Ганской Александр Федорович
Ганской
Александр
Федорович
Сержант / командир отделения зенитно-пулеметного взвода 97-го отдельного моторизированного понтонно-мостового Свирского ордена Красной Звезды батальона
30.09.1917 - 13.07.1989

История солдата

Гордость нашей семьи и моя гордость - мой любимый дедушка Ганской Александр Федорович родился 30 сентября 1917 года в с. Татарбунары Одесской области Украинской ССР.

Детство и юность дедушки прошли в г. Киеве.

С 1935 по 1938 гг. А.Ф.Ганской служил в рядах РККА, ВУС № 071  воздушные стрелки-радисты.

Служба  в милиции с 1940 г.

До войны проживал в г. Белгород-Днестровский, ул. Новороссийская, дом 17.  ( в наградных листах домашний адрес указан: 1) г.Белгород-Днестровский, ул.Новороссийская дом 17 и 2) Кировоградская область, Елисаветградский район, с.Матреновка).

В марте 1942 года был призван на фронт.

Место призыва: Белореченский РВК, Краснодарский край, Белореченский р-н.

Должность: командир отделения зенитно-пулеметного взвода 97-го отдельного моторизированного понтонно-мостового Свирского ордена Красной Звезды батальона 26 саперной бригады 8-й саперной армии Южного, а впоследствии Закавказского фронта.

Входил в состав 56 армии Северокавказского Фронта, 7-й армии и 14-й армии Карельского фронта, Беломорского ВО (06.03.1942-15.07.1947 г.г.). С 02.07.1944  ОПМБ переименован в 97-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой Свирский ордена Красной Звезды батальон.

Ранения: осколочное ранение в позвоночник(не операбельное, всю жизнь прожил с осколком).
Награды:
1.Орден «Красной звезды»
Керченско-Эльтигенская десантная операция 31 октября - 11 декабря 1943г.
Описание подвига: "Отделение тов. Ганского показало образцы мужественной и отличной работы при строительстве пристаней на косе Чушка. Работы проходили под артобстрелом противника, в условиях штормовой погоды. Отличной работой тов. Ганской обеспечил своевременное выполнение задания - постройку пристаней, что дало возможность своевременной посадки десантных частей."
2.Медаль «За оборону Кавказа»
3.Медаль «За оборону Советского Заполярья»
4.Благодарность за Петсамо-Киркенесскую операцию
5.Медаль «За победу над Германией»
6.Орден Отечественной войны II степени
7.Медаль «40 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»
8.Медаль «50 лет Вооруженных сил СССР»
9.Медаль «70 лет Вооруженных сил СССР»
10.Медаль «За доблестный труд»

После войны никого из родных и близких в живых не осталось и дедушка приехал на Алтай, где и проработал 30 лет на Западно-Сибирской железной дороге (ОП 23 км, Лосиха-Баюново; ОП 44 км с.Овчинниково). В 1947 году А.Ф.Ганской женился на Дергуновой Наталье Ивановне 22.08.1922г.р.(умерла 18.09.2010) (см.примечание).
В браке родились четверо детей: сын Виктор, дочери: Валентина, Людмила (моя мама) и Надежда.

На 6 фото я со своими любимыми бабушкой Ганской (Дергуновой) Натальей Ивановной и дедушкой Ганским Александром Федоровичем, 1977 г.

Трудовой путь:

30 лет А.Ф.Ганской трудился на Западно-Сибирской железной дороге Алтайского отделения: ОП 23 км, Лосиха-Баюново; ОП 44 км с. Овчинниково.

Дедушка прожил замечательную, яркую жизнь. За доблестную работу дедушка включен в книгу почета Бийской дистанции пути.

13 июля 1989 года дедушки не стало…


Похоронен А.Ф.Ганской на кладбище с. Овчинниково Алтайского края (ОП 44 км Западно-Сибирской железной дороги).
Боевой путь:
97-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой Свирский ордена Красной Звезды батальон  26 саперной бригады 8-й саперной армии Южного, а впоследствии Закавказского фронта, 56 армии Северокавказского Фронта, 7-й армии и 14-й армии Карельского фронта, Беломорского ВО (06.03.1942-15.07.1947 г.г.).  
В составе действующей армии:
 с 06.03.1942 по 03.12.1943
 с 14.06.1944 по 09.05.1945
Ключевые даты:
1.С лета 1942 года обеспечивает отступление войск Южного фронта.
2.В 1942-1943 годах ведёт оборонительные и наступательные действия на Кавказе.
В мае 1943 года батальон был придан танковой группе Северо-Кавказского фронта (5-я гвардейская танковая бригада и 63-я танковая бригада), обеспечивал действия группы по освобождению станицы Крымская. В ходе боевых действий обеспечивал переправу войск через реки Адагум, Вторую и Шибик. Непосредственное участие в руководстве этой операцией принимал маршал Г.К. Жуков, находившийся на наблюдательном пункте 56-й армии Северо-Кавказского фронта.
3. Осенью 1943 года выведен в резерв.
4. В мае 1944 года переброшен на Свирский оборонительный рубеж, где обеспечивал переправу войск 7-й армии через Свирь, а затем через другие водные преграды.
5. В сентябре 1944 переброшен в Заполярье, где принимал участие в Петсамо-Киркенесской операции, обеспечивая форсирование реки Печенга c 12 по 16.10.1944.  
В двадцатых числах октября 1944, поддерживая войска 99-го стрелкового корпуса, вместе с 20-й моторизованной штурмовой инженерно-сапёрной бригадой наводил переправы через озеро Салми-Ярви, Ланг-фьорд, Бек-фьорд, создавая условия для штурма Киркенеса. После окончания операции остался в составе 14-й армии и больше в боевых действиях участия не принимал.

История формирования 97 ОПМБ:
Батальон сформирован в октябре 1941 г. в г.Батайске Ростовской области и вошел в состав 26 Саперной бригады 8 Саперной Армии под №1606 Отдельный Саперный батальон. Переформирование батальона было закончено 9 марта 1942 года в городе Ростов-на-Дону, после чего ему было присвоено наименование 97-й отдельный понтонно-мостовой батальон, который вошел в состав инженерных войск Южного Фронта.
Командир батальона: старший лейтенант Лукьянов
Военный комиссар: политрук Соломонов
Начальник штаба: военный инженер 3-го ранга Рябов Лев Дмитриевич 1899 г.р.
Помощник комбата по технической части, военный инженер 3-го ранга Максимцев Н.Е.
Секретарь парторганизации: капитан Игнатенко
Секретарь ВЛКСМ: Тимофеев
   
В состав батальона входили:
•    1-я понтонная рота командир роты техник-интендант 1-го ранга Булгачев И.А.
•    2-я понтонная рота командир роты лейтенант Кравченко И.Ф.
•    технический взвод командир взвода младший лейтенант Калиниченко
•    зенитно-пулеметный взвод, командир взвода лейтенант Домбровский В.В.
•    взвод управления
•    технический и ремонтно-транспортный взвод
•    взвод боепитания, фуражного и обозно-вещевого снабжения
•    санчасть.
Всего 430 человек.
   
Но если многие понтонно-мостовые батальоны были моторизованными т.е. весь понтонно-мостовой парк перевозили на автомашинах, то 97 батальон перевозил имущество водным транспортом на баржах.

Зенитно-пулеметный взвод 97 ОМПМБ:

1.Командир зенитно-пулеметного взвода ст.лейтенант Апушев Василий Иванович 1918г.р.
2.Командир отделения зенитно-пулеметного взвода сержант Ганской Александр Федорович 1917г.р.
3.Командир отделения зенитно-пулеметного взвода ст.сержант Майданник Ихиль Лейбович
4.Пулеметчик зенитно-пулеметного взвода красноармеец Айбулатов Беркулат 1897г.р.

Список будет дополнен по мере изучения архивных данных - в разделе фото представлен список личного состава 97 ОМПМБ, принимавших участие в боевых действиях с июня 1942г. по декабрь 1943 года на Закавказком и Северо-Кавказком фронтах.


Хронология боевых действий 97 ОПМБ:
1.С марта по июль 1942 года личный состав 97-го батальона вместе с рабочими ростовских заводов «Красный Дон» и «Красное Знамя» занимался изготовлением понтонно-мостового парка.
2.13.07.1942 года приказом начальника штаба инженерных войск Южного фронта за № 120521 комбату Лукьянову было предписано «… передислоцировать водным путем 97-й батальон в г. Белая Калитва. Срок прибытия к месту дислокации 17.07.1942 года».

 В тот же день в 15.00 имущество батальона (переправочный парк КМП – 26) с пристани ростовского завода «Красный Флот», было погружено на баржу №29 и отправлено по маршруту Ростов на Дону – Белая Калитва, в сопровождении группы военнослужащих батальона в составе 115 человек (от 1 роты взвод с командой – 45 человек, от 2 роты  взвод с командой – 45 человек, мостовой взвод с командиром взвода – 17 человек, хозотделение – 8 человек).
   Остальной личный состав батальона 14.07.1942 года в 14.00 в количестве:
•         256 человек погрузился на теплоход «Товарищ» и отбыл с пристани «Аксай» к новому месту дислокации;
•         59 человек в составе ремонтно-транспортного взвода, управления штаба и боепитания выдвинулся к новому месту назначения на нескольких автомашинах.

3. Однако уже в пути следования в связи с изменением оперативной обстановки на фронте 97-й батальон получил новый приказ начальника штаба мнженерных войск Южного фронта «… навести совместно с 98 опмб понтонный мост через р. Дон в районе ст. Раздорская».
4.Хронология Раздорской переправы через р.Дон (18.07.1942-22.07.1942):
Хронология детально описана в книге Анатолия Викторовича Шатохина «Годы, опаленные войной»  Хроникально-документальное повествование. 2008 г.
Книга повествует о событиях в районе станицы Раздорской в июле 1942 года и январе-феврале 1943 года.
В книге представлены схемы боевых действий на территории станицы.
Анатолий Викторович  Шатохин любезно подарил мне один экземпляр своей книги. Так же автор пообещал включить во второе издание книги фото и данные о командире отделения 97 ОПМБ сержанте А.Ф.Ганском.

Отрывки из книги:

"Первыми признаками отступления наших войск для жителей станицы Раздорская и соседних населенных пунктов было появление беженцев с Украины, Белоруссии и северных районов Ростовской области, огромного количества голов скота, угоняемого в тыл, колонн тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной и боевой техники.

В станице Романовская (мост), Бронницкая, Цымлянская, Константиновская, Николаевская, Раздорская, Мелеховская, Багаевская, г. Аксай  работали паромные переправы и были наведены мосты, которые не могли справиться с такой массой людей, скота и техники. Были организованы отстойные площадки в районе этих населенных пунктов, где устанавливалась очередность переправы.

Сплошным потоком шли люди. На переправах существовал жесткий порядок - сначала военная техника и солдаты, потом гражданское население.

Огромный поток вражеских войск быстро двигался к югу, сопровождаемый воздушной поддержкой 4-го немецкого воздушного флота, наносившего бомбовые удары по железнодорожным станциям, узлам шоссейных дорог и мостам, а также непрерывно штурмовавшим с воздуха отступавшие части Красной Армии.

Положение советских войск было тяжелое. Большая часть артиллерии отстала, авиации было мало, многие тыловые учреждения и базы потеряли связь со своими соединениями, не хватало боеприпасов, горючего и продовольствия.

Разрозненные фронтовые и армейские инженерные части, двигавшиеся в общем потоке отступавших войск, были в большинстве случаев лишены связи со своими начальниками и действовали по собственной инициативе. В меру своих сил и возможностей они помогали полевым войскам оторваться от противника. Однако в условиях равнинной местности и сухой погоды, позволявших вражеским колоннам двигаться по бездорожью, устанавливаемые саперами на дорогах заграждения были малоэффективны. На устройство же полос заграждений не было ни времени, ни сил, ни средств.

Значительную помощь отступающим войскам в этот период оказали понтонно-мостовые части, личный состав которых с беззаветным мужеством выполнял свой долг.

Сегодня с полной уверенностью можно назвать тех, кто в июле 1942 года организовал переправу в станице Раздорская и обеспечил отступающие войска Красной Армии возможностью переправиться на левый берег Дона. Тех, кто ценою собственной жизни под ливнем пуль и бомб вражеской авиации, соединив два берега Дона тонкими нитями переправ готовыми оборваться в любой момент спас сотни тысяч советских солдат и мирных жителей. Тех о ком до сегодняшнего дня мы не знали.

37-й ОМПМБ (отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон) впоследствии получивший наименование 37-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой Полоцкий, Орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды батальон Южного, Северо-Кавказского фронта, 9-й понтонно-мостовой бригады 2-го и 3-го Белорусского Фронта, Забайкальского фронта ВО (25.06.1941-15.08.1946 гг.).

97-й ОПМБ (отдельный понтонно-мостовой батальон) 26 саперной бригады 8-й Саперной Армии Южного, а впоследствии Закавказского фронта, 56 Армии Северокавказского Фронта, 7-й Армии и 14-й Армии Карельского фронта, Беломорского ВО (06.03.1942-15.07.1947 гг.).

98-й ОПМБ, сформирован 06.03.1942 года из 1614 осапб (отдельный саперный батальон). 15.07.1943 года переименован в 137 омпмб.

170-й ОИБ   (отдельный инженерный батальон) Южного, Северо-Кавказского, Закавказского фронтов. 19.06.1942 года переформирован из 170 омстб (отдельный мостостроительный батальон). 10.09.1943 переименован в 131 оиб (отдельный инженерный батальон), войну закончил 09.05.1945 гг..

История Раздорской переправы.

16 июля 1942 года первым в станице Раздорская организовал паромную переправу через р. Дон 37-й ОМПМБ входивший в состав Южного Фронта. Указанный батальон прибыл в станицу Раздорская из района деревни Клоково Харьковской области, где личный состав батальона в первой декаде июля 1942 года наводил переправу через р. Северский Донец, обеспечивая отход наших войск на новые рубежи.

Три парома и две баржи 37-го ОМПМБ наведенные в станице Раздорская в течение шести суток непрерывно переправляли людей и технику.

С подходом вечером 18 июля 1942 года к реке Дон 97-го и 98-го ОМПМБ в районе станицы Раздорская был наведен понтонный мост."

"Самый большой урон огнем вражеской авиации во время ночного налета был нанесен наведенному 97 и 98 батальонами понтонному мосту. От прямого попадания бомб в понтонный мост погиб командир взвода 97-го ОПМБ младший лейтенант Лайпанов М.И., ранены рядовые понтонеры Малый, Недвига, Голощапов, которые, несмотря на ранения, не покинули переправу до окончания воздушного налета, сводя воедино разбитые звенья моста. В ходе воздушного налета было разбито 82 полупонтона (что составляет более 80% парка моста).
В связи с тем, что дальнейшее наведение моста не представлялось возможным, и мост прекратил свое фактическое существование, а также отсутствовала возможность  эвакуации переправочного парка, командованием 97 и 98 понтонно-мостовых батальонов было  принято решение об уничтожении оставшейся незначительной части мостового парка, которая была подорвана и затоплена у левого берега р. Дон в районе, где был наведен понтонный мост.
В период с 18.07 по 22.07.1942 года силами 97 и 98 ОПМБ по наведенному понтонному мосту было переправлено (пропущено):
•         10 частей - 37 армии;
•         3 части - 8 саперной армии;
•         12 частей - 9 армии;
•         2 части - ВУОС;
•         4 части - 24 армии;
•         1 часть - 21 армии;
•         2 части - 27 армии;
•         4 части - 38 армии;
•         2 части - 12 армии;
Из них:
•         Кавалерийский корпус – 1;
•         Стрелковые дивизии – 8;
•         Артполк – 3;
Также:  
•         автомашин – 115;
•         пушек – 32;
•         трактор с прицепом – 13;
•         повозок – 1.300;
•         скот (2 гурта) – 1.000 голов;
•         людей – 85 000!!!! (за 4 дня было переправлено 85 тысяч человек!!!)
Под непрерывным обстрелом, бомбежками по переправе прошли десятки тысяч солдат, мирных жителей, переправлены тысячи тонн народнохозяйственных грузов. Она стала переправой жизни для многих людей, спасавшихся от наступавших немецких войск.
Всего же по предварительным данным в районе Раздорской переправы погибло и пропало без вести более 10.000 солдат, офицеров Красной Армии и мирных жителей, эвакуировавшихся в тыл СССР.

О Раздорской переправе упоминается и в книге «На боевых рубежах Кавказа». Очерки по инженерному обеспечению битвы за Кавказ в Великой Отечественной войне. Автор: Баданин Б. В.  М.: Воениздат, 1962. — 152 с. — Тираж 15.000.

«Значительную помощь войскам в этот период оказали понтонно-мостовые части, личный состав которых с беззаветным мужеством выполнял свой долг. Так было, например, при отходе за Дон соединений 9-й и 37-й армий. В станице Раздорской 37-й понтонно-мостовой батальон организовал паромную переправу через Дон. Три парома в течение шести суток непрерывно переправляли людей и технику. С подходом к реке 97-го и 98-го понтонно-мостовых батальонов в этом же районе был наведен понтонный мост из парков ДМП. Весь район переправы непрерывно бомбила фашистская авиация. Но понтонеры, несмотря на потери, быстро восстанавливали повреждения и, до конца выполнив свой долг, обеспечили переправу не только войсковых соединений, но и многих гражданских организаций и местного населения, эвакуировавшихся на юг».

"Подведем итоги работы донских переправ, работавших на участке 110-й ОККД.
В станице Раздорской через понтонный мост, наведенный 97 и 98-м батальонами, в период с 18 по 22 июля было переправлено: двенадцать частей 9-й армии, десять — 37-й армии, по четыре — 24 и 38-й армий, три — 8-й саперной армии, по две — 12, 28-й армий и управления оборонительного строительства; одна — 21-й армии. Перечислим
наиболее крупные из них: кавалерийский корпус (5-й), восемь стрелковых дивизий,три артиллерийских полка. Всего по это-
му мосту переправилось 85 тыс. человек, 115 автомашин, 32 орудия, 13 тракторов с прицепами, 1 300 повозок, 1 000 голов скота. 37-й батальон на паромах, баржах и пароходе в период с 16 по 22 июля переправил 30 тыс. человек, 1 090 автомашин, 58 орудий, 15 танков, 107 тракторов, 12 прицепов, 1 913 лошадей, 191 повозку, 10 412 тонн разных грузов [Заярный: параграф 4.4]." BULLETIN OF THE KIH OF THE RAS, 2017, Vol. 34, Is. 6

22.07.1942 год.
Время 03:00
   Личный состав 97 и 98 понтонно-мостовых батальонов, покинув район Раздорской переправы, вышел по маршруту:
Раздорская – Сусатский – Калинин – Веселый – Поздеевка – Новомихайловская (Краснодарского края).
5.С 22.07 по 06.09.1942 года 97 ОПМБ выполнял боевые задания по постройке мостов, ремонту дорог и строительству оборонительных сооружений в составе ЮФ
6.Май 1943 год. Битва за станицу Крымская
Роты понтонно-мостового батальона были нацелены на организацию переправ через реки Адагум, Вторую и Шибик.
Непосредственное участие в руководстве этой операцией принимал маршал Г.К. Жуков, находившийся на наблюдательном пункте 56-й армии Северо-Кавказского фронта.

С наблюдательного пункта командующего 56-й армией А.А. Гречко, где находился Г.К.  Жуков , хорошо были видны  станица   Крымская  и вся панорама воздушного и наземного побоища.  Г. Жуков  докладывал в то время по прямому проводу Сталину: "Сколько видел боев, но таких ожесточенных не приходилось видеть. Храбрость советских бойцов не знает границ".

7.Керченско-Эльтигенская десантная операция (31 октября — 11 декабря 1943 года)
Крупнейшая десантная операция периода Великой Отечественной войны войск Северо-Кавказского фронта (с 20 ноября 1943 года — Отдельная Приморская армия), Черноморского флота и Азовской военной флотилии, проведенная с целью освобождения Керченского полуострова. Итогом операции стал захват плацдарма на Крымском полуострове.
Краткое,конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг А.Ф.Ганского:
«Отделение тов. Ганского показало образцы мужественной и отличной работы при строительстве пристаней на косе Чушка. Работы проходили под артобстрелом противника, в условиях штормовой погоды. Отличной работой тов.Ганской обеспечил своевременное выполнение задания - постройку пристаней, что дало возможность своевременной посадки десантных частей. За мужество и отвагу и отличное выполнение заданий тов.Ганской достоин Правительственной награды медалью "За боевые заслуги".»
Но командование, оценив вклад отделения в итог операции, приказом войскам 56 армии № 0151/н наградили сержанта А.Ф.Ганского орденом «Красной звезды».
8.Осенью 1943 года 97 ОПМБ выведен в резерв.
9.В мае 1944 года 97 ОПМБ переброшен на Свирский оборонительный рубеж
Обеспечивал переправу войск 7-й армии через реку Свирь, а затем через другие водные преграды.
Свирско-Петрозаводская операция (21 июня 1944 — 9 августа 1944) — наступательная операция советских войск левого крыла Карельского фронта, а также Ладожской и Онежской военных флотилий против финских войск в южной Карелии.
Часть Выборгско-Петрозаводской стратегической наступательной операции.
К 24 июня Свирь была форсирована на всем ее протяжении. 24 июня 1944г. Москва салютовала победе на Свири. За воинские подвиги 44 частям и соединениям Карельского фронта было присвоено звание "свирских"(в том числе и 97 ОПМБ
присвоено звание «Свирский»),  а 51 воину присвоено звание Героя Советского Союза.  Исход Свирско-Петрозаводской операции имел огромное значение: была освобождена Карелия, высвобождены крупные воинские силы для участия в боевых действиях на других фронтах. Советские войска нанесли поражение противнику, продвинулись в западном и юго-западном направлениях на 110-250 километров, освободили большую часть Карело-Финской ССР и, тем самым, создали предпосылки для выхода Финляндии из войны.
10.В сентябре 1944 97 ОМПБ переброшен в Заполярье, где принимал участие в Петсамо-Киркенесской операции, обеспечивая форсирование реки Печенга c 12 по 16.10.1944.  
Петсамо-Киркенесская операция — наступательные боевые действия войск Карельского фронта и Северного флота ВМФ СССР против войск вермахта на севере Финляндии в области Петсамо и на севере Норвегии с 7 октября по 1 ноября 1944 года во время Второй мировой войны.
Действия 99-го стрелкового корпуса обеспечивали 20-я штурмовая бригада и  97 -й  отдельный   понтонно-мостовой   батальон . Используя табельное имущество и подручные средства, инженерные войска, почти не задерживая темпа наступления, навели переправы через озеро Салми-Ярви, Ланг-фьорд, Бек-фьорд и создали условия для штурма последнего оплота немецко-фашистских войск на Крайнем Севере города Киркенес.
"С 12 по 16 октября 1944г. выполняя поставленную задачу, саперы 109-го, 64-го штурмовых, 97-го и 30-го понтонных, 31-го армейского инженерного батальонов оборудовали 10 пунктов переправ, в том числе 6 мостовых, 4 из которых вступили в строй в течение первых суток после выхода передовых частей к реке (Петсамо-йоки). Действия 99-го стрелкового корпуса обеспечивали 20-я штурмовая бригада и 97-й отдельный понтонно-мостовой батальон." Инженерные войска в боях за Советскую Родину. Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н.
Воениздат, 1970.

11.В 20 числах октября 1944 97 ОПМБ, поддерживая войска 99-го стрелкового корпуса, вместе с 20-й моторизованной штурмовой  инженерно-сапёрной бригадой наводил переправы через озеро Салми-Ярви, Ланг-фьорд, Бек-фьорд, создавая условия для штурма Киркенеса(Норвегия).
12.После окончания Петсамо-Киркенесской операции 97 ОМПМБ остался в составе 14-й армии и больше в боевых действиях участия не принимал.

Из воспоминаний  Героя Советского Союза Смирнова Григория Яковлевича  (37 отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон):

«Тяжёл ратный труд понтонёров. Специфика понтонных войск особенная. Если другие рода войск могут использовать укрытия на исходных позициях для личного состава и техники в период бомбовых ударов и артиллерийских налётов противника, то понтонёры этой возможности не имеют. Они обслуживают понтоны, паромы, мосты и всё время находятся на воде – обеспечивают живучесть плавсредств. Паромы и понтоны имеют некоторую возможность маневрирования, конечно относительного и почти не оберегающего их от прямого попадания бомб и снарядов. И вода, безусловно, никогда не была спасительной и защитной средой, даже от осколков. На войне понтонёров называли «штатными штрафниками». Почему? Потому что провинившийся боец из любого рода войск попадает в штрафбат только на некоторое время. Или ему удаётся искупить свою вину кровью (тогда он реабилитируется), или при выполнении задания он остаётся лежать в земле. А понтонёр всегда под огнём, всегда по штату – «штрафник». При наступлении понтонёры впереди войск организуют переправу, находясь на воде, а при отходе они – всегда сзади всех, пока не переправят последнего солдата, повозку, автомашину и так далее, и почти всегда понтонёров настигает противник, наступая им на хвост. Помимо того, что в это время приходится отбиваться от врага, нужно ещё и разобрать паромы и погрузить имущество на машины. А это никогда без жертв не обходится. И эта понтонёрская технологичность всю войну – постоянная. Конечно же, человек ко всему привыкает, как говорится по-научному, адаптируется. И, действительно, понтонёры – храбрые, выносливые, мужественные бойцы, смотрящие смерти в глаза смело и твёрдо.  Понтонёры – самоотверженные труженики войны.»

Не смотря ни на какие трудные жизненные обстоятельства мой дедушка всегда оставался светлым и поистине добрым Человеком! Он настоящий Герой! Он моя гордость! Слава Героям Великой Отечественной Войны!!!

Приложение №1

Объекты культурного наследия

Памятники истории и культуры народов российской федерации

Рубеж обороны и места переправы Советских войск при форсировании р.Свирь при осуществлении Свирско-Петрозаводской операции

Код памятника: 4701062000
Наименование:Рубеж обороны и места переправы советских войск при форсировании р.Свирь при осуществлении Свирско-Петрозаводской операции
Комплекс памятников:Рубеж обороны и места переправы советских войск при форсировании р.Свирь при осуществлении Свирско-Петрозаводской операции
Типология (осн.):Памятники истории
АТО:Ленинградская область, г.Лодейное Поле
Адрес:Левый берег р.Свирь, Ленина у пристани ул., Республиканский тракт, у д.10, парк 'Свирская победа', близ ул.Урицкого, у ДК
Категория охраны:местная
Вид документа о постановке на гос. охрану: Решение Леноблисполкома № 189 от 16.05.1988

На фото №7: Памятный знак воинам 97-го понтонно-мостового батальона, наводившим переправу через р. Свирь 21.06.1944г.
Координаты: 60°44'19"N , 33°33'19"E

Примечание:

Дергунова Наталья Ивановна 22.08.1924г.р. (в замужестве Ганская - жена Александра Федоровича Ганского 30.09.1917г.р.) старшая дочка Русановой Ефрасинии Григорьевны 19.09.1898 г.р.(в замужестве Дергунова) и Дергунова Ивана Семеновича 28.04.1894 г.р.- на фото.

Дети семьи Русановых (с.Косиха, Косихинского района, Алтайского края):

1.Русанов Афанасий Григорьевич 1897 г.р. Взят по набору и мобилизации. Погиб во время гражданской войны.
2.Русанова Ефрасиния Григорьевна 19.09.1898 г.р. - моя прабабушка
3.Русанов Степан Григорьевич 1903г.р.
4.Русанов Илья Григорьевич 1905 г.р.
5.Русанов Григорий Григорьевич 1912 г.р. (в РККА с 1941г.) сайт Бессмертный полк http://moypolk.ru/soldiers/rusanov-grigoriy-grigorevich
6.Русанов Александр Григорьевич 1915 г.р. (в РККА с 1938г.) сайт Бессмертный полк http://moypolk.ru/soldiers/rusanov-aleksandr-grigorevich
7.Русанов Павел Григорьевич 1918 г.р. (в РККА с 11.09.1938 г.) сайт Бессмертный полк http://moypolk.ru/soldiers/rusanov-pavel-grigorevich
8.Русанов Дмитрий Григорьевич 1923 г.р. (в РККА с 1941г.) сайт Бессмертный полк http://moypolk.ru/soldiers/rusanov-dmitriy-grigorevich
Братья Григорий, Александр, Павел и Дмитрий прошли ВОВ, все имеют награды и ранения.

Ефрасиния Григорьевна Русанова, моя прабабушка, так же внесла свой вклад в Великую Победу. Она, вместе со своим мужем Дергуновым Иваном Семеновичем и дочкой Дергуновой Натальей Ивановной, моей бабушкой,  9 лет трудились в рабочем поселке недалеко от д.Контошино - изготавливали для фронта шпалы: 5 военных лет и 4 года после войны т.к. стране нужны были шпалы для восстановления путей РЖД.

Дети семьи Дергуновых:

1. Василий Иванович Дергунов 1920г.р. - погиб на фронте в декабре 1941г. http://moypolk.ru/soldiers/dergunov-vasiliy-ivanovich
2. Наталья Ивановна Дергунова 22.08.1922г.р. – моя бабушка(на фото держит меня маленького на руках). Умерла 18.09.2010г.
3. Дмитрий Иванович Дергунов 1927г.р.
4. Мария Ивановна Дергунова 1930г.р.
5. Валентина Ивановна Дергунова 1938г.

Регион Алтайский край
Воинское звание Сержант
Населенный пункт: Косихинский район
Воинская специальность командир отделения зенитно-пулеметного взвода 97-го отдельного моторизированного понтонно-мостового Свирского ордена Красной Звезды батальона
Место рождения с. Татарбунары Одесской области Украинской ССР.
Годы службы 1942 1945
Дата рождения 30.09.1917
Дата смерти 13.07.1989

Боевой путь

Место призыва Белореченский РВК, Краснодарский край, Белореченский р-н
Дата призыва 03.1942
Боевое подразделение 97 отдельный моторизированный понтонно-мостовой Свирский ордена Красной Звезды батальон

Воспоминания

5. Раздорская переправа и 98 омпмб. Захват Ростова на Дону немецкими войсками

Фрагмент из книги Алексея Викторовича Федотова «Паниотов» :

5. Раздорская переправа и 98 омпмб. Захват Ростова на Дону немецкими войсками

Красноармеец Василий Паниотов прибыл из госпиталя Новошахтинска через Ростов в город Батайск. В конце февраля 1942 года он был приписан к 1614 отдельному саперному батальону, который входил в 26 саперную бригаду в составе 8 саперной армии. Эта армия должна была возвести специальные укрепрайоны на левом берегу Дона и на Кубани. Наступала весна и 6 марта батальон получил новые автомобили и был переименован в 98 отдельный моторизированный понтонно-мостовой батальон (омпмб). В конце месяца все саперные батальоны, а их было около двух десятков были передислоцированы в город Новочеркасск. Перед ними штабом армии были поставлены задачи за короткий срок обучить новоприбывших бойцов понтонному делу и своими силами построить деревянный парк. В распоряжение 98 батальона прибыли специалисты понтонёры. Началась учёба по автомобильному и понтонному делу. Здесь так же были организованы курсы шоферов в Новочеркасском автодорожном техникуме, на которых подготовлены были 60 человек. Василий Паниотов получил удостоверение шофёра 3 класса и после экзаменов стал водителем понтонного автопарка. После майских праздников 98 омпмб был передислоцирован на левый берег Дона в городе Ростов в распоряжение Инженерного Управления Южного фронта. Ранее в начале 1942 года командованием Южного Фронта было дано распоряжение 8 Саперной Армии создать с помощью предприятий города Ростова-на-Дону переправочные средства через водные преграды в виде двух понтонно-мостовых парков. Изготовление этих мобильных мостовых сооружений было поручено коллективам Ростовских заводов «Красный Дон» и «Красное Знамя». Авторами проекта были военные инженеры 3-го ранга Сергей Иванович Каныгин, Константин Иванович Куликов и Владимир Власенков. Требовалось изготовить такую конструкцию моста, который выдерживал бы нагрузки от16 до 30 тонн.

При этом парк должен быть транспортабелен, мог перевозиться на автомашинах ЗиС-5 и Газ АА с базовой платформой, не имевших подъемных механизмов. Решение было найдено в виде секций понтонов, из которых собирался мост. После утверждения проекта командованием 8-й Саперной Армии генералами Константином Степановичем Назаровым и Александром Семеновичем Гундоровым парку было присвоено наименование «КМП-26». В кратчайшие сроки было изготовлены 2 мостовых комплекта, которые были переданы на вооружение 97 и 98 понтонно-мостовым батальонам. Эти понтоны были предназначены для сооружения Донского оборонительного рубежа по линии рек Аксай, Дон и Северский Донец.

В ночь на 9 мая в оперативный отдел поступила информация о том, что на Керченском полуострове идут ожесточенные бои с противником, который днем раньше нанес внезапный удар и стал быстро продвигаться вперед в сторону города Керчь, опрокидывая советские войска. Вскоре поступила информация, что три армии фронта 44, 47 и 51-я не смогли отразить удары врага и вынуждены отступать к Керченскому проливу. После массированного авиационного удара немецко-фашистские войска перешли в наступление. Главный удар они наносили вдоль Черноморского побережья Крыма в полосе 44 армии. Прорвав оборону на участке протяженностью 5 км и в глубину 8 км, немцы стали продвигаться к Турецкому валу.

Поздно вечером 11 мая в Краснодар, где размещался штаб Северо-Кавказского округа, позвонил Верховный Главноком Сталин и приказал маршалу Буденному срочно выехать в Керчь, чтобы разобраться на месте и принять необходимые меры. Буденный и адмирал Исаков добрались в штаб Крымского фронта в поселок Аджимушкай.

После донесения Будённого 14 мая получено распоряжение от Сталина, в котором говорилось «…начать отвод войск Крымского фронта на Таманский полуостров».

Оценив создавшуюся обстановку, маршал Буденный отдал Черноморскому флоту приказ: «…1) прекратить отправку морем грузов для Крымского фронта; 2) весь свободный тоннаж, пригодный для переправы через Керченский пролив, немедленно направить в Керчь; 3) дать усиленный конвой из катеров и тральщиков; 4) командир Керченской военно-морской базы контр-адмирал А. С. Фролов назначается начальником переправы; 5) начать эвакуацию тяжелой артиллерии и гвардейских минометов; 6) организовать надежную противовоздушную оборону всех переправ и пристаней».

Василия Петровича Паниотова как опытного шофёра вместе с товарищами отправили из Ростова с машинами и грузом в район Темрюка для помощи организации переправы. Они в течении двух дней находились в пути и прибыли на место командировки 16 мая 1942 года.

Машины заправляются ГСМ в ж.д. тупике. Фото хроники ТАСС.

Тем временем немцы овладели Керчью и начали обстрел переправ из дальнобойной артиллерии. В результате положение на южном фланге фронта значительно усложнилось. Противник стал угрожать вторжением на Северный Кавказ через Керченский пролив и Таманский полуостров. Командный пункт фронта был перенесен на Таманский полуостров 17 мая в поселок Кордон Ильича. С нарастающей тревогой все советские люди следили за событиями в Крыму. Боевая обстановка там развивалась трагично.

21 мая весь Керченский полуостров, кроме узкой полосы восточнее Керчи, откуда войска Крымского фронта пытались переправиться на Таманский полуостров, был захвачен фашистами. Средств и времени для организации нормальной переправы столь огромной массы войск, боевой техники и транспорта через 4 километровый Керченский пролив не было. Немцы продвигались очень быстро и припёрли наши отступающие войска к морю. Под кинжальным огнём из танков и пушек противника части Крымского фронта несли огромные потери в живой силе.

В итоге этого отступления и переправы потери Крымского фронта составили 177 000 убитыми и ранеными. Так же наши потеряли и бросили на Крымском берегу 350 танков, 3500 орудий и минометов. На аэродромах осталось стоять без горючего и сгорело до 400 самолетов.

Форсирование Керченского пролива. Фото хроники ТАСС.

Командующий Крымским фронтом Дмитрий Тимофеевич Козлов из Краснодара дал телеграмму Сталину.

В ней он, в частности, сообщал: «…всего до утра 20 мая через пролив пристаней Чушка, Тамань, Ильича и Темрюк эвакуировано 138 926 человек, в том числе 30 000 раненых. Подсчет общего количества эвакуированных ориентировочный, так как нет точных данных о числе прибывших через пристани Кордон Ильича и Темрюк, а также не полностью учтены одиночки и группы бойцов, переправившихся на подручных средствах. Эвакуированная материальная часть: орудий тяжелых -7, реактивных установок-29, зенитных орудий-15. Подавляющая часть артиллерии и минометов приведена в негодность огнем артиллерии противника и, главным образом, непрерывной бомбежкой скученных колонн на переправах. У остальных орудий изъяты замки и производился подрыв, не исключена возможность оставления противнику отдельных орудий. Части Крымского фронта особенно тяжелые и напряженные бои вели в период 14 по 19 мая, прикрывая эвакуацию главных сил. Хорошо проявили себя, как руководители боев, командующий 51-й армии полковник Котов, командир 77-й горно-стрелковой дивизии генерал-майор Волков, командир 302-й стрелковой дивизии полковник Зубков, командир сводных частей 51-й армии полковник Меньшиков. Отлично дрались пограничники (95-й, 26-й пограничные полки, 26-й Краснознаменный пограничный полк) и 276-й полк НКВД, а также парашютно-десантный батальон фронта». За эту проваленную операцию Козлов был разжалован и снят с должности.

Директивой Ставки ВГК от 19 мая 1942 года Северо-Кавказское направление было преобразовано в Северо-Кавказский фронт с ликвидацией Крымского фронта. Границы нового фронта были определены: «справа- от Верхне-Курмоярской до устья р. Дон, далее по побережью Азовского моря; слева- Лазаревская, Грачевка, Красная Поляна и далее по южной и восточной границам Северо-Кавказского военного округа». После переправы началось доукомплектование полков из наличных сапёрных батальонов, находившихся на Кубани. Им передавалось вооружение и проходило обучение прибывающих в полки людей.

21 мая 1942 года приказом штаб фронта определил новые участки обороны для этой группировки:

«47армия в составе 103 сбр, 32, 33 гв. сд -занимала весь Таманский полуостров;

1 ОСК в составе 113,138, 139, 142 сбр -занимали побережье Черного моря на участке Витязевская-Лазаревская;

51 армия в составе 17 кк, 12, 13, 116 кд, 137 тбр, 91 сд, во взаимодействии с АВФ расположилась по реке Дон на участке Батайск, Азов и побережье Азовского моря на участке Кагальник, Ейск, Приморско-Ахтарская, Темрюк».

Этим же приказом на 110 кавалерийскую дивизию возлагалась рекогносцировка оборонительных рубежей: «…по реке Дон на участке Верхне-Курмоярская-Багаевская; по реке Сал; Малая Орловка, Жеребков, а 115 кд приказано обрекогносцировать оборонительные рубежи на участке Манычская-Батайск».

Василий Паниотов был прикомандирован к 47 армии и в составе саперного батальона выполнял рейсы на автомобиле от Краснодара до Темрюка. Инженерные части на Тамани проделывали огромную работу по устройству железнодорожных путей, которые постоянно атаковали самолёты противника. Они так же ремонтировали пристани и причалы. Постоянной заботой инженеров и понтонёров было изыскание ресурсов в виде брёвен и свай. В этой местности мало было лесов и приходилось очень сильно трудиться при подготовки плавучих средств.

Всегда требовались доски для погрузки и выгрузки войск из которых делали сходни, лестницы, а также лодки и плоты. Он в эти дни не выходил из-за руля сутками и спал даже в машине. Его маршруты были из Темрюка через станицу Голубицкую, Сенную на Тамань вдоль побережья Таманского залива.

8 июня 1942 года фашистский самолёт у хутора Кротков нанёс удар по 3 автомашинам, двигавшимся в сторону озера Тузла. Звено «Мессершмидтов -109» на бреющем полёте неоднократно заходило на наши автомобили. На полном ходу Василий Петрович давил на тормоз и пытался избежать нападения, но был контужен и ранен в ногу осколком от авиабомбы, разорвавшейся недалеко.

Разбитая машина 1942 год. Фото из хроники ТАСС.

После налёта товарищи водители сделали ему перевязку и отправили в тыл. Василий попал на излечение в медсанбат 331 ОМСБ в город Кропоткин стоящий на реке Кубань.

В это время его понтонно-мостовой 98 батальон получил с заводов Ростова элементы понтонного моста.

Боевые друзья Василия Паниотова шофера и понтонёры приступили к сооружению двух наплавных моста через старое и новое русло Дона в районе Нахичевани напротив 29 линии. В состав батальона входили: 2 понтонные роты, технический взвод, зенитно-пулеметный взвод, взвод управления, ремонтно-транспортный взвод, взвод боепитания, взвод фуражного и обозно-вещевого снабжения, а также санчасть. Всего в составе батальона было 430 человек.

97 и 98 понтонные батальоны работали вместе. Они из Ростова перевозили имущество водным транспортом на баржах. 13 июля 1942 года приказом начальника штаба Инженерных Войск Южного Фронта за №120521 комбатам саперных батальонов было предписано «… передислоцировать водным путем 97 и 98 батальоны в г. Белая Калитва. Срок прибытия к месту дислокации 17.07.1942 года». В тот же день после обеда имущество батальонов (переправочный парк КМП-26) с пристани ростовского завода «Красный Флот», было погружено на баржу №29 и отправлено по маршруту Ростов на Дону-Белая Калитва, в сопровождении группы военнослужащих в составе 115 человек. Однако уже в пути следования в связи с изменением оперативной обстановки на фронте, 97 и 98 батальоны получили новый приказ начальника штаба Инженерных Войск Южного Фронта полковника Прошлякова «… 97омпмб навести совместно с 98 омпмб понтонный мост через р. Дон в районе ст. Раздорская с выходом на станицу Семикаракорская, а также навести паромную переправу из парка Н-2-П». Здесь объясню, что понтонный парк «Н-2-П» предназначен для оборудования паромных и мостовых переправ. Этот парк включал 33 носовых и 15 средних полупонтонов, 12 кран-балок, большое количество различного вспомогательного имущества, а также 2 буксирно-моторных катера, 27 навесных моторов. Всё имущество парка делилось на шесть групп: группа понтона; группа верхнего строения; группа аппарели; группа козловой опоры; группа вспомогательных принадлежностей; группа моторных средств.

Далее приведу подробный табель понтонного парка, так как мало кто знает, что сложное инженерное сооружение, состоящее из: «Группа понтона-33 носовых полупонтонов;15 средних полупонтона. Группа верхнего строения-210 полупрогона; 450 щитов настилочных нормальных;48 щитов лобовых;36 досок связи;108 брусов колесоотбойных длинных; 36 брусов колесоотбойных коротких. Группа козловой опоры-6 перекладин козловых;12 ног козловых; 12 шпор козловых.27 кронштейнов пристани (консольных балок Н2П). Группа моторных средств-3 буксирно-моторных катера; 3 полуглиссера. Прочие принадлежности-3 саперных дальномера; 3 гидроспидометра; 6 плавательных костюмов;3 тали цепных 3-тонных, 48 кругов спасательных».

Понтонный батальон на марше. Фото из хроники ТАСС.

Транспортировка парка производилась на оборудованных автомобилях ЗИС-5. В составе 48 специальных автомобилей для перевозки понтонов; 34 специальных автомобилей для перевозки пролетных строений, аппарелей и опор; 3 катерных тягача; 3 полуглиссерных тягача;1 цистерна с горючим. Итого 89 автомобилей.

По прибытию к Раздорской в течении двух дней производилось строительство переправы и переправка людей на левый берег Дона.

На сайте Раздорского Этнографического Музея-Заповедника написано «…переправа была возведена в короткий срок воинами 98 понтонно-мостового батальона под командованием майора Владимира Дмитриевича Епифанова. В её создании принял участие уроженец станицы Раздорской военный инженер Константин Иванович Куликов. В ожесточённых, кровопролитных боях за переправу мужество, смелость и находчивость проявил расчёт противотанкового ружья третьего эскадрона 273 полка,110 кд под командованием сержанта Эрдни Тельджиевича Деликова, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Среди многих воинов, погибших при обороне переправы, были воины 71-й бригады войск НКВД. Известны фамилии только пятерых погибших с 16 по 27 июля 1942 года. Это красноармейцы Г.Л.Марнеев, В.Е.Пискунов, А. Томатов, Я.Ш.Куппершмидт, Н.Ф.Заложков». В наградного сержанта Деликова сказано: «…6 суток оборонял переправу в районе хутора Пухляковского. Немцы под прикрытием большого числа бронемашин, крупных сил авиации стали теснить наши части. Бои приняли исключительно тяжёлый характер. В этот момент сержант Деликов точным огнём уничтожил один за другим 3 немецких броневика и тем создал замешательство в боевых порядках противника. Обозлённые неудачей немцы стали на автомашинах подбрасывать к переправе автоматчиков. Деликов перенеся огонь тремя точными выстрелами поджёг 3 грузовика, уничтожив до 600 солдат и офицеров противника. В момент, когда смелый воин целился в следующую машину, авиабомбой ему оторвало правую ногу, но он успел уничтожить 4 машину где сгорели 15 немецких автоматчиков. Вторая авиабомба оторвала другую ногу. Умирая он отдал своё ружье товарищам чтоб, они продолжали бой».

Была организована переправа паромами под грузы до 30 тонн расширенной площади передвижения. Для увеличения объема перевозок мобилизован 1 пароход Донско-Кубанского пароходства и две баржи. Пароходом переправляли людей, баржами кроме того перевозились повозки и лошади.

Награды

Орден «Красной звезды»
Орден «Красной звезды»
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За оборону Советского Заполярья»
Медаль «За оборону Советского Заполярья»
медаль «За победу над Германией»
медаль «За победу над Германией»
Орден Отечественной Войны II степени
Орден Отечественной Войны II степени
Медаль «40 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»
Медаль «40 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»
медаль «50 лет Вооруженных сил СССР»
медаль «50 лет Вооруженных сил СССР»
медаль «70 лет Вооруженных сил СССР»
медаль «70 лет Вооруженных сил СССР»
Медаль «За доблестный труд»
Медаль «За доблестный труд»
Благодарность за Петсамо-Киркенесскую операцию
Благодарность за Петсамо-Киркенесскую операцию
Победитель соцсоревнования
Победитель соцсоревнования
За участие в героической обороне Кавказа
За участие в героической обороне Кавказа

Документы

other-soldiers-files/karta_oborona_dona_1942_god_0.jpg
other-soldiers-files/karta_oborona_dona_1942_god_0.jpg

Фотографии

1940 год. А.Ф.Ганской(слева) с другом Николаем. Служба в милиции.
1940 год. А.Ф.Ганской(слева) с другом Николаем. Служба в милиции.
1940 год. Служба в милиции.
1940 год. Служба в милиции.
Ганской А.Ф. Фото в книгу почета Бийской дистанции пути МПС СССР.
Ганской А.Ф. Фото в книгу почета Бийской дистанции пути МПС СССР.

Однополчане

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: