Соловьёва Анна Ивановна
Соловьёва
Анна
Ивановна
младший лейтенант железнодорожных войск

История солдата

Великая Победа ковалась не только на полях сражений. Большую роль в прорыве и полном снятии блокады Ленинграда, разгроме неприятельских войск на Ленинградском и Волховском фронтах сыграли железные дороги, вошедшие в состав Октябрьской. Мы должны знать и чтить имена всех железнодорожников, кто внес свой вклад в общее дело и работал не только на славной Дороге жизни и Дороге Победы, но и на других не менее важных участках прифронтовой полосы.

Недавно на дальних малодеятельных участках Октябрьской магистрали, где еще существуют семафоры и жезловая система, проходили съемки документального фильма о подвиге железноцорожников в годы Великой Отечественной войны. Его героиней стала старейшая жительница поселка Чагода Вологодской области — Соловьева Анна Ивановна.

В марте ей исполнилось 92 года. 19-летней девчонкой она успешно сдала экзамен на стрелочницу на Хвойнинском отделении Северной железной дороги (ныне Волховстроевское территориальное управление Октябрьской магистрали) и сразу же была направлена на станцию Огарево (в 12 километрах от родной станции, на которой до войны работала династия Артемьевых — ее отец, мать, брат).

Это было 30 марта 1942 года: с этого дня Анна Ивановна отсчитывает свой военный стаж, составляющий 3 года, 1 месяц, 11 дней. В конце февраля 1942-го комиссия Октябрьской железной дороги под руководством заместителя начальника дороги Б.К. Саламбекова приняла вновь построенную ветку Чагода —Кабожа протяженностью 48,5 километра, соединившую Октябрьскую и Северную дороги. Появление этого участка, возведенного за три недели в условиях жестоких морозов, сорвало замыслы противника сомкнуть второе кольцо блокады. Он разгрузил железнодорожный узел Вологды. По направлению Сонково — Подборовье - Тихвин беспрерывным потоком пошли грузы для Ленинграда, Ленинградского и Волховского фронтов.

Все работники станций в 1941–1944 годах находились на казарменном положении, жили в землянках.

–  Дежурить, – вспоминает Анна Ивановна, в то время младший сержант, — приходилось иногда и по 24 часа, так как надо было пропускать в сутки более 20 пар различных поездов: с военной техникой, с солдатами, санитарные составы. В Огарево по первому пути доставлялись цистерны с горючим для заправки самолетов аэродрома, находившегося в деревне Пильно.

К сожалению, о героизме железнодорожников, работавших на ветке Чагода— Кабожа, мало известно. Нужно отметить, что первым железнодорожный состав от Кабожи до Чагоды вел машинист Васильев Николай Васильевич. Его помощницей была Грозина Варвара Степановна, машинист паровоза №77 финской постройки, в послевоенное время дважды удостоенная звания «Почетный железнодорожник».

Об Анне Ивановне Соловьевой (Артемьевой) мы узнали только благодаря начальнику сганции Чагода Рулевой Наталье Борисовне. Она настоятельно рекомендовала встретиться с ветераном. Анна Ивановна о своей военной биографии рассказывала четко и ясно. «Недавно все в памяти восстановила. Интервью давала авторам фильма о войне».

Анна Ивановна хорошо помнит мельчайшие детали той поры. С июня 1943-го, окончив специальные курс, она работала на разъезде Бортниково дежурной по станции. После снятия Ленинградской блокады в июле 1944 года была направлена на станцию Малукса, в 10 километрах от которой еще были фашисты. Работать приходилось в очень напряженной обстановке, так как территория вокруг была нашпигована противотанковыми минам.

Вдоль железной дороги не было ни дерева, ни куста. В Малуксе не сохранилось ни одного дома. Сотрудник станции ютились в землянке. Начальник станции Степашов Сергей Николаевич подорвался в карьере во время отгрузки балласта для восстановления железной дороги, и Анна Ивановна стала исполнять его обязанности. Радостную весть о победе она узнала от диспетчера во время своего дежурства в ночь на 9 мая 1945 года. Поезда шли каждый час не останавливаясь, и, как рассказывает племянник Анны Ивановны - Александ Гладышев, находчивые железнодорожницы прикрепляли к жезлу записки с единственным словом «Победа!».

Регион Вологодская область
Воинское звание младший лейтенант железнодорожных войск
Населенный пункт: Чагода

Боевой путь

Анна Ивановна Соловьёва в Великую Отечественную и после неё трудилась на железной дороге стрелочницей, дежурной по станции, начальником станции, товарным кассиром.

Фотографии

После войны

В январе 1947 года Анна вернулась в свой поселок и стала работать дежурной по станции Чагода, с 1962 года – товарным кассиром, а затем – старшим товарным кассиром, откуда в декабре 1983 года ушла на пенсию. На дороге об этой героической женщине забыли или никогда не знали. Анна Ивановна имеет только памятные и юбилейные награды. Больше всего она дорожит медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Воспоминания Анны Ивановны Соловьевой теперь войдут в документальный фильм, снятый киногруппой под руководством председателя общества любителей железных дорог Алексея Вульфова.

Прошло 70 лет со дня Победы, но слезы наворачиваются на глаза не только у ветеранов при воспоминаниях о пережитом, но и у нас, выросших уже после этой страшной войны. И нам порой стыдно от того, что мы забываем простых рабочих, стрелочников, дежурных по станции, кассиров, кочегаров, путевых обходчиков, трудившихся с большой отдачей на всех постах, отдававших все свои силы родной стране, благодаря которым по рельсам беспрерывно ходили поезда, конечным пунктом движения которых была Победа.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: