Пищиков Константин Иванович
Пищиков
Константин
Иванович
капитан / летчик
13.09.1906 - 2.07.1970

История солдата

  Мой дядя, брат мамы, Пищиков Константин Иванович, родился 13 сентября (31 августа) 1906г. в селе Гончаровка Суджанского района (уезда) Курской области (губернии).Его отец, Пищиков Иван Петрович потомственный крестьянин после революции 1917 года стал рабочим - работал машинистом на Северо-Донецкой железной дороге. В годы революции был членом Ревкома г.Суджи. Участвовал в коммунистическом подполье, боровшимся с белогвардейцами. Погиб в 1919 году в боях с белоденикинцами.  Мама, Екатерина Михайловна, в девичестве Романова, домохозяйка, родилась в г. Суджа. Умерла в 1952г.  До 16 лет Костя проживал с матерью, закончил 3 класса сельской школы в г.Суджа. В марте 1922г. пошел работать на Красно-Яружский сахарный завод, где проработал молотобойцем, котельщиком до декабря 1927г. (1)

     В процессе архивных поисков материалов о Пищикове К.И. была обнаружена фотография 4-й летной группы ОСОАВИАХИМ, на которой размещено и фото Пищикова К. Основываясь на данных Послужного списка Пищикова К.В., который начинается с 1928г. можно предположить, что в школе или клубе ОСОАВИАХИМ он мог обучаться в период до декабря 1927г., когда работал на Красно-Яружском сахарном заводе. В те годы на Белгородщине были созданы  Белгородский и Грайворонский уездный Совет Общества друзей авиации и химической обороны. Очевидно в одном из аэроклубов этих советов и занимался Костя Пищиков.

     В 1928г. был призван в армию и направлен для прохождения военной службы на Краснознаменный Балтийский флот. С ноября 1928г. проходил обучение в Электро-минной школе имени А.С.Попова Учебного отряда Морских сил Балтийского моря.  В этом же году в школе Костю приняли в ВЛКСМ. В мае 1929г. Константин Пищиков окончил класс старшин торпедистов. С мая по октябрь 1929г. он служит торпедистом на эсминце «Энгельс».

    С октября 1929г. по май 1930г. Константин курсант Артиллерийской школы Учебного отряда Морских сил Балтийского моря в г.Кронштадт, где 29 июля 1930г. стал членом ВКП(б), получив партийный билет № 1544402. После окончания Артиллерийской школы с мая 1930г. по ноябрь 1931г. Константин Пищиков служил старшим торпедистом в Бригаде линейных кораблей КБФ на линкоре «Октябрьская революция» (1,2).

   Судя по партийным характеристикам, к политическим вопросам Константин относился без должного внимания, скорее по необходимости, а не по убеждению. Поэтому 23.03.1931г. он получил свой первый выговор от парторганизации  крейсера за неуплату членских взносов ВКП(Б) и непосещение партшколы (4).  В октябре 1931 года Константин был направлен на учебу в Ейское Военно–Морское Авиационное Училище имени И. В. Сталина (ВМАУ).  Офицерская школа морской авиации была образована 28 июля 1915 года в Петрограде. После революции Школа много раз меняла свои названия: от Школы морской авиации имени Л. Д. Троцкого (1918 год), Военной школы морских летчиков и летчиков – наблюдателей ВВС РККА имени И. В. Сталина (Ейск – 1931 год) до Военно–морского авиационного училища имени И. В. Сталина (1957 год).  Выросший без отца, став самостоятельным молодых лет и проживая вне семьи, Костя не был приучен к подчинению старшим и не очень был дружен с дисциплиной, особенно это сказывалось в отношениях с командным составом. В повседневной жизни  спокойный и уравновешенный, но бесхитростный и прямолинейный, он мог вспылить, если чувствовал какую-либо несправедливость и, зачастую, не вписывался в нормы поведения принятые в партийной среде. Веселый и насмешливый, своим врожденным чувством юмора и  дружелюбием он быстро завоевывал дружеские чувства сослуживцев, хотя, наверное, не все  терпели его прямоту и резкость, особенно командиры. Очевидно, из-за этих черт своего характера, Константин получил 03.10.1932г. строгий выговор партийной комиссии ВМАУ им.Сталина за подрыв авторитета командира и за весь период обучения в училище 5 дисциплинарных взысканий за самоволки (3). Училище Константин закончил в декабре 1933г., получив специальность летчика–наблюдателя. Сразу после окончания летной школы в соответствии с приказом Народного комиссара обороны № 0984 от 28.XI.1933г. Пищиков Константин Иванович  был направлен для продолжения обучения на Специальные курсы командного состава ВМС РККА в г.Ленинград (2).

     После окончания курсов Пищиков К.И. продолжил военную службу в ВВС КБФ. Прохождение службы можно проследить по данным из Личного дела (2) и служебных аттестаций (6,7):  Свою первую присягу Константин, очевидно, принял в мае 1929 года, поскольку в марте 1922 года решением ВЦИК был установлен единый день принятия присяги - 1 Мая. Но в январе 1939 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст присяги (в связи с принятием в 1936 году новой Конституции СССР). С этого момента воины стали принимать присягу в индивидуальном порядке и скреплять ее собственноручной подписью. Новую присягу Константин принял 23 февраля 1939г.:  В 1935г. Константин женился. Жена Кости, Ерухимова Анна Соломоновна, 1915 г.р., как он пишет в своей автобиографии (1), домохозяйка, дочь работника одной из артелей г.Ленинграда, а ее братья работают, один, Анатолий, в Невдубстро́е, железнодорожной станции в Кировском районе Ленинградской области, другой, Леонид, – зав. столовой на станции Калище в г.Сосновый Бор. В 1936г. Константина и Анны родился сын Борис, а в 1937 Владимир. Семья в эти годы проживала в Ленинграде.

     Итак, перед началом советско-финской войны Константин Пищиков нес службу в 71 Отдельном авиационном отряде ВВС КБФ.

     С 1934 по 1937 гг. в состав ВВС Балтийского флота входил 108-й отдельный авиационный артиллерийский отряд. На его базе в апреле 1937 г. сформировали 71-й отдельный корректировочный авиационный отряд (ОКАО) в составе 10 разведчиков Р-5, базировавшихся на аэродроме Новый Петергоф, тогда в отряд и прибыл Константин. По состоянию на 1 января 1938 г. в составе 71-го ОКАО числилось 10 самолетов Р-5. 1939 г. отряд был переименован в 71-й отдельный авиационный отряд (ОАО). С началом боевых действий против Финляндии, в конце ноября на отряд временно были возложены задачи воздушной разведки, ПЛО и корректировки артиллерийского огня кораблей Балтийского флота. В ходе войны с Финляндией самолеты отряда в основном использовались как разведчики и легкие бомбардировщики. В декабре 1939 г. в составе отряда  числилось уже 7 самолетов Р-5, однако к концу боевых действий, в марте 1940 г., насчитывалось уже 11 Р-5 и 2 У-2. В апреле 1940 г. 71-й ОАО был переформирован в 71-ю отдельную корректировочную авиаэскадрилью. К 22 июня 1941 г. 71-я ОКАЭ, вооруженная 8 самолетами СБ и 11 Р-5 (при этом в эскадрилье имелось всего 10 летчиков), которая базировалась на аэродроме Копорье под Ленинградом. (16). Хотя Р-5 умели неплохо поражать малоразмерные цели, невысокая живучесть самолётов этого типа привела к тому, что довольно много этих машин, получив даже незначительные повреждения силовых установок от ружейно-пулемётного огня, совершала вынужденные посадки на территории противника.

     В боях с белофинами, при вылете на бомбометание при взлете самолета Константина сорвалась бомба. Самолет был разбит, а Константин получил 4 ранения в руку и спину (5,6).

     Именно в ходе Зимней войны окончательно выяснилась непригодность самолётов семейства Р-5 как для ведения разведки в глубине территории противника, так и для нанесения бомбардировочных и штурмовых ударов. И всё же эти машины сыграли немалую роль в боевых действиях зимой 1939 – 1940 гг. 

       18 августа 1941г. самолет, на котором штурманом-стрелком был ст. лейтенант Пищиков Константин Иванович не вернулся с очередного боевого задания. Об этом факте уведомлялось в представлении №00511 от 23.08.1941г. со Списком личного состава погибшего в борьбе с германским фашизмом за период с 10.08.41 по 22.08.41,  направленном Заместителем командующего ВВС КБФ генерал-майором авиации Рожковым Помощнику Начальника ВВС ВМФ по личному составу генерал-майору авиации Цирулеву (17).

     Но уже 02 октября 1941г. в сопроводительной записке № 0547 к Списку личного состава частей ВВС КБФ погибших, не вернувшихся с боевых заданий, пропавших без вести по состоянию на 02.10.1941г.  имеется запись о внесении изменений в ранее представленные списки по возвратившимся в части летчикам, в т.ч. по Пищикова К.И. (18)

     Что произошло с экипажем на этом задании мне, надеюсь пока, неизвестно.

   За 4 месяца боев эскадрилья понесла большие потери в авиационной технике, и 20 октября 1941г. 71-я ОКАЭ была расформирована. Высвободившийся личный состав эскадрильи был направлен в город Саранск, где на базе 1-го ЗАП ВВС ВМФ проходил переучивание на другие типы самолетов и укомплектование других частей. (16)

    По имеющимся в настоящее время в моем распоряжении документам, можно заключить, что Константин продолжил участие в боевых действиях в должности штурмана звена 73-го бомбардировочного полка 10-й смешанной авиационной бригады ВВС Балтийского флота, которая была в составе действующей армии  с 22 июня 1941 по 25 октября 1941 и с 23 мая 1942 до 22 февраля 1944 года. На вооружении полка находились 43 СБ и 18 Ар-2. На 22 июня 1941 года 2-я, 4-я и 5-я эскадрильи полка базируются в Пярну, остальные базировались в Керстово и Таллине. В конце июня 3 самолёта полка перелетели на остров Сааремаа где вошли в состав Авиагруппы Береговой обороны. С началом боевых действий полк совершал вылеты на прикрытие минных заградителей, устанавливающих мины в Финском заливе. 30 июня 1941 года участвует в печально известном налёте на переправы немецких войск через Западную Двину в районе Даугавпилса. На рассвете двумя самолётами СБ была проведена разведка и в 06-25 с аэродрома Пярну в воздух поднялась первая шестерка СБ, которая провела бомбардировку базы группы II/JG54. Из 6 самолётов вернулся только один, остальные были сбиты над аэродромом. Затем были подняты ещё 8 Ар-2, которые хотя и с высоты, но отбомбились без потерь, слетав дважды (второй раз в количестве 7 самолётов). Всего полк в 36 самолёто-вылетах потерял 11 самолётов сбитыми.

     Затем полк перелетел в Таллин (аэродром Лаксберг), 6 июля 1941 года по отчётам потопил у Виндавы вражеский миноносец (немецкими данными не подтверждается), 10 июля 1941 года наносит удар по вражеским кораблям в Пярну, 13 июля 1941 года в Рижском заливе принимал участие в ударе по конвою противника в составе сорока кораблей, идущих с войсками, вооружением и боеприпасами из Либавы в Ригу. В первый день все бомбы, сброшенные с самолётов полка легли мимо. По отчётам шесть транспортов были потоплены и четыре повреждены.

     Из Таллина в количестве 12 бомбардировщиков действует до 19 августа 1941 года, вылетая на поддержку сухопутных войск, в частности производит 3 августа 1941 года проводит бомбардировку войск противника на шоссе Пярну — Таллин.

     В сентябре 1941 года полк воюет на подступах к Ленинграду, в частности, наносит удары по артиллерийским батареям под Ленинградом, действует в районе Ораниенбаума, Кингисеппа, Луги. Базировался на полях Лесотехнической академии, с правой стороны Гражданского проспекта.

Приказом Наркома ВМФ от 3 октября 1941 года, выведен на переформирование. Всего с начала войны потерял 45 СБ, 15 Ар-2 и 4 Пе-2. С конца октября 1941 по конец мая 1942 года находится на переформировании и укомплектовании, получив самолёты Пе-2.

     Можно предположить, что как раз в это  время Константин Пищиков и попал в полк. По поступлении в действующую армию полк наносил удары в основном по укреплениям, артиллерийским батареям и коммуникациях противника под Ленинградом.    

     С октября 1942 года началось достаточно активное использование полка по его прямому назначению, то есть, вылеты на плавсредства противника.

   За первые 16 боевых вылетов экипажем Константина Ивановича был потоплен миноносец, повреждены сторожевые корабли (СКР) и канонерские лодки (КЛ) противника.

    Всего за период с июня 1941 по январь 1943г. Константин Пищиков произвел 90 боевых вылетов, водил свое звено на бомбардировки кораблей и портов противника в Финском заливе и Ладожском озере, нанося своими действиями значительный ущерб противнику, имел несколько поощрений от командующего КБФ и ВВС (8)

    Завершая 1942 год, авиация Балтики скрытно и тщательно готовилась к долгожданной операции — прорыву блокады Ленинграда. В этой операции на авиацию флота возлагались две основные задачи: обеспечение действий войск 67-й армии на поле боя, особенно в период прорыва оборонительной полосы противника, прикрытие своих войск и объектов от ударов авиации противника. Для поддержки 67-й армии Ленинградского фронта было выделено пять авиационных полков-—132 боевых самолета. Остальные силы использовались в противовоздушной обороне Ленинграда и Кронштадта, на прикрытии ладожской трассы и в обеспечении боевой устойчивости островного района в восточной части Финского залива.

    С ночи 12 января 1943 года в течение всей операции бомбардировщики морской авиации, включая и торпедоносцы с бомбами, совместно с фронтовой авиацией систематически наносили удары по артиллерийским группировкам, пунктам управления в полосе прорыва, железнодорожным узлам и аэродромам с техникой и живой силой врага. Хорошо подготовленные, зарекомендовавшие себя в предыдущих боях бомбардировщики авиации КБФ направлялись командованием на важнейшие для успеха операции объекты воздушного удара. Одним из таких объектов был мощный опорный пункт, созданный противником в сооружениях ГЭС-8, являющейся ключевой позицией в его обороне в намеченной полосе прорыва. Огневые средства этого пункта обеспечивали боевую устойчивость неприятеля, и было принято решение подавить их бомбардировочным ударом тяжелыми бомбами с пикирования. Бомбы нужно было сбросить предельно точно, так как в непосредственной близости от цели находились наши части. С этой задачей прекрасно справился 73-й бомбардировочный авиационный полк (командир подполковник М. А. Курочкин).

    Штурмовики морской авиации поддерживали войска 67-й армии во время форсирования Невы 12 января и прорыва оборонительной полосы противника до соединения с войсками Волховского фронта. Штурмовиков на флоте вообще было немного. Поэтому они действовали небольшими группами по некоторым заранее назначенным целям и по особому вызову командования армии для удара по объектам, препятствующим продвижению войск. В операции прорыва впервые штурмовая авиация флота применяла метод патрулирования над полем боя в тактической глубине, при котором группы штурмовиков составом по шесть-восемь самолетов с истребительным прикрытием находились над полем боя 15—20 минут, атакуя оживающие огневые точки, уничтожая командные пункты и подходящие из глубины обороны резервы. Таким образом, противник длительное время находился под воздействием с воздуха. Бомбардировочные удары по заранее намеченным целям в сочетании с действиями патрулирующих групп штурмовиков над полем боя оказали серьезную помощь 67-й армии в решении ее задач.

    Большое значение для успеха операции имели также активные действия истребителей. Над полем боя в светлое время суток осуществлялось непрерывное патрулирование групп истребителей 7-го истребительного авиационного корпуса, 13-й воздушной армии и ВВС КБФ. При столкновении с авиацией противника воздушный патруль поддерживался вылетами дежурных частей, находившихся на аэродромах в боевой готовности номер один. На командном пункте истребительной авиации, специально организованном на участке 67-й армии на период операции, находились командиры дивизий морской и фронтовой истребительной авиации, которые осуществляли четкое управление боевыми вылетами, что оказало положительное влияние на удержание нашего превосходства в воздухе в период всей операции.

    В этой операции особо отличился 57-й штурмовой авиаполк (командир Герой Советского Союза майор А. А. Карасев). В августе 1943 года он был преобразован в 7-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

    Замечательно проявили себя в этих боях также летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (командир Герой Советского Союза майор Н. В. Челноков), 73-го бомбардировочного авиаполка (командир подполковник М. А. Курочкин) и 3-го гвардейского истребительного авиаполка (командир подполковник Н. М. Никитин).

    В операции по прорыву блокады авиацией КБФ было произведено 2169 самолето-вылетов (646 — бомбардировщиками и торпедоносцами-бомбардировщиками, 306 — штурмовиками, 1217 — истребителями), а всего в деблокадных операциях Ленинградского фронта 1941—1943 годов морскими авиаторами было совершено 4418 самолето-вылетов, в результате которых уничтожено большое количество живой силы и техники врага, сбито в воздушных боях 115 вражеских самолетов[1].

18 января 1943 года, разгромив противника, войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Рабочих поселков № 1 и 5. Блокада Ленинграда была прорвана.

    После прорыва блокады в 1943 году на Ленинградском фронте значительных операций не было, однако боевая нагрузка на флотскую авиацию не уменьшалась. Основными задачами в этот период на сухопутном направлении оставались борьба с артиллерией противника, обстреливающей Ленинград и Кронштадт, налеты на аэродромы и железнодорожные коммуникации. В это же время авиация КБФ активизировала боевую деятельность на море и борьбу за прочное завоевание тактического и оперативного превосходства над авиацией врага, особенно в районе Финского залива и Ладожского озера. (14)

    Непосредственное участие в координации действий подразделений ВВС КБФ в этой операции принимал и К.И.Пищиков, которого в январе 1943г. командование ВВС направило для прохождения службы в Оперативный отдел штаба ВВС КБФ на должность оперативного дежурного. Находясь на этой должности, Константин Иванович активно помогал Командующему ВВС КБФ в боевом управлении частями ВВС, громящих немецко-фашистских захватчиков. В условиях блокады и артиллерийских обстрелов г.Ленинграда К.И.Пищиков сохраняя спокойствие и самообладание четко передавал боевые распоряжения командующего ВВС. Увязывая взаимодействие частей в проводимых операциях, способствовал эффективному нанесению ущерба врагу на суше и на море. Работая оперативным дежурным на временном пункте управления (ВПУ) командующего ВВС при захвате островов Выборгского архипелага, не смотря на артиллерийские обстрелы врага, бессменно находился на КП, четко передавая приказания командующего ВВС и контролируя их выполнение, чем способствовал успешному выполнению боевых задач авиацией  и десантом (11).

     В 1943г. оперативный дежурный Оперативного отдела штаба ВВС КБФ капитан Константин Пищиков был  награжден Орденом "Красное знамя" (11) и медалью «За оборону Ленинграда» (7),  а в 1944г. -  Орденом Отечественной войны 1 степени (10).

Орден "Краснаое знамя"

Медаль "За оборону Ленинграда"

Орден Отечественной войны 1 ст.

Орден Красной звезды

     В 1944г. за долгосрочную и безупречную более чем 16-летнюю службу Пищиков К.И. был награжден орденом «Красная звезда» (14). 

     Р.S. В настоящее время другими данными о дальнейшей жизни Константина Ивановича я не располагаю. При  поступлении новых материалов рассказ будет продолжен.

Первый и последний раз я видел дядю Костю на нашей общей Родине в г.Суджа в начале 60-х. В то время он выглядел так:

К.И.Пищиков. Фото 1950-х г.

К.И.Пищиков. Фото 1956 г.

К.И.Пищиков. Фото 1966 г.

     Умер Пищиков Константин Иванович 2 июля 1970г. Похоронен на Парголовском кладбище г.Санкт-Петербурга.

 ПРИМЕЧАНИЯ

Автобиография Пищикова К.И.

Личное дело Пищикова К.И.

Выписка из протокола №5 открытого собрания ячейки ВКП(Б) сектора №8. СККС по поверке и чистке членов и кандидатов ВКП(Б) от 08 марта 1934г.

Выписка из протокола №80 заседания парткомиссии в/ч 2033 от 28.03.1936г.

Военно-историческая энциклопедия. (http://seav.ru/)

Аттестациястация лейтенанта Пищикова К.И. от 29 сентября 1940г.

Аттестациястация лейтенанта Пищикова К.И. от 1 января 1941г.

Наградной лист на Пищикова К.И. Орден Красное знамя.

Приказ командующего Краснознаменным Балтийским флотом №49 от 03.06.1943г.

Акт вручения медалей «За оборону Ленинграда» личного состава оперативного отдела штаба ВВС КБФ.

Наградной лист на Пищикова К.И. Орден Отечественной войны 1 ст.

Приказ командующего Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота № 32 от 17 октября 1944г.

Наградной лист на Пищикова К.И. Орден Красная звезда.

Указ Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944г..

Крылья Балтики Статьи и воспоминания / сост. В.Ф. Голубев, А.Ф. Калиниченко ; ред. А.И. Павловский, М.И. Самохин, М.И. Калинин [и др.]. - Калининград : Калинингр. кн. изд-во.

Александр Широкорад. Артиллерийские эскадрильи в бою (Самолеты-корректировщики на Восточном фронте). Научно-популярный журнал «Авиация и космонавтика» №4, 1915г., стр.21

Донесение замкома ВВС КБФ №00511 от 23.08.41 с Приложением Списки погибших.

Донесение №2760 (0547) от 02.10.41Списки ЛС (возвратившиеся).

Регион Курская область
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Курск
Воинская специальность летчик
Место рождения с.Гончаровка, Суджанского уезда, Курской губернии
Годы службы 1928
Дата рождения 13.09.1906
Дата смерти 2.07.1970

Боевой путь

Дата призыва 1928
Боевое подразделение Части ВМФ и ВВС КБФ
Завершение боевого пути г.Ленинград
Принимал участие Оборона Ленинграда

Воспоминания

Истрия, фото, воспоминания на сайте

https://www.gollandskiy.com/pishikovy

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: