НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Чагода

Позывной «Татарка»

Позывной «Татарка»

Её судьбу простой не назовёшь, и в то же время у неё судьба обычной сельской женщины, выросшей в крепкой крестьянской семье, привыкшей к деревенскому труду.

Она с детства была смелой, толковой девчонкой. Закончив семь классов местной школы, мечтала стать финансистом и работать в банках. Война перечеркнула все её мечты: желание поступить в финансово-кредитный техникум Ленинграда не сбылось, началась война…

С первых дней войны отец ушёл на фронт, и Вере пришлось стать главной помощницей матери в доме. В семье подрастали две малолетние сестры, с которыми было много хлопот. Она и не знала, что впереди её ждут страшные годы войны…

Садова Вера Александровна родилась 10 апреля 1925 года в деревне Анисимово Чагодощенского района. На фронт призвана в марте 1943 года.

Свою военную службу начала в Белоруссии в артиллерийских войсках второго Белорусского фронта. Получив в школе радистов под Минском специальность радиотелеграфиста ракетных войск и артиллерии, прибыла в 6-ю батарею 310-го гвардейского корпуса.

Часто вспоминала, как впервые оказалась на фронте: «Нас везли шесть радисток. Я выходила последней. Подъезжали к месту, где шёл бой. Встретил командир батареи и сразу команда: «Вот рация, прыгай в воронку и за работу!». Связь приходилось качать под нескончаемым вражеским огнём. Разорванные провода искали и соединяли прямо во время боя. Мой позывной был «Татарка»Меня и на батарее Татаркой прозвали». За восстановление связи под непрерывным огнём Вера Александровна была награждена медалью «За отвагу». Со своей батареей она прошла через всю Белоруссию, Польшу, дошла до Берлина.

На всём пути врага не просто было сломить. Вера Садова вспоминала: «В наступлениях на Варшаву продвигались вперёд очень медленно, немцы сопротивлялись.

В течение суток могли продвинуться всего на 2–3 километра или отступить назад. Жизнь спасали в воронках только что разорвавшихся снарядов, надеялись, что в одно и то же место снаряды не попадут. Здесь впервые стояла рядом со стреляющими «Катюшами», думала от гула этих мощных установок оглохну навсегда.

В одном местечке в Польше за стометровую высоту, где располагалось местное кладбище, бились целый день, дважды отступая — «измолотили» всё снарядами, ни плит, ни крестов, всё с землёй сравняли, как потом найти родные могилы… Не могу поверить, как мне удавалось выстоять в этой войне: одна рация 13 килограммов, а её ещё беречь от попадания снарядов нужно больше, чем себя; автомат, шинель через плечо, вещмешок!

Кормили нерегулярно: часто передвижную кухню разбивало снарядами, и мы оставались без обеда, спасал «сухой паёк» — в кромешном бою какой обед — живыми бы остаться! Подолгу не мылись — негде было. Летом, в часы затишья, останавливались у рек, что-то стирали, отмывали боевую грязь. Однажды на привале солдаты с батареи натопили заброшенную баню, мы с девчонками с соседних батарей только зашли помыться, как начался сильный артобстрел. Вот вся и баня!

Когда наступила Победа, наша часть находилась далеко от центра Берлина, всем нам очень хотелось расписаться на Рейхстаге, но командир отпустил только самых смелых солдат, и не напрасно: многие из них не вернулись: на обратном пути попали под пули снайперов…».

В Германии Вера Садова осталась до конца сентября 1945 года. Работали на кухнях, помогали офицерам, ждали приказа на отправку домой. А дома ждали, очень переживали, почему же Вера не возвращается. Обратный путь лежал через Освенцим. Делали остановку, заходили в уже пустые бараки, было страшно, что делал враг с пленными…

В Белоруссии заболела тифом, надолго попала в госпиталь: «Две недели без сознания, врач не надеялся, что выживу, но снова ожила, заново училась ходить, откармливали шоколадом... Домой добиралась в холодных вагонах, по дороге заболела. В Подборовье с высокой температурой снял с поезда начальник станции, сообщил домой, и мама приехала за мной на лошади...»

Вот таким был её военный путь. Веру Александровну спрашивали: «Как же, пройдя с частями тяжёлой артиллерии в нескончаемых боях — и без ранений?». «Однажды в бою осколок попал в пряжку ремня, и больше пули меня не трогали. Я ведь счастливая, «в рубашке родилась» на самом деле, а моя мама, провожая меня на фронт, надела свой крестик мне на шею, вот Бог меня и хранил…».

Вера Садова награждена медалями: «За отвагу», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», имеет все юбилейные медали. Вера Александровна прожила долгую жизнь в родной деревне Анисимово, в семье выросло четверо детей. Скончалась в 2016 году.

Надежда КАЛИНИЧЕВА,
библиотекарь Первомайской библиотеки, деревня Анисимово.

Любовью победив войну