Жидков Виктор Матвеевич
Жидков
Виктор
Матвеевич
Рядовой / Водитель
26.11.1925 - 24.02.2016

История солдата

Родился Жидков Виктор Матвеевич 26 ноября 1925 года в Сызрани. Его детство прошло в Закрым-зенском захолустье города.

     После окончания 7 классов (тогда они давали неполное среднее образование), родители устроили его на мельницу лаборантом. Но работа ему оказалась не по душе. И тогда он нанялся в артель «Сапожник» учеником скорняка. А через полгода на­чалась война. Все предприятия перешли на работу по законам военного времени, в том числе и их артель. В марте 1943-го его призвали в армию и направили в 27-й учебный автополк, где готовили шофёров. Учи­лись два месяца.

     Потом их направили в г. Одинцово получать авто­машины - знаменитые полуторки, кабины которых были деревянными, а вместо дверок висели брезен­товые шторки. Вот на такой технике он и прибыл на 2-й Украинский фронт, которым командовал генерал Р. Я. Малиновский. Определили его в отдельный ба­тальон химзащиты.

     Началась его фронтовая жизнь. Батальон предна­значался для борьбы с химическим оружием, но то ли у фашистов руки не доходили до его применения, то ли они не считали эффективным. Наше ко­мандование на всякий случай всё же создавало подразделения для противостояния химическим ядам, хотя это оружие и было запрещено международной конвенцией, однако возможность его применения не исключалась. Фашист он и есть фашист, чего от него ждать.

     Но, как говорят, Бог миловал. Поэтому машины батальона часто использовались не по прямому на­значению. На них подвозили боеприпасы, ГСМ, про­дукты, в общем всё, что было нужно для фронта, для победы.

     В заключении Яссо-Кишинёвской операции ба­тальон обеспечивал дымовую завесу для понтонной переправы через пограничную реку Прут между СССР и Румынией. Гитлеровцы, конечно, понимали, что переход через советскую границу Красной Ар­мии имеет не только практическое, но и символиче­ское значение, и делали всё, чтобы остановить её на этом серьёзном водном рубеже. Их авиация фактиче­ски беспрерывно бомбила переправу.

     Батальон старался накрыть дымовой завесой как можно большую площадь, чтобы дезориентировать вражеские бомбардировщики.

     Как-то во время очередного налёта Виктор Мат­веевич почувствовал резкий удар в левую ногу, после чего оказался сначала в армейском, а потом в тыловом госпитале в г. Кременчуге.

    По выздоровлении был направлен в запасной полк. Ехали на железнодорожной платформе, на одной из остановок мимо проходили машины со снарядами. Увидев его, водители остановились и окликнули его. Оказалось, что это ребята из его части. Они уго­ворили его поехать с ними. По прибытии в батальон ему выписали новую красноармейскую книжку, и он продолжил службу в родном подразделении вплоть до самой Победы.

     Когда пришла весть о ней, творилось что-то не­вообразимое. Все пели, кричали, смеялись и плака­ли одновременно, стреляли в воздух из всех видов стрелкового оружия. Это было на территории Че­хословакии. Формально война закончилась, но она усиливалась на невидимом фронте.

     Батальон расформировали, и Виктор Матвеевич оказался в пограничных войсках. Через три дня он и ещё несколько человек поехали на грузовой машине получать технику. Но по дороге попали в засаду. Ма­шину обстреляли власовцы. Виктор Жидков очнулся уже в госпитале в столице Словакии — Братиславе. У него был сильный ушиб головы и сломана левая ключица.

     После выздоровления его направили в запасной полк на территории Австрии. Там его приметил капитан из СМЕРШа, после чего Виктор стал служить в столице Австрии - Вене водителем. Ходили тогда уже в гражданской одежде и автомашины меняли почти каждый день.  

   Сразу после окончания войны разведки США, Англии и Франции прямо-таки обрушились на СССР. За нашими офицерами велась натуральная охота за­падных спецслужб. Виктору Матвеевичу довелось увидеть, как наш офицер-переводчик, только что демобилизованный из армии, был задержан сотрудни­ками СМЕРШа в момент его встречи с иностранным агентом. Он, как оказалось, был завербован западны­ми спецслужбами. 

     Весной 1949-ю Жидков вернулся в родной город Сызрань. Ему предложили работу водителем в Сызранском горотделе милиции возить его начальника.

     Проработал он там около трёх лет и был вынуж­ден уйти. В 1959 году Виктор Матвеевич пришёл в грузо­вой автокомбинат, где задержался на сорок лет.

      Работа была разнообразная, а потому и интерес­ная. Летом, как правило, в составе сводной автоко­лонны отбывал на уборку урожая. Возил зерно по степным дорогам, а они бывали всякие. В жару - пот, пыль, в дождь - грязь, бездорожье. Трудился не толь­ко в Куйбышевской области, но и в других регионах и республиках СССР. Осенью ездили в Тамбовскую, Липецкую области на уборку сахарной свёклы и картофеля. Вот тут-то уж все дороги назывались одним словом — бездорожье. Скучать водителям не приходилось.  

   Выйдя на пенсию в марте 1986 года, одиннадцать лет проработал машинистом автопогрузчика с одно­временным исполнением обязанностей не освобож­дённого бригадира группы подсобных рабочих.

   Ратный труд Виктора Матвеевича отмечен меда­лями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Будапеш­та» и орденами Отечественной войны II степени. За мирный труд на благо Родины он имеет 16 раз­личных поощрений, занесённых в трудовую книж­ку, награждён знаками «Победитель соцсоревнова­ния Министерства автотранспорта РСФСР». В 1982 году получил медаль «За трудовую доблесть», а в 1985 году - «Ветеран труда». Ему присвоено звание «Ветеран труда Средневолжского транспортного управления».

     В 1950 году Виктор Матвеевич встретил Инну Пазухину, вскоре они поженились. В мире и согла­сии прожили более сорока лет. Вырастили двух до­черей.

     Умер Жидков Виктор Матвеевич 24 февраля 2016 года в возрасте 90 лет.

Регион Самарская область
Воинское звание Рядовой
Населенный пункт: Сызрань
Воинская специальность Водитель
Место рождения СССР, Куйбышевская обл, г. Сызрань.
Годы службы 1943 1949
Дата рождения 26.11.1925
Дата смерти 24.02.2016

Боевой путь

Место призыва СССР, Куубышевская обл. г. Сызрань
Дата призыва 1.03.1943
Боевое подразделение 2-й Украинский фронт
Завершение боевого пути Австрия, Вена
Принимал участие Яссо-Кишиневская операция
Госпитали г. Кременчуг, Словакия-Братислава

В марте 1943-го был призва в армию и направили в 27-й учебный автополк, где готовили шофёров. Учи­лись два месяца.

     Потом их направили в г. Одинцово получать авто­машины - знаменитые полуторки, кабины которых были деревянными, а вместо дверок висели брезен­товые шторки. Вот на такой технике он и прибыл на 2-й Украинский фронт, которым командовал генерал Р. Я. Малиновский. Определили его в отдельный ба­тальон химзащиты.

     Началась его фронтовая жизнь. Батальон предна­значался для борьбы с химическим оружием, но то ли у фашистов руки не доходили до его применения, то ли они не считали эффективным. Наше ко­мандование на всякий случай всё же создавало подразделения для противостояния химическим ядам, хотя это оружие и было запрещено международной конвенцией, однако возможность его применения не исключалась. Фашист он и есть фашист, чего от него ждать.

     Но, как говорят, Бог миловал. Поэтому машины батальона часто использовались не по прямому на­значению. На них подвозили боеприпасы, ГСМ, про­дукты, в общем всё, что было нужно для фронта, для победы.

     В заключении Яссо-Кишинёвской операции ба­тальон обеспечивал дымовую завесу для понтонной переправы через пограничную реку Прут между СССР и Румынией. Гитлеровцы, конечно, понимали, что переход через советскую границу Красной Ар­мии имеет не только практическое, но и символиче­ское значение, и делали всё, чтобы остановить её на этом серьёзном водном рубеже. Их авиация фактиче­ски беспрерывно бомбила переправу.

     Батальон старался накрыть дымовой завесой как можно большую площадь, чтобы дезориентировать вражеские бомбардировщики.

     Как-то во время очередного налёта Виктор Мат­веевич почувствовал резкий удар в левую ногу, после чего оказался сначала в армейском, а потом в тыловом госпитале в г. Кременчуге.

    По выздоровлении был направлен в запасной полк. Ехали на железнодорожной платформе, на одной из остановок мимо проходили машины со снарядами. Увидев его, водители остановились и окликнули его. Оказалось, что это ребята из его части. Они уго­ворили его поехать с ними. По прибытии в батальон ему выписали новую красноармейскую книжку, и он продолжил службу в родном подразделении вплоть до самой Победы.

     Когда пришла весть о ней, творилось что-то не­вообразимое. Все пели, кричали, смеялись и плака­ли одновременно, стреляли в воздух из всех видов стрелкового оружия. Это было на территории Че­хословакии. Формально война закончилась, но она усиливалась на невидимом фронте.

     Батальон расформировали, и Виктор Матвеевич оказался в пограничных войсках. Через три дня он и ещё несколько человек поехали на грузовой машине получать технику. Но по дороге попали в засаду. Ма­шину обстреляли власовцы. Виктор Жидков очнулся уже в госпитале в столице Словакии — Братиславе. У него был сильный ушиб головы и сломана левая ключица.

     После выздоровления его направили в запасной полк на территории Австрии. Там его приметил капитан из СМЕРШа, после чего Виктор стал служить в столице Австрии - Вене водителем. Ходили тогда уже в гражданской одежде и автомашины меняли почти каждый день.  

   Сразу после окончания войны разведки США, Англии и Франции прямо-таки обрушились на СССР. За нашими офицерами велась натуральная охота за­падных спецслужб. Виктору Матвеевичу довелось увидеть, как наш офицер-переводчик, только что демобилизованный из армии, был задержан сотрудни­ками СМЕРШа в момент его встречи с иностранным агентом. Он, как оказалось, был завербован западны­ми спецслужбами. 

     Весной 1949-ю Жидков вернулся в родной город Сызрань.

Награды

«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Будапешта»,  орден Отечественной войны II степени, мирный труд на благо Родины он имеет 16 раз¬личных поощрен...

«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Будапешта», орден Отечественной войны II степени, мирный труд на благо Родины он имеет 16 раз¬личных поощрен...

После войны

Весной 1949-ю Жидков вернулся в родной город Сызрань. Ему предложили работу водителем в Сызранском горотделе милиции возить его начальника.

     Проработал он там около трёх лет и был вынуж­ден уйти. В 1959 году Виктор Матвеевич пришёл в грузо­вой автокомбинат, где задержался на сорок лет.

      Работа была разнообразная, а потому и интерес­ная. Летом, как правило, в составе сводной автоко­лонны отбывал на уборку урожая. Возил зерно по степным дорогам, а они бывали всякие. В жару - пот, пыль, в дождь - грязь, бездорожье. Трудился не толь­ко в Куйбышевской области, но и в других регионах и республиках СССР. Осенью ездили в Тамбовскую, Липецкую области на уборку сахарной свёклы и картофеля. Вот тут-то уж все дороги назывались одним словом — бездорожье. Скучать водителям не приходилось.  

   Выйдя на пенсию в марте 1986 года, одиннадцать лет проработал машинистом автопогрузчика с одно­временным исполнением обязанностей не освобож­дённого бригадира группы подсобных рабочих.

   Ратный труд Виктора Матвеевича отмечен меда­лями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Будапеш­та» и орденами Отечественной войны II степени. За мирный труд на благо Родины он имеет 16 раз­личных поощрений, занесённых в трудовую книж­ку, награждён знаками «Победитель соцсоревнова­ния Министерства автотранспорта РСФСР». В 1982 году получил медаль «За трудовую доблесть», а в 1985 году - «Ветеран труда». Ему присвоено звание «Ветеран труда Средневолжского транспортного управления».

     В 1950 году Виктор Матвеевич встретил Инну Пазухину, вскоре они поженились. В мире и согла­сии прожили более сорока лет. Вырастили двух до­черей.

     Умер Жидков Виктор Матвеевич 24 февраля 2016 года в возрасте 90 лет.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: