Алексеев Николай Иванович
Алексеев
Николай
Иванович
инженер - полковник

История солдата

                                                                                                                                                                                          За тыловой и ратный труд

                                                                                                                                                                                 медали из одного металла льют.

1930 г. - окончил геодезический факультет Московского межевого института (в настоящее время Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК));

1932 г. - призван в ряды Красной Армии;

8.07.32 - 13.06.34 - триангулятор, а с 13.06.34 командир отделения 3-го (с 1937 г. 63 - го) геодезического отряда отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии ( с 1935 г. Забайкальского военного округа), на полевых работах в Уссурийском крае ( Рис. 2-5). 

                                                   Рис.2. Уссурийский край. Переход к работе на точке       

                                                       Рис.3. Уссурийский край.    

                                                       Рис.4. Уссурийский край. 

                                  Рис.5. Уссурийский край. Продукты в команду. 1939г.

С 12.12.1933 г. по 13.04.1934 г. прошел сборы по переподготовке командиров запаса при геодезическом факультете ВИА РККА;

4.09.1941 - 1942 - командир 70-го геодезического отряда Забайкальского фронта;

3.03.1942 - 1944 - заместитель командира 63 - го геодезического отрада Забайкальского фронта;

4.12.1944 - откомандирован в распоряжение начальника ВТУ ГШ;

31.12.1944 - командир 62-го геодезического отряда Прибалтийского ВО. С 12.08.1952 г. по 11.08.1953 г. слушатель Высших офицерских курсов ВТС при ВИА им. В.В. Куйбышева;

11.08.1953 - 1965 - командир 61 - го геодезического отряда Ленинградского военного округа (Лен ВО);

Уволен со службы 26.06.1965 г.

Инженер - полковник - 15.07.1949.[1]

Эта сверхкраткая биография, изложенная в [1], не полностью отражает деятельность Алексеева Н.И. по повышению обороноспособности нашей Родины. Так опущен факт о работе в пустынных районах Дальнего востока (а под этим нужно понимать специальное задание в Монголии)(см. рис. 6-10) , за что был награжден орденом " Красной Звезды" за №1321243.[2]

                        Рис. 6. Монголия. Дорога на Саин Шанду, 1941 г.     

                                             Рис. 7. Монголия. Гоби, 1944 г. 

                                          Рис. 8. Монголия. Башня Чингиз-Хана, 1943 г. 

                                Рис. 9. Монголия. Фрагмент внутреннего убранства                                                                              Монгольского храма. 

                               Рис.10. Монголия. Самый лучший транспорт, но они тоже                                                                хотят пить, Гоби, 1935 г. 

Я Алексеев Б.Н. (полковник в отставке, кандидат технических наук, старший научный сотрудник) - сын Алексеева Н.И. считаю своим долгом пополнить опубликованную биографию отца наиболее яркими фактами, изложенными с его слов, слов его сослуживцев, а также фактами, очевидцем которых был я.

С 1944 года пред моими глазами, как в калейдоскопе мелькали не только города, но и республики: Крым, Молдавия, Северная Украина, Белоруссия, Прибалтика. В этот период отец был вторично награжден орденом "Красная Звезда" за №2842769, медалью "За боевые заслуги" №1904572 и медалью " За победу над Германией" [5].

С начала и до середины 50-х годов прошлого столетия будучи командиром 62-го геодезического отряда Прибалтийского военного округа (ПРиб ВО), а затем командиром 61 -го геодезического отряда Лен ВО) руководил развитием Государственной Геодезической сети в районах будущего космодрома Плесецк. В то время это было забытая "богом" местность (см. рис. 11-15) практически без железнодорожной, автомобильной и телефонной сети. Все приходилось начинать с нуля.

                                              Рис. 11. Плесецк. Бездорожье.

                                                Рис. 12. Плесецк. Бездорожье.

                                                   Рис. 13. Плесецк. Бездорожье.

                                              Рис. 14. Плесецк. Паромная переправа.

                                                         Рис. 15. "Богом" забытое место.

Интересен тот факт, что при выборе отряда для выполнения поставленной задачи остановились на моем отце, как на командире имеющем богатый опыт подобных работ на больших необжитых территориях [2]. Но для переброски отряда из ПРиб ВО в Лен ВО требовалось разрешение начальник Генерального штаба. Разрешение было получено. А вот на следующий год было отказано.  Начальнику Военно-топографической службы генерал-лейтенанту Кудрявцеву М.К. подсказали: "да переведи ты своего "незаменимого таёжника" в Лен ВО". Так мой отец был назначен командиром 61 - го отряда, дислоцирующегося в Ленинграде. Помня прошлогоднее бездорожье, первое, что предложил отец - доставку подразделений отряда в эту глушь на больших баржах с использованием нескольких буксиров по маршруту: Нева, Ладожское озеро, Беломоро-Балтийский канал, Онежское озеро и выгрузка в районах г. Пудожа и Медвежьегорска. Хлопоты , связанные с использованием железных дорог, отпали сами собой. И всем стало ясно, насколько выгоднее водный транспорт для данной ситуации. Стали поговаривать, что командиру за эту работу точно "Героя" дадут. При завершении работ по геодезическому обеспечению будущего космодрома полковник Алексеев Н.И. был награжден орденом "Боевого Красного Знамени" за №392022.

В 1957 году отряд приступил к развитию Государственной Геодезической сети на полуострове Ямал (см. рис. 16-26).

                                            Рис. 16. Ямал. Выполнение геодезических измерений.

                                                   Рис. 17. Ямал. С каюром.

                                                             Рис. 18. Ямал. Одежда для местного климата.

                                        Рис. 19. Ямал. Самый подходящий транспорт.

                                       Рис. 20. Ямал. Самый подходящий транспорт

                                                                   Рис. 21. Ямал.

                                                Рис. 22. Ямал. Собачий транспорт.

                                                Рис. 23. Ямал. Олений транспорт

 

                                                Рис. 24. Ямал. Олений транспорт

                                                       

                                                              Рис. 25. Ямал.

                                                   Рис. 26. Ямал. Оленьи упряжки.

Работы такого рода в Заполярье делались впервые (до этого выполнялись определения на небольших районах, как правило, в местной системе координат). Поставленную задачу выполнили в один полевой сезон, хотя природные и климатические условия составили огромные трудности. Отсутствие дорожной сети на всей территории района и ограниченность водных путей сообщения снижали возможность наземных способов передвижения. Возникла потребность в средствах воздушного транспорта. Все было в диковинку, т.к. опыта не было никакого . Забегая вперед, после возвращения в пункт постоянной дислокации отцу было предложено поделиться опытом выполнения геодезических работ в заполярье. Несколько лет он трудился над этим вопросом. В первоначальном варианте книга содержала более 500 стр. машинописного текста [3], обилие фотографий, схем. Был изложен опыт работ в условиях вечной мерзлоты, даны практические рекомендации по пересмотру норм времени, количества задействования личного состава, использования гусеничного и воздушного транспорта, оленьих и собачьих упряжек. Рассматривался вопрос от увеличении суточных норма продовольствия, о квартирмейстерах, которые должны прибывать первыми и заключать договора с местными органами власти о пошиве меховых спальных мешков, найме нарт, собак, оленей, проводников - каюров и т.д.  И вот , когда отец получил положенные авторские экземпляры, я первый и последний раз увидел на лице отца слезы: жестким цензорским фильтром книгу сократили с 500 до 50 стр., вырезав практически все ценное, объясняя это тем, что пришлось убрать схемы, дабы не разглашать. Убрали все фотографии, где хоть как-нибудь просматривались элементы военной формы, звездочки на шапках, пряжки солдатских ремней были заретушированы, начальников отделений стали называть бригадирами. Стало неясно, где эти работы проводились и кем, т.к. некоторые фамилии были сознательно искажены.

Следующие полевые сезоны в Ленинградской обл., Эстонии - казались сущим раем. В 60 лет, прослужив в армии 33 года, отец вышел в отставку. Кроме перечисленных и юбилейных наград на его мундире появились медали: " Ветеран труда, "Ветеран Вооруженных сил", "За трудовое отличие", "100 лет со дня рождения В.В. Ленина".

После выхода на пенсию - несколько лет преподавал геодезию в Ленинградском военно-инженерном училище (см. рис. 27-28).

                                                 Рис. 27. Изучение нивелира.

                                                    Рис. 28. На занятиях.

В 1974 году поменял Ленинградскую квартиру на Московскую - поближе к детям (младший сын - полковник, старший сын подполковник) и до конца жизни плодотворно трудился в топографической секции Военно-научного общества при ЦДСА им. М.В. Фрунзе (см. рис. 29)[4].

                          Рис. 29. На заседании бюро топографической секции Военно-научного                     общества при ЦДСА М.В. Фрунзе. На снимке (слева направо): А.Б. Рогов,                     Н.И. Алексеев, М.П. Бордюков, Б.С. Кузьмин, В.К. Сергеев, В.Б. Флореньтев                     -  председетель секции, Ф.Я. Герасимов, А.М. Зверев, В.Н. Переверткин.

Вот так сложилась судьба мальчика, рано потерявшего своего отца, который сгинул в горниле 1-й Мировой войны. Случилось так, что и эта война на долгие года разлучила его с матерью. Потом детский дом, тиф. Продолжение учебы в реальном училище, которое окончил на одни пятерки и был признан первым учеником города, что давало ему право поступать в любой ВУЗ страны без экзаменов. Он мечтал стать строителем, но  в МИСИ не было общежития для иногородних.

В Межевом институте общежитие было. Деньги на питание, тушь, ватманскую бумагу и т.д. иногородние студенты  зарабатывали разгрузкой и погрузкой различных грузов в ночное время на Курском вокзале, благо он был рядом. По воскресным дням некоторые студенты умудрялись изображать толпу в близлежащих театрах.

                                                               Литература.

1. Долгов Е.И., Сергеев С.В. Военные топографы Красной Армии. М.: РИЦ МО РФ,  2005. - 656с.

2. Лапис Б.Р.Наградной лист на Алексеева Н.И. для представления к награждению Орденом: "Красная звезда". 1944 г.

3. Алексеев Н.И. Особенности выполнения геодезических работ на севера. М.: Недра, 1979 г. 50с.

4. Военно-топографическая служба Советской Армии 1918-1978 гг. Альбом. М.:РИО ВТС, 1978 г. 39с.

5. Л.Л. Иванов. Два года на Волхове (в воспоминаниях использованы материалы Н.И. Алексеева и К.А. Звонарева)//Военные топографы в Великой Отечественной войне. Воспоминания ветеранов ВТС - участников войны к 30 - летию Победы. М.: Редакционно-издательский отдел ВТС. 1975 г. 77 стр.

Регион Москва
Воинское звание инженер - полковник
Населенный пункт: Москва

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: