнаружив однажды большую автоколонну на окраине Нальчика, наше звено (три самолёта) обрушило на неё весь запас 100-килограммовых бомб. Мы подожгли и разметали около десяти машин с военными грузами и солдатами противника. Приходилось нам атаковать с воздуха и скопления вражеских войск в Теберде, где в мирное время, мы знали, находился знаменитый детский противотуберкулезный санаторий. 

По пути из Кутаиси к перевалам нас возле Сухуми встречали в воздухе истребители. Они прикрывали нас от нападения “мессершмиттов” и одновременно ориентировали на наиболее трудно обнаруживаемые в горах цели. Мы летали на большой высоте, а под нами по ущельям сновали лёгкие и юркие По-2 (У-2). Эти самолёты доставляли наземным защитникам перевалов оружие, боеприпасы, продукты, вывозили в долину раненых, обмороженных в горах бойцов. 

Самолёты нашей эскадрильи были изрядно изношены. В мирное время на них летать вряд ли кто-нибудь рискнул бы. Но во время войны техники не хватало. Благодаря мастерству технического персонала (один механик - на самолёт, два оружейника - на всё подразделение) и отваге лётчиков, самолёты поднимались в воздух, выполняли все боевые задания. Конечно, не обошлось и без потерь. К концу октября 1942 года из десяти самолётов в нашей части осталось только шесть. Но хвалёная дивизия егерей “Эдельвейса” так и не смогла прорваться к горным перевалам».

После демобилизации в конце 1945 года Хамис Харисович Зарипов вернулся на Камское пароходство, связав с ним всю трудовую жизнь. Работал преподавателем в Пермском речном техникуме - вёл радиодело, был старшим инспектором, старшим инженером и начальником отдела кадров Камского ордена Ленина речного пароходства, заместителем председателя Камского бассейнового комитета профсоюза рабочих морского и речного флота. В 1980-м году по выслуге лет вышел на пенсию и продолжил заниматься общественной деятельностью: в течение восьми лет трудился старшим инженером по охране труда, много лет руководил ветеранской организацией Камводпути, активно работал в Совете татарской общины, писал статьи для газет и журналов.
 

Хамис Зарипов награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Кавказа» «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями в честь победы в Великой Отечественной войне, а его мирный труд отмечен отраслевыми наградами, нагрудными знаками, почётными грамотами и медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «Ветеран труда», «Почётный работник речного флота» и «Отличник социалистического соревнования Министерства речного флота СССР», «За активную работу в профсоюзах», «Почетный речник Камы».

Регион Пермский край
Воинское звание Лейтенант
Населенный пункт: Пермь
Воинская специальность Воздушный стрелок-радист
Место рождения Апастовский район Республики Татарстан
Годы службы 1940 1945
Дата рождения 10.08.1919
Дата смерти 17.07.2021

Воспоминания

Воспоминания о военных событиях

Наша особая легкобомбардировочная эскадрилья базировалась в Кутаиси, бомбила и обстреливала с воздуха живую силу и технику горно-стрелковых частей дивизии “Эдельвейс”, пробиравшуюся по горным тропам и дорогам на вьючных лошадях, ослах, мотоциклах в горы к перевалам Кавказского хребта. Мы делали завалы на их пути в ущельях, взрывали мосты через бурные горные реки. Наиболее часто вылетали к перевалам Клухорский, Марухский, Санчарский. В одном из таких вылетов, как нам сообщила разведка, удалось вывести из строя радиостанцию немцев на склоне Эльбруса. Помню, как, обнаружив однажды большую автоколонну на окраине Нальчика, наше звено (три самолёта) обрушило на неё весь запас 100-килограммовых бомб. Мы подожгли и разметали около десяти машин с военными грузами и солдатами противника. Приходилось нам атаковать с воздуха и скопления вражеских войск в Теберде, где в мирное время, мы знали, находился знаменитый детский противотуберкулезный санаторий. По пути из Кутаиси к перевалам нас возле Сухуми встречали в воздухе истребители. Они прикрывали нас от нападения “мессершмиттов” и одновременно ориентировали на наиболее трудно обнаруживаемые в горах цели. Мы летали на большой высоте, а под нами по ущельям сновали лёгкие и юркие По-2 (У-2). Эти самолёты доставляли наземным защитникам перевалов оружие, боеприпасы, продукты, вывозили в долину раненых, обмороженных в горах бойцов. Самолёты нашей эскадрильи были изрядно изношены. В мирное время на них летать вряд ли кто-нибудь рискнул бы. Но во время войны техники не хватало. Благодаря мастерству технического персонала (один механик - на самолёт, два оружейника - на всё подразделение) и отваге лётчиков, самолёты поднимались в воздух, выполняли все боевые задания. Конечно, не обошлось и без потерь. К концу октября 1942 года из десяти самолётов в нашей части осталось только шесть. Но хвалёная дивизия егерей “Эдельвейса” так и не смогла прорваться к горным перевалам

Награды

Орден Отечественной войны II степени

Орден Отечественной войны II степени

После войны

После демобилизации в конце 1945 года Хамис Харисович Зарипов вернулся на Камское пароходство, связав с ним всю трудовую жизнь. Работал преподавателем в Пермском речном техникуме - вёл радиодело, был старшим инспектором, старшим инженером и начальником отдела кадров Камского ордена Ленина речного пароходства, заместителем председателя Камского бассейнового комитета профсоюза рабочих морского и речного флота. В 1980-м году по выслуге лет вышел на пенсию и продолжил заниматься общественной деятельностью: в течение восьми лет трудился старшим инженером по охране труда, много лет руководил ветеранской организацией Камводпути, активно работал в Совете татарской общины, писал статьи для газет и журналов.

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: