Калинин Алексей Иванович
Калинин
Алексей
Иванович
техник-лейтенант дорожной строительной службы / дорожный строитель
10.03.1914 - 6.08.1981

История солдата

Алексей Иванович был призван в РККА 5 октября 1941 г. из Саратовского автомобильно-дорожного института имени Молотова. Служил в дорожно-строительных войсках Военно-дорожного и Военно-строительного управления.

Командовал взводом — 31, 35 военно-дорожный отряд (1941-1943), ротой — 30 военно-дорожный отряд (1944). Участие на фронтах Великой Отечественной войны: Центральный фронт (январь 1942 - октябрь 1943), Брянский фронт (октябрь-декабрь 1943). 

Регион Москва
Воинское звание техник-лейтенант дорожной строительной службы
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность дорожный строитель
Место рождения город Марксштадт Саратовской области
Годы службы 1941 1955
Дата рождения 10.03.1914
Дата смерти 6.08.1981

Боевой путь

Место призыва Саратовский автодорожный институт
Дата призыва 5.10.1941
Боевое подразделение 31, 35 военно-дорожный отряд Военно-дорожного управления; 30 военно-дорожный отряд 34 Военно-строительного управления

Воспоминания

Дедушка умер, когда я была маленькой, и я мало что о нем знаю, только по архивным документам.
Когда началась война, Алексей Иванович был студентом дорожно-строительного факультета Саратовского автомобильно-дорожного института имени Молотова. Из-за острой нехватки в инженерно-строительных частях младших командиров в РККА призывались специалисты-строители, не успевшие завершить обучение. Мне известно, что в 1941 году часть, в которой служил дедушка, строила оборонительные сооружения на окраине села Камышевка Задонского района Орловской (сейчас — Липецкой) области, где он и познакомился со своей будущей женой, моей бабушкой. 28 ноября 1941 года они расписались в г. Задонске.
Алексей Иванович служил младшим техником, техником-лейтенантом в дорожно-строительном отряде 34 Военно-строительного управления, которое во время войны занималось строительством не только дорог, но и защитных оборонительных сооружений.
После окончания войны Алексей Иванович продолжал военную службу.

Художник

У моего дедушки среди других увлечений (шахматы, футбол, охота) было одно, которому он посвящал значительную часть своего свободного времени. Алексей Иванович копировал понравившиеся ему репродукции картин на большой холст, масляными красками. Помню его мольберт и банку со множеством кистей... Одна из самых крупных его работ — копия картины Поленова "Золотая осень" (размер полотна превышает 1,2 х 0,7 м). Больше всего дедушке удавались пейзажи, он удивительно точно прописывал мельчайшие детали. Как копиист он достиг мастерства! Наверное, так дедушка осуществил свою мечту стать художником. Думаю, он хотел серьезно учиться изобразительному искусству (среди его книг я нашла учебник по пластической анатомии для художественных училищ). Однако трудная жизнь военного строителя и необходимость обеспечивать семью с тремя детьми делала это невозможным.
Он всю жизнь строил дороги, по которым, я надеюсь, и сейчас продолжают ездить люди. А оставил после себя картины...

Алексей Иванович родился в 1914 г. в селе Екатериненштадт Екатериненштадской волости Николаевского уезда Самарской губернии (в наши дни — г. Маркс Саратовской области) в крестьянской семье. В 1921 г. семья Алексея перебралась в г. Саратов.
В 1932 г. Алексей Иванович переехал в Москву и поступил на второй курс рабфака (Московский комбинат связи им. Подбельского, объединявший техникум связи и инженерно-техническую академию), который закончил в 1934 г. 1935 г. — возвращение в Саратов и обучение на подготовительных курсах при Саратовском автодорожном институте (САДИ) им. Молотова.
С 1936 по 1941 г. Алексей Иванович учился в САДИ на дорожно-строительном факультете. 5 октября 1941 г. был призван на фронт.
Войну прошел в звании техника-лейтенанта военно-дорожного отряда (вдо) Главного дорожного управления и Военно-дорожного управления, командовал взводом (1943 г.), ротой (1944 г.).
После окончания войны Алексей Иванович продолжал военную службу.
1947 г. — присвоение звания "старший техник-лейтенант".
После окончания в 1950 г. Курсов усовершенствования офицерского состава (КУОС) Алексею Ивановичу было присвоено звание "инженер-капитан", он продолжил службу в строительных войсках на сооружении Волго-Донского судоходного канала (1952) в качестве сначала инженера центральной лаборатории бетона (ЦЛБ), затем начальника отделения гидроизоляции ЦЛБ.
1953–1955 гг. — служба в дорожно-строительных батальонах (352, 347) 7 Дорожно-строительной дивизии.

Награды

За победу над Германией

За победу над Германией

ХХХ лет Советской армии и флота

ХХХ лет Советской армии и флота

За боевые заслуги

За боевые заслуги

Ветеран труда

Ветеран труда

Бронзовая медаль ВДНХ СССР. 1962 г.

Бронзовая медаль ВДНХ СССР. 1962 г.

Документы

Фрагмент учетно-послужной карточки офицера (ЦАМО РФ)

Фрагмент учетно-послужной карточки офицера (ЦАМО РФ)

Письма

19 сентября 1943 года

19 сентября 1943 года

Добрый день, моя милая Катрина!

Вчера я был на командирской учебе в штабе отряда, виделся со многими нашими ребятами и убедился в том, что не только я один был переведен в другой отряд, но и еще  ряд товарищей также были переведены по разным подразделениям нашей части.

В связи с … < неразборчиво> … Н.К.О. у нас произошли пертурбации в личном составе и ставки уменьшились. Теперь я получаю 650 р., но с «полевыми» немного больше, но дело в том, что «полевые» уходят на разные вычеты. Тебе я высылаю по аттестату 550 р., а у меня остается 100–110 р.

Мне деньги не нужны, я проживу и без них. Но дело в том, что моя мама находится в очень трудном положении. Посылать ей по 100 р.? Я считаю эту сумму очень малой и даже стыдно. Нам нужно что-то подумать. Скоро я узнаю, может быть, мама уедет на зиму в Туркестан к старшей сестре, тогда будет все в порядке.

Пиши в письмах подробно, как у вас там идут дела.

Вчера я узнал от ребят, что наш товарищ Александр Шадрин погиб, не знаю, знает ли об этом Андрей.

До свидания. Крепко целую вас с дочкой. Всем привет.

Алексей

2 марта 1944 г.

2 марта 1944 г.

Фотографии

Июнь 1950 г. КУОС, Ростов-на-Дону, 19 группа. Алексей Иванович Калинин - третий справа

Июнь 1950 г. КУОС, Ростов-на-Дону, 19 группа. Алексей Иванович Калинин - третий справа

Контрольное полевое испытание (КУОС, 1950 г., Ростов-на-Дону)

Контрольное полевое испытание (КУОС, 1950 г., Ростов-на-Дону)

1932–1934 гг., группа студентов Комбината связи (Москва). Алексей Иванович — крайний слева во втором ряду

1932–1934 гг., группа студентов Комбината связи (Москва). Алексей Иванович — крайний слева во втором ряду

Алексей Иванович с младшим сыном Петром. Около 1960 г.

Алексей Иванович с младшим сыном Петром. Около 1960 г.

1969 г. С супругой Екатериной Яковлевной и внучкой Ириной

1969 г. С супругой Екатериной Яковлевной и внучкой Ириной

Инженер-капитан А.И. Калинин. 1952 г., Калач-на-Дону, на строительстве Волго-Донского судоходного канала

Инженер-капитан А.И. Калинин. 1952 г., Калач-на-Дону, на строительстве Волго-Донского судоходного канала

Алексей Иванович с супругой Екатериной Яковлевной и старшими детьми Галиной и Александром. Задонск, 1952.

Алексей Иванович с супругой Екатериной Яковлевной и старшими детьми Галиной и Александром. Задонск, 1952.

Копия с репродукции неизвестного художника, выполненная Алексеем Ивановичем. Начало 1960-х гг.

Копия с репродукции неизвестного художника, выполненная Алексеем Ивановичем. Начало 1960-х гг.

Алексей Иванович — рабфаковец. 1934

Алексей Иванович — рабфаковец. 1934

На месте будущего дачного участка. Домодедовский район, 1968-1969

На месте будущего дачного участка. Домодедовский район, 1968-1969

После войны

После окончания войны Алексей Иванович продолжал военную службу. 1946 г. — Управление 3-й дорожно-строительной дивизии. 1947 г. — командир роты 14 Отдельного дорожно-строительного полка. 1948 г. — пом.командира роты по тех.части 5-й дорожно-строительной дивизии ОДСК МВД СССР. 1949 г. — слушатель Курсов усовершенствования офицерского состава (КУОС) в г. Ростов-на-Дону. 1950 г. — пом.начальника производственно-технического отделения 599 отдельного батальона тяжелых дорожных машин 5-й дорожно-строительной дивизии.

1953–1955 гг. — служба в должности помощника начальника производственно-технического отделения 352, 347 дорожно-строительных батальонов 7 Дорожно-строительной дивизии.

Уволен в запас в 1955 г. После окончания военной службы работал инженером, главным инженером на строительстве дорог и мостов, в частности, в 1960-1961 гг. — автодороги Москва — Воронеж. За многолетний добросовестный труд в 1978 г. награжден медалью "Ветеран труда".

В 1962 г. награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Семья солдата

Екатерина
Калинина Екатерина Яковлевна

Снимок сделан в день регистрации брака Алексея Ивановича и Екатерины Яковлевны в г. Задонске 28 ноября 1941 г.

Галина
Калинина Галина Алексеевна

Фотография от августа 1944 года, Галочке 2 года

Екатерина
Калинина Екатерина Тимофеевна

Мама. Саратов, 1948.

Валентина
Калинина Валентина Михайловна

Валентина, младшая сестра. Саратов, 1942 г.

Однополчане

Андрей (фамилия неизвестна). Ташкент, 1944 г.

Андрей (фамилия неизвестна). Ташкент, 1944 г.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: