Панов Михаил Николаевич
Панов
Михаил
Николаевич
Лейтенант, пилот

История солдата

Панов Михаил Николаевич родился в 1922 г. в станице Морозовской Донской области (ныне г.Морозовск Ростовской области).

В сентябре 1940 г. призван в ряды РККА Майкопским РВК. Прошёл подготовку в качестве пилота, с августа 1942 г. воюет на Волховском фронте в частях, действующих в интересах 8-й армии:

- старший сержант, пилот 2-й эскадрильи 935-го смешанного армейского авиационного полка (командир майор Василий Дмитриевич Передистов) 14-й воздушной армии.

- с 12.03.43 г.(пилот, командир звена) в составе 555-й одельной армейской авиационной эскажрильи связи (ОААЭС) (командир майор А.А.Стефанов), сформированой на базе 935 сап.

В июле 1943 г.555-я ОААЭС действовала в полосе 8-й армии на Волховском фронте. Базировалась на аэродроме Большая Горгала (3 км севернее ст. Войбокало).

Кроме выполнения связных заданий, в операциях Волховского фронта экипажи эскадрильи летали на бомбардировку опорных пунктов Мга, Синявино, Чудово, Кириши, артиллерии на переднем крае и ближних тылов противника, производили авиаразведку, сбрасывали листовки.

В конце декабря 1943 г. эскадрилья перебазировалась на аэродром под Новгород для участия в Новгородско-Лужской операции. Экипажи бомбили опорные пункты противника в районах Мясного Бора, Подберезья, Борок, Ермолино и на переднем крае. В сложных метеоусловиях, ночью и днем производили разведку дорог Новгород - Батецкая, Новгород - Шимск, Новгород - Чудово.

После освобождения Новгорода 20.01.44 г. и продвижения советских войск на запад, эскадрилья уничтожала отходившего противника на Лужском направлении.

После освобождения Луги 12.02.44 г. эскадрилья продолжала наносить бомбовые удары по противнику в Эстонии и закончила свои боевые действия у берегов Балтийского моря.

Панов Михаил Николаевич награжден орденами Отечественной войгы I (03.02.1943) и II (06.04.1985) степеней, Красного Знамени (04.03.1944).

                                                                               

Регион Московская область
Воинское звание Лейтенант, пилот
Населенный пункт: Химки

Воспоминания

Александр Георгиевич Ермаков, штурман 555-й ОААЭС

В июле 1943 г. меня назначили штурманом 555-й отдельной авиаэскадрильи связи, где командиром был майор А. А. Стефанов, начальником штаба капитан Н. Г. Зубков. Действовала эскадрилья в полосе 8-й общевойсковой армии и выполняла ее задачи, базировалась на аэродроме Большая Горгала, что в 3 километрах севернее станции Войбокало. Хотя наша часть и называлась эскадрильей связи, чаще мы летали на бомбардировку сильно защищенных зенитными средствами опорных пунктов Мга, Синявино, Чудово, Кириши, артиллерии на переднем крае и ближних тылов немцев.



Летный состав имел большой боевой опыт. Некоторые товарищи, например командир звена С. В. Опанасюк, штурман звена В. С. Някин, имели на своем счету около тысячи боевых вылетов. Летчики командиры звеньев В. М. Мошкин, М. Н. Панов, Н. В. Пономарев, штурманы звеньев В. Г. Ерохин, А. С. Шалимо, штурманы экипажей А. И. Еремин и другие имели по 300 вылетов. В боевых операциях Волховского фронта -экипажи 555-й эскадрильи уничтожили много зенитных прожекторов, подавили большое количество зенитных батарей, артиллерийских и минометных точек, уничтожили четыре склада боеприпасов, несколько сот фашистских солдат и офицеров, дали много разведданных, сбросили десятки миллионов листовок на русском и немецком языках, выбросили на парашютах в тыл врага наших разведчиков с особыми заданиями командования.



Взаимодействие и братская выручка между пехотой и авиацией на фронте была поистине кровной. Приведу только один пример. 17 августа 1943 г. при бомбежке поиск противника в районе деревни Вороново зенитным огнем был сбит экипаж нашей эскадрильи, летчик- лейтенант М. Н. Панов, штурман-лейтенант А. Я. Абрамович. От прямого попадания зенитного снаряда самолет стал неуправляем и начал падать. Панов и Абрамович выбросились с парашютами. Ветром их сносило к нашей территории, но приземлились они на нейтральной полосе. Завязался бой за летчиков. Наши пехотинцы первыми подошли к товарищам и спасли их от плена, уничтожив при этом более десятка гитлеровцев.



Молодой летный состав, прибывший на пополнение, быстро вводился в строй. Боевым действиям его обучали опытные летчики и штурманы. Так, штурман звена лейтенант В. С. Някин и молодой, недавно прибывший в часть летчик М. Н. Панов получили задание бомбить склад боеприпасов восточное станции Мга. Когда они подошли к цели, их схватили прожекторы. Зенитки открыли огонь, снаряды рвались вокруг самолета. Но летчик точно выдержал боевой курс, и Някин сбросил бомбы точно на цель. От прямого попадания склад взорвался с такой силой, что взрывной волной самолет резко подбросило и так накренило, что штурмана чуть не выбросило из кабины. Склад оказался большим - разрывы следовали один за другим, что подтвердило командование наземных войск.



Технический состав под руководством инженера эскадрильи Я. Я. Нестерова и техников звеньев И. А. Кудрявцева, А. С. Дровосекова, М. П. Панина, В. М. Поручикова и Г. И. Уткина самоотверженно трудился дни и ночи, обеспечивая бесперебойную работу самолетного парка, в любую погоду производил качественный ремонт машин. Очень трудно было оружейникам, особенно 18-19-летним девушкам. Бывало, смотришь и удивляешься их выносливости: взвалив на плечи бомбы, сгорбившись под тяжестью, несут они их подвешивать к самолетам. В напряженные дни операции по прорыву блокады Ленинграда эскадрилья производила по 60-70 боевых вылетов за ночь летом и по 90-100 в осенне-зимний период. Вспоминаю трудолюбие и большую работоспособность механика по вооружению ленинградца Анатолия Ануфриева, отец и мать которого всю блокаду жили и работали в Ленинграде, отец - на военном заводе, мать шила обмундирование для армии. Он успевал произвести подвеску бомб и эресов на самолеты своего звена, проверить контровку ветрянок взрывателей на каждом вылетавшем самолете. Своим самоотверженным трудом Анатолий мстил захватчикам за родных, за земляков, находившихся в блокадном Ленинграде. С благодарностью вспоминаю нашего начальника метеослужбы И. Т. Ткаченко, прогнозы погоды которого почти всегда оправдывались.



В конце декабря 1943 г. наша эскадрилья перебазировалась на новый аэродром, под Новгород, для участия в Новгородско-Лужской операции. Бомбили опорные пункты врага в районах Мясного Бора, Подберезья, Борок, Ермолина и на переднем крае. В сложных метеоусловиях, ночью и днем производили разведку дорог Новгород - Батецкая, Новгород - Шимск, Новгород - Чудово. Низкая облачность со снегопадом вынуждала летать на малой высоте, фашисты били по самолетам даже из автоматов.



После освобождения Новгорода 20 января 1944 г. и продвижения наших войск на запад эскадрилья уничтожала отходившего противника на Лужском направлении. В конце января мне довелось с командиром звена С. В. Опанасюком летать в партизанский отряд, действовавший в районе деревни Вшели, что в 30 километрах западнее города Сольцы. Сели на поляну в лесу. Снег глубокий, не укатан. Нас встретили партизаны. Один из них остался с летчиком у самолета, двое повели меня к командиру. В хорошо натопленной землянке на нарах лежал с забинтованными головой и рукой командир отряда. Фамилии его не помню. Я передал ему пакет от начальника штаба 8-й армии полковника Головчинера. Он поинтересовался положением на нашем фронте. Я ему сказал, что наши войска разгромили группировку врага под Новгородом и продвигаются на Лугу и Псков. Он мне коротко рассказал о делах партизан. Я был удивлен сообщением о том, что его и другие отряды освободили от немецких захватчиков целые районы, где люди живут по нашим, советским законам. Они обрабатывают поля, сеют и убирают урожай, обеспечивают продовольствием и одеждой партизан, а оружие достают в основном в боях у немцев. Эта беседа произвела на меня большое впечатление, и я обо всем услышанном рассказал товарищам.



После освобождения Луги 12 февраля 1944 г. эскадрилья продолжала наносить бомбовые удары по противнику на эстонской земле и закончила свои боевые действия у берегов Балтийского моря.

Панов Андрей Михайлович, сын

Ермаков...дядя Володя Някин, Арон Яковлевич Абрамович - все они были самыми близкими людьми у отца до последних дней. Арон Яковлевич после войны возглавлял Исторический Отдел Большой Советской Энциклопедии. На окончание мной института он подарил мне трёхтомник Даля, который у меня до сих пор. А дядя Володя жил не в Москве, а где-то в Азии...но очень часто приезжал к нам в Москву... и ломал что-нибудь из мебели...Он был очень большой. Отец про него даже рассказ придумал.
Коротко так:
"Утром взлетаем с Володей Някиным с аэродрома, где нам ремонт делали. Темно ещё было и я не заметил провода електропередачи. Почувствовал удар..понял, что сорвало шасси. Думаю - всё конец...Володя говорит: "Миша.. садись на травку, где помягче и постарайся погасить скорость до возможного". Я нашёл поляну с травой... сделал круг.. захожу на посадку как можно медленнее...и прощаюсь с жизнью...Вдруг чувствую лёгкий толчок от соприкосновения с землёй и никакого переворота...Потихоньку-полегоньку притормозили и встали.. Я ничего не понимаю. Оказывается..Володя, штурман мой...просунул ноги в дырки от шасси и бегом-бегом приземлился и посадил самолёт.." На моей памяти он рассказывал эту байку раз 10...и всегда с обалденным успехом. Многие женшины верили..)))

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: