Гастелло Николай Францевич
Гастелло
Николай
Францевич
Капитан / Командир
23.04.1907 - 3.07.1941

История солдата

 

            Память

Помни имя свое

 

26 июня капитан Н. Ф. Гастелло совершил бессмертный подвиг, направив горящий бомбардировщик в скопление боевой вражеской техники

 

Председатель Муромского окружного совета ветеранов войны и труда  Виктор Викторович Воронцов посетовал с горькой усмешкой:

—Мы недавно проводили анонимный социологический опрос среди школьников по тематике Великой Отечественной и второй мировой войны в целом. И когда подвели итоги, мне стало откровенно страшно. Едва ли не 95 процентов школьников не знают ни одного имени Героев Советского Союза. Да как же они будут Родину защищать? В любой стране мира имена героев – военных веками на слуху. Мир до сих пор помнит подвиг героев – спартанцев и их царя Леонида, совершенных почти 2500  лет назад. А своих, российских героев, которые Родину защищали 65 лет назад, не помним и не знаем. Страшно становится. Мы за десять лет почти  растеряли едва ли не всю военно – патриотическую систему воспитания. Даже имя Николая Францевича Гастелло и того забыли.

А ведь в Муроме, как нигде в мире, помнили о нем. Николаю Францевичу волею судьбы в этом  просто повезло. Местный композитор В. Москалев написал о нем песню. Именем Гастелло названы стадион и улица, на которой он жил. Две школы носят его имя. Имеется музей. Построены два памятника в его честь. А  Привокзальная площадь получила приставку  «им. Гастелло». Такой чести в древнем городе никому и никогда не оказывали. А подрастающее поколение все равно по большей части не знает, кто же такой Николай Гастелло?

 В семнадцать лет Николай Гастелло вступил в комсомол, а в 20 его приняли в партию. Даже до конца двадцатых годов прошлого столетия это было большой редкостью, чтобы юноша в столь раннем возрасте стал членом партии большевиков. Такую честь нужно было заработать.

Анализируя всю его не такую, уж, и долгую жизнь, я пришел к выводу, что Николай готовил себя к подвигу с самых ранних лет. В частности, в Муроме он вступил в самостоятельную жизнь взрослого человека,  окончив профессиональное училище и школу. Начал работать на заводе, где трудился и его отец Франц Павлович Гастелло. Это был настоящий профессионал, который приехал из столицы на укрепление паровозоремонтного завода. Когда знакомишься с документами Муромского периода жизни Николая, то просто удивляешься широте его интересов. Он член бюро комитета комсомола на общественных началах. Отвечает за досуг молодежи. Его можно видеть на конькобежной дорожке и на футбольной площадке, среди агитбригадовцев, которые разъезжают по деревням  и на театральных подмостках. Он участвует в диспутах  и выступает застрельщиком субботников. Парень с такими широкими интересами просто не мог остаться в истории серой курицей. Его жизненная позиция не позволяла ему быть холодным и равнодушным. Слово Родина для него было таким же близким по духу, как мать и отец.

Поэтому, когда Родина призвала молодежь осваивать боевые самолеты, он немедленно откликнулся на призыв. И в 1932 году поступил в Луганское летное училище.  Еще задолго до Великой Отечественной войны он успел повоевать.

1939 год. Авиабригада командира отряда тяжелых бомбардировщиков Н. Ф. Гастелло базируется в районе Дона, когда приходит известие о нападении японцев на дружественную СССР Монголию. Уже через три дня самолеты оказываются в районе Халхин – Гола. Отряд тяжелых  четырехмоторных « ТБ – 3» располагался по соседству с новенькими, современными скоростными бомбардировщиками. Мечтал на них летать и  командир отряда Гастелло. Но на войне, как на войне. Что прикажут командиры, то и делать будешь. А летчики Н. Гастелло выполняли очень важную работу. Они перевозили раненых в тыл, доставляли продукты питания и боеприпасы на передовую. И каждый полет – это испытание на выносливость и мастерство.

Однажды самолет вез свыше тридцати раненых красных бойцов. Вокруг степь да степь до горизонта. Затем пейзаж сменился на горный. И тут вдруг погода испортилась. Пошел дождь. Вошли в грозовую тучу. Стрелы молний начали бить то справа, то слева. И неожиданно командир почувствовал, что в правом моторе что – то зарокотало. А спустя несколько минут, он и вовсе замолчал. Машина стала терять скорость.

—Заклинило вал винта, - сообщил бортмеханик. - Надо немедленно садиться.

Предложение правильное, но как им воспользоваться. Ведь кругом горы, а не степь. Бушует настоящая ливневая вьюга. А до Читы далеко. Выход только один – постараться дотянуть на трех моторах. Никто в то время не мог сказать, удастся ли это сделать? На всякий случай командир  направил самолет вдоль блеснувшей внизу горной реки. Ширина ущелья позволяла самолету в нем продолжать полет. И в случае неудачи, попытаться посадить самолет на воду

—Ни в коем случае не сообщайте раненым о моторе. Наоборот, развлекайте их, как угодно, и чем угодно. Паника нам совсем не нужна, - сказал командир своим подчиненным.

Только через два часа самолет, в нарушение всех существовавших правил посадки, приземлился на аэродроме в Чите.  Сначала командование хотело отстранить Гастелло от полетов. Но когда выяснилось, в чем дело, то летчик  Николай Францевич Гастелло получил благодарность.

В той же Монголии на Халхин – Голе, произошло еще одно « ЧП», едва не стоившее ему жизни, но зато многому  научившее.

Однажды ему пришлось вылететь на новом скоростном бомбардировщике «СБ» на рекогносцировку местности в дневное время. Вел самолет комиссар полка Михаил Ююкин. И случилось так, что после выполнения задания, когда они возвращались на свой аэродром, их самолет был подбит. На войне никто не застрахован от подобного. Тем более, что любой, даже самый наилучший бомбардировщик,  всегда уступает в скорости и маневренности истребителю. А именно эти параметры и решают, как правило, успех в воздушном бою.

Комиссар наделся дотянуть до своих. Но  пожар разгорался настолько быстро, что шансов не осталось. Тогда он приказал Н. Гастелло покинуть самолет. Тот приказ выполнил. Летя в воздухе и раскачиваясь на стропах парашюта, Николай видел, как огненный факел самолета от носового фонаря до стабилизатора, перешел в крутое пике. И спустя мгновения, взорвался прямо  в расположении врага, там, где находились блиндажи японцев.

Сам Николай Гастелло приземлился  в высокой траве среди какого – то болота. Не успел придти в себя, как обнаружил, что в его сторону приближается  легковая машина с японскими солдатами. Те явно видели приземление парашютиста с подбитого самолета и хотели захватить летчика в плен. Гастелло приготовился к последнему бою. Он не собирался сдаваться. Проверив обойму в своем пистолете,  ждал встречи с врагом. Но   после получасовых безуспешных поисков они уехали.  А летчик,  чуть переждав, двинулся на запад, где находились наши войска и граница. К утру он был у своих.

Шло время,  а в  глазах Николая Гастелло еще долго стояла картина героической гибели  комиссара полка скоростных бомбардировщиков Ююкина, самолет которого рухнул на головы японцев.

А в 1940 году капитан Гастелло сбрасывал парашютные десанты Красной Армии  над Бессарабией. И в Финской войне  пришлось принять участие. Поэтому в началу Великой Отечественной это был опытный летчик – асс, имеющий за плечами серьезный боевой опыт. А что это именно так, он доказал уже в самых первых боях на границе в июне 1941 года

Один из однополчан Героя Евгений Лобанов вспоминал, что Николай Гастелло, ставший командиром  эскадрильи бомбардировщиков, уже в первые часы войны сбросил первые десятки тяжелых бомб на головы гитлеровцев в районе Брестской крепости. В этом полете ему пришлось впервые встретиться лицом к лицу с немецкими истребителями. Юркие и скоростные вражеские истребители сумели достать бомбардировщик капитана  Гастелло. У самолета вышел из строя один мотор, повреждена бензосистема и механизмы выпуска шасси. Командование, получившее по радио сообщение, приказало немедленно покинуть самолет.  Но среди членов экипажа оказался раненый штурман, который не мог воспользоваться парашютом. И командир принял  рискованное, едва ли не отчаянное решение: дотянуть самолет до своего аэродрома. Риск был просто невероятный. Но капитан выполнил задачу.

Это факт очень показателен для Николая Францевича Гастелло. И это отмечали многие его сослуживцы в различное время и различных авиачастях. Свой боевой корабль он любил одухотворенной любовью. Во всем доверял своему сплоченному экипажу. Они были, словно одна семья, где сам командир был старшим братом. Но когда дело касалось самого самолета, то капитан Гастелло проверял его до последнего винтика. И в этом бою, когда казалось бы, надо покидать израненный самолет, он сделал свой выбор. Во – первых, не пустил на верную смерть своего боевого  товарища – штурмана, а, во – вторых, зная самолет, его возможности выживания, он спас очень дорогостоящую машину.  После соответствующего ремонта вновь встала в боевой строй. А если учесть, что страна в первые дни потеряла до 90 процентов всей своей боевой авиации, то поступок капитана Гастелло можно считать настоящим подвигом.

А через день он же совершил еще один подвиг, достойный самых высоких слов и наград. Шел третий день войны. Неожиданно над аэродромом появился гитлеровский « Юнкерс – 88». Снизившись до предельной высоты, он открыл ураганный огонь из всех видов вооружения. Послышались стоны и крики раненых. Загорелось несколько боевых бомбардировщиков, готовых к вылетам.

Из всего личного состава не растерялся только капитан Гастелло. Он побежал не в укрытие, как большинство его однополчан, а к своему самолету. Летчик успел вскочить в кабину и открыл ответный огонь по врагу. Одна из очередей крупнокалиберного пулемета достигла цели. Вражеский пилот был вынужден совершить посадку и оказался в плену. А это был настоящий летчик – асс с тремя боевыми орденами. И остановил его Николай Гастелло, даже не поднявшись в воздух. Таких случаев  за все годы войны можно по пальцам одной руки пересчитать. Но этот героический поступок прошел незамеченным. Воистину, в дни отступлений нет героев в своем Отечестве. А жаль. Эти два поступка могли стать очень сильной агитационной и пропагандисткой картой для солдат и офицеров всей Красной Армии.

Но, как говорит народная мудрость, кому предназначено совершить подвиг, тот его совершит. И сделал это капитан Гастелло вместе со своим доблестным экипажем лейтенантами А. Бурденюком, Г. Скоробогатовым и старшим сержантом А. Калининым..

Ожесточение боев нарастало. Красная Армия, пусть медленно, но приходила в себя после внезапного нападения гитлеровской Германии. В третий раз в тот роковой день, 26 июня 1941 года, капитан Гастелло вывел свой экипаж на выполнение боевого задания. На шоссе Молодечно – Радошкевичи он обнаружил вражескую колонну танков. Развернувшись, бросил самолет в пике, чтобы с предельной точностью бомбы настигли врага. Тот же маневр за ним повторили и другие командиры боевых бомбардировщиков эскадрильи.

Казалось, задание выполнено успешно. Бомбовой  груз сброшен на врага должным образом. Летчики сумели без потерь пройти заградительный огонь вражеских батарей. И когда машина комэска выходила из атаки, один из сотен вражеских снарядов, выпущенных зенитными орудиями врага, попал именно в самолет капитана Гастелло. Причем, прямо в бензобак. В таком состоянии самолет не спасти. Он мог взорваться в любую секунду. Оставалось только покинуть его. И чем скорее, тем лучше. Но капитан  принял  другое решение. Внизу скопился враг в огромном количестве. Ведь в это время шла заправка  вышедших из боев гитлеровских танков. Рядом – мощные,  полностью заправленные машины – бензовозы. И Гастелло принял решение. Он развернул свой самолет – факел и повел его над дорогой на бреющем полете, вдоль всей колонны танков, сливая горящее топливо на башни и корпуса бронемашин. Еще миг и  машина врезалась в один из бензовозов, протаранив его и ряд других. Раздался мощный взрыв. Экипаж погиб на глазах сотен пораженных и испуганных врагов. А вместе с летчиками сгорели и десятки вражеских танков и автомашин.

Подобного героизма история еще не знала. Величие подвига  командира эскадрильи бомбардировщиков дальнего действия  капитана Гастелло было настолько  значимо, что даже в самые трудные и тяжелые дни подвиг был оценен. Уже через месяц Указом Президиума Верховного Совета СССР ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именно Николай Гастелло стал первым Героем  Великой Отечественной войны.

Величие этого  подвига было осознано уже в годы войны. Сейчас, может быть, и несколько наивно для современного поколения звучат слова: «Родина – превыше всего!», но в годы войны они воспринимались, как осознанная реальность. Не случайно подобный подвиг в годы войны повторили за Николаем Францевичем Гастелло еще свыше трехсот советских летчиков. Они таранили скопления боевой техники, самолеты и надводные морские цели. По примеру  бесстрашного Н.Гастелло   уроженец деревни Татарово Муромского района Владимирской области летчик Н. Синявин 30 октября 1941 года в боях за город Ростов был подбит и направил свой горящий самолет в скопление немецких танков и автомашин с боеприпасами. В том же году осенью  еще один земляк Н. Гастелло, но уже из деревни Катышево А. Балашов, обнаружил и атаковал танковую колонну, которая находилась в небольшом лесу. И он во время атаки был подбит, но вместо того, чтобы попытаться  покинуть горящую машину, направил ее на скопление гитлеровской техники.

Такого величия души не знали солдаты и офицеры ни одной армии мира. И не потому ли мы победили в той великой войне, сломав хребет страшной силе под именем фашизм, который воплотил мировой зло?

                          Юрий Морозов

 

Регион Москва
Воинское звание Капитан
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Командир
Место рождения Москва
Годы службы 1932 1941
Дата рождения 23.04.1907
Дата смерти 3.07.1941

Боевой путь

Дата призыва 1932
Боевое подразделение 207-й дальнебомбардировочный авиационный полк 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА
Завершение боевого пути Радошковичи
Принимал участие Бои на Халхин-Голе, Советско-финская война, Великая Отечественная война

Награды

Герой Советского Союза, посмертно

Герой Советского Союза, посмертно

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: