Кичин Николай Михайлович
Кичин
Николай
Михайлович
полковник

История солдата

Кичин Николай Михайлович 1909 -1950г.

 

Публикуется работа Черепановой Юлии .

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества города Шимановска»

Тема: «Десятый гвардейский. Вклад советской авиации в победу в Великой отечественной

войне 1941-1945 года» Подготовила:

Черепанова Юлия Эдуардовна Учащаяся 8 «А» класса
Дата рождения: 13.09.2000 Основное место учёбы: МОАУ СОШ No2

Адрес образовательного учреждения: 676306, Амурская область,
г. Шимановск, ул. Ленина Домашний адрес: 676306,Амурская область, г.Шимановск, ул. Левченко 7, кв. 11.

Тел.:89145693180

Руководитель:

Богомазова Татьяна Павловна ПДО, МОАУ ДОД ЦДТ Адрес: 676306, Амурская область, г.Шимановск , ул.Ленина , д. 33

Тел.: (41651) 2-15-05 cdt/shimanovsk@yandex.ru

Шимановск, 2015г. 

 

Имена тысяч и тысяч безвестных советских летчиков никто никогда не узнает и не вспомнит. Именно они, кое-как подготовленные, плохо обученные, почти не имевшие никакого летного опыта (не говоря уже о боевом), десятками тысяч тел накрыли и, в конце концов, погребли авиацию Германии"

(из вступления от редакции к книге: Швабедиссен В. Сталинские соколы)

Как быстро летит время. Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война и подвиги наших героев, отвоевавших свободу и независимость нашей Родины и нашего народа.

Как и многие мои сверстники, я знаю историю Великой отечественной войны не понаслышке: мои прадеды внесли большой вклад в победу над фашистами. Интерес к этой теме – естественная потребность потомков победителей. Особенно в обстановке, когда некоторые популисты пытаются пересмотреть итоги Второй мировой войны. Поэтому, считаю своей задачей внести посильный вклад в открытии неизвестных для широкой общественности фактов о конкретных людях – солдатах войны, благодаря которым мы живем. Ведь люди и их героические дела живы, пока о них помнят.

В этой исследовательской работе я хочу рассказать о командире одного авиационного полка, история которого тесно связана с г. Шимановском.

Поводом для начала работы послужила история памятника, находящегося на привокзальной площади нашего города. Оказывается, этот памятник - братская могила лётчикам, погибшим в мирное время.

Надпись на памятнике свидетельствует об именах людей, кому он воздвигнут. Среди них полковник Николай Михайлович Кичин (Приложение1).

В 1950 году, пять человек военнослужащих трагически разбились в районе села Сосновка. Известно, что все они были в составе 65356 авиационной воинской части, 292 бомбардировочного авиаполка дальней авиации, базировавшегося в Шимановске с 1948 по 1958 гг.

В ходе исследования пришлось много изучить из истории советской авиации. И я подумала, как много я и мои сверстники не знаем о вкладе 

 

советских летчиков в победу над фашистскими захватчиками. В связи с этим задачи данной работы расширились.

Цель работы: на примере истории одного авиационного полка показать вклад советской авиации в победу в великой отечественной воне 1941-1945 года.

Задачи:

- раскрыть историю возведения памятника на привокзальной площади г. Шимановск;

- изучить историю авиационного бомбардировочного полка под командованием Н.М. Кичина;

- показать вклад советской авиации в победу над фашистскими захватчиками.

Методы исследования: изучение литературы и источников, переписка, интервью, обобщение, проверка и уточнение фактов.

Использованные источники:

- интернет- сайты – Десятый гвардейский, Авиаторы второй мировой; - материалы переписки с родственниками и сослуживцами;
- документы (приказ о награждении, публикации в газете «Победа»); - фотографии из семейного архива.

Проблема: восстановить биографию Н.М. Кичина, раскрыть его роль в частности и авиации дальнего действия в целом в Победе в Великой Отечественной войне.

Предмет исследования: биография Н.М. Кичина, военная история советской авиации дальнего действия 

1.Основная часть 1.1. Кичин Николай Михайлович

Информацию о командире боевого экипажа Кичине Николае Михайловиче удалось получить благодаря его внуку Александру Фридриховичу. Выяснилось, что он вёл практически одновременно вместе с нами своё исследование. В 2014 году Александр Фридрихович обратился в районную газету «Победа» с просьбой рассказать о судьбе памятника его деду. В своем письме он поделился историей биографии Кичина Н.М. (Приложение 2). Оказывается родом Николай Михайлович из города Моршанск Тамбовской области, где родился 4 августа 1909 года. Окончив военно-воздушное училище в Монино, пройдя Финскую войну, он уже к началу Великой отечественной войны был опытным лётчиком [4] (Приложение 3).

Мы, благодаря редакции газеты «Победа», связались с Александром Фридриховичем: попросили его прислать более подробные факты из жизни его деда. В итоги в нашем распоряжении оказались ценные документ и фотографии.

В 1941-1945 гг. Николай Михайлович воевал в составе 10-го Гвардейского Сталинградского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. Прошёл всю войну. Согласно информации из наградного листа Николая Михайловича Кичина известно, что он был награждён орденом «Александра Невский», орденом Ленина, орденом «Красное знамя», медалью «За боевые заслуги» [7] (Приложение 4).

Орден «Красное Знамя» Николаю Михайловичу присвоили 9 мая 1940 года. Предполагаю, что за боевые заслуги во время Финской войны. К сожалению, более подробных биографических данных об участии в этой войне разыскать не удалось.

Остальные награды присуждены прославленному лётчику «за образцовое выполнение боевых заданий, командование на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество» в годы Великой отечественной войны [7].

Общий налёт на разных типах самолётов составил 1617 часов. В том числе и боевые операции по овладению нашими войсками городами Данциг и Кёнигсберг.

Высшее авиационное командование отметило не только боевые заслуги лётчика, но и отличные инструкторские качества, умение принимать непростые решения в сложных боевых ситуациях, будучи командиром авиационного полка, экипажа. Об этом свидетельствуют и сухие строки из наградного листа и воспоминания штурмана Алексея Николаевича Кота: «- Сегодня ночью, перед рассветом, нам приказано уничтожить вражеские эшелоны с живой силой и техникой, а также боеприпасами на станции Знаменка. Надеюсь, вы хорошо подготовились, летаете в районе Кировограда не первый раз, - обратился к нам командир полка Николай Михайлович 

Кичин. - Вам уже известно, что немцы сильно защищают станцию, и город...для уточнения метеообстановки мы выслали разведчика погоды,...желаю успехов! По коням! - скомандовал подполковник» [3].

За годы войны Кичин Н.М. совершил 29 дневных успешных боевых вылетов и 71 ночных. Это означало десятки разбомбленных гитлеровских эшелонов, танковых группировок, освобождение переправ для продвижения сухопутных советских войск, прикрытие наземных операций...

В подтверждение – формулировки из документов о награждении медалями: «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.» [8] (Приложение 5,6).

Поиски информации о Николае Михайловиче привели к изучению воспоминаний его сослуживцев. Мы нашли два издания, посвященных боевым делам и героическим подвигам экипажей 10-го Краснознаменного Сталинградско-Катовицкого гвардейского дальнебомбардировочного авиационного полка. В обоих упоминается Н.М. Кичин. Авторы, Герой Советского Союза Н. А. Гунбин и полковник А. Н. Кот (прошел боевой путь от штурмана воздушного корабля до штурмана полка), в своих книгах, описывая военные будни, кратко раскрывают умение Николая Михайловича принимать верные решения, его мастерское ведение самолёта: «...Вот и наша территория. Кичин сразу же переводит девятку на бреющий полет: «гонять гусей», как называют его некоторые. На такой высоте вражеские истребители нас не обнаружат...» [2] (Приложение 7).

Итак, биографии Кичина Н.М. неразрывно связана со славной историей 10- го Гвардейского Сталинградского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. Полагаем, что изучение истории данного военного подразделения, поможет лучше описать жизнедеятельность Николая Михайловича в годы войны.

1.2. Десятый гвардейский: история образования

Изучаемый нами авиационный полк дальнего действия внёс огромный вклад в Победу над фашистами, и чтобы память о воевавших в его составе лётчиков сохранилась надолго, их потомки организовали в сети «Интернет» сайт «Десятый гвардейский».

Мы нашли сайт. И параллельно изучая воспоминания сослуживцев Николая Кичина, узнали следующее. В 1940-м году, приказом командующего ВВС Киевского Особого Военного округа ставится задача: в сжатые сроки, 10 мая - 1 июля 1940 г. сформировать авиационный полк Дальнего Действия. Формирование закончено 27 мая на аэродроме "Скоморохи" Житомирской области [11]. Полку присваивается наименование: 93-й дальнебомбардировочный авиационный полк. Полк много раз менял своё название, но предпоследнее название у него было 

Десятый гвардейский полк, в котором воевал Кичин Николай Михайлович [4] (Приложение 7). Приказом Народного Комиссара Обороны (НКО) No 137 от 26.03.1943 г. полк преобразован в 10-й гвардейский авиационный полк Дальнего Действия [6]. Вот как описывает Алексей Николаевич Кот, присвоение звания 10 – го гвардейского полка: « 26 марта - большой праздник всех воинов нашего полка. Мы стали гвардейцами! Наш полк теперь именуется "10-й гвардейский авиационный полк АДД". Мы входим в состав 3-й гвардейской дивизии, которая еще вчера была 24-й. Это признание больших заслуг авиаторов перед Родиной...» [3].

В марте 1943 года командиром полка назначают Николая Михайловича [12]. И уже под его руководством знаменитый авиационный полк продолжает громить врага от Курска до Берлина.

1.3.Бомбардировщик – Ил-4

Чтобы лучше раскрыть всю сложность, героизм службы в авиаполку дальней авиации мы посчитали нужным рассказать немного о самолётах. На которых Кичин Н.М. и его экипажи бомбили врага. Ведь это были далеко не современные истребители. Как писал нам в своем письме Козьмин А.М. до 1948 года в Десятом гвардейском на эксплуатации были самолёты ИЛ – 4 [6] (Приложение 9). Сергей Владимирович Ильюшин приступил к разработке знаменитого торпедоносца в 1933 году. В 1935 году во время первых испытаний самолет показал выдающиеся летные данные, но он еще не был полноценной боевой машиной - на нем отсутствовало вооружение. Уже в начале 1937 года московский авиазавод No39 развернул серийный выпуск ЦКБ-30, переименованного в ДБ-3 («дальний бомбардировщик - третий»). Весной того же года самолет начал поступать в войска, а летом к его постройке подключили завод No18 в Воронеже. Весной 1938 года производство ДБ-3 началось на новом авиазаводе No126 в Комсомольске-на- Амуре. А Илюшин продолжал совершенствовать своё «детище».

После доработок к индексу машины добавили букву «Ф» и в 1940 году наладили серийный выпуск. В феврале 1942-го ДБ-3Ф снова переименовали, присвоив ему обозначение Ил-4, под которым он и вошел в историю, став самым массовым дальним бомбардировщиком советских ВВС. За годы Великой Отечественной войны были выпущены 5256 Ил-4, еще 160 экземпляров вышли из заводских цехов уже после ее окончания.

Экипажи десятого гвардейского летали, в том числе, и на самолётах, собранных на Дальнем Востоке. Вот как описывает поступление в полк новых Ил-4 Николай Александрович Гунбин, служивший некоторое время штурманом экипажа, которым командовал Н.М. Кичин: «...Новые самолеты прибыли к нам с Дальнего Востока как подарок от дальневосточной молодежи. Они были построены на средства комсомольцев Хабаровского края и Амурской области. Их получили лучшие экипажи полка — экипажи Николая Краснова, Юрия Петелина и наш...Перед летчиками, штурманами, 

стрелками, техниками — три новеньких, поблескивающих свежей краской дальних бомбардировщика с красивыми надписями на фюзеляжах: «Хабаровский комсомол», «Амурский комсомол», «Комсомол Колымы»...» [2].

Между тем к 1944 году стало ясно, что Ил-4 морально устарел. Несмотря на установку крупнокалиберного пулемета, его вооружение оставалось слабым, а навигационное и прицельное оборудование не отвечало требованиям времени. Из-за этого нередкими были промахи, а порой экипажи и вовсе не находили своих целей. Но за неимением лучшего Ил-4 продолжал активно воевать вплоть до конца войны с Германией. Апогеем их действий стал грандиозный рейд 516 самолетов 18-й воздушной армии на Кенигсберг 7 апреля 1945 года. А через три месяца на Дальнем Востоке бомбардировщики внесли свой вклад в разгром Квантунской армии Японии [11] .

1.4. Авиация дальнего действия

Для нас, современных подростков, очень трудно представить в какой опасности постоянно находились лётчики авиации дальнего действия. Громкое в годы войны и ныне почти забытое название — АДД... Это и героические, на пределе техническом и на грани самопожертвования, ночные налеты 1941-го и 1942 годов на Берлин; и мощные удары по железнодорожным узлам, резервам и переднему краю противника; и доставка важных лиц государства на переговоры; и десятки тысяч перевезенных партизан, и «спецоперации». Летчики тяжелых бомбардировщиков находились в полете по 10-12 часов в сутки. Дневные вылеты были гораздо опаснее ночных. Дальний полет всегда сложный. Для его успешного выполнения необходимы большой опыт, ночная подготовка, отличное знание радионавигации и самое главное - безграничное мужество, непоколебимая воля. Всегда длительные полеты проходили под огнем зениток, в лучах прожекторов, часто сопровождались встречами с истребителями противника [3]. Это действительно были полеты по огненным маршрутам. Экипажи, а особенно пилоты, испытывали очень большие физические и психологические нагрузки, так как отвлечение внимания всего на несколько секунд грозило потерей управления, столкновением в воздухе или срывом в штопор. Положение усугублялось тем, что на машинах, построенных в военные годы, не было автопилотов. Но уже к в 1942 году ситуация исправляется. Военные историки приводят такие цифры: «Если за первые полгода войны один сбитый самолет дальней авиации приходился на 13 самолето-вылетов, то начиная с марта 1942 г. в АДД, потерянный бомбардировщик приходится на 97 самолето-вылетов» [1].

В таких условиях и совершались боевые дела и героические подвиги экипажей 10-го Краснознаменного гвардейского дальнебомбардировочного авиационного полка, почти четыре года наносившего сокрушительные 

бомбовые и штурмовые удары по гитлеровским захватчикам, в том числе по объектам глубокого тыла фашистской Германии, включая Берлин. 29 летчиков и штурманов полка заслужили высокое звание Героя Советского Союза, а один из них этого знания удостоен дважды.

Авиационный полк дальней авиации, в котором все годы войны прослужил Николай Михайлович участвовал в боях Великой Отечественной войны 1402 календарных дня, совершил 8760 боевых вылетов с налетом 32261 час, сбросив 111985 бомб различного калибра.

314 человек личного состава погибли. В боях потерян 171 самолет [11].

2. Заключение
2.1. Десятый гвардейский: 1945-1050-х годы

Нам удалось наладить контакт с подполковником в отставке Козьминым А.М., проживавшем в городе Донецке (незадолго до начала событий на Востоке Украины А.М. Козьмин умер). В ответ на нашу просьбу, написать о годах службы в городе Шимановске, он прислал письмо с подробной историей своего полка (Приложение 10). Из письма мы узнали о том, что после окончания Второй мировой войны, полк, которым командовал полковник Кичин Николай Михайлович, базировался в Приморье, в поселке Чугуевка (штаб армии был в Хабаровске). Мы связались с администрациями Чугуевского и Хорольского муниципальных районов в надежде на сведения о годах базирования на данных территориях авиационного полка. К сожалению, представители районов не располагают такой информацией.

Осенью 1947 года полк был перебазирован в город Шимановск.

Бомбардировочный полк стоял на месте уже канувшего в лету аэродрома. По воспоминаниям лётчика И.Ф. Петрова, опубликованным в газете «Победа», нам известно о том, как разместился личный состав полка на новом месте. Жили лётчики в землянках, самолёты стояли в капонирах. Для офицерского состава было построено двухэтажное общежитие, некоторые офицеры были расквартированы по домам.

Как писал Александр Михайлович, В 1948 году после эксплуатации Ил -4, полку прислали два новых типа самолёта: ТУ – 4 и американский бомбардировщик Б – 25 (схожий по строению) (Приложение 11). Американский средний бомбардировщик был «переходным» до управления 4-х моторным стратегическим самолётом ТУ-4. Испытывая его, и погибли пять членов экипажа, в 1950 году...

2.2. Последний полёт

Итак, часть жила своей обычной жизнью. Как видно из фотографий, которые предоставила супруга Д.И. Усикова, в этой жизни было время и для развлечения: лётчики находили время для игры в шахматы, волейбол и 

футбол [13] (Приложение 12). Но события 15 декабря 1950 года нарушили привычный порядок жизни солдат. На этот день была запланирована проверка нового самолёта Б – 25, под командованием Кичина Николая Михайловича (Приложение 13). В тот день вместе с полковником Кичиным летели: правый лётчик, заместитель командира экипажа Финевич, радист – старшина Сидоров Л.Н., воздушный стрелок старший сержант Жиганов А.М и штурман полка гвардии майор Кибис С.Т. Полёт должен был состояться в районе заброшенной ныне деревне Сосновка. По воспоминаниям жены лётчика, Дмитрия Усикова, экипаж должен был лететь в Мазановский район на американском бомбардировщике Б – 25 [5]. Однако вовремя взлёта произошло неожиданное: самолёт не смог набрать нужной высоты, в результате чего произошла катастрофа. Самолёт начал падать вниз, срубая верхушки деревьев и вскоре рухнул, на землю. Раздался оглушительный взрыв, который слышали жители Шимановска. А.М. Козьмин писал, что он лично был очевидцем этой трагедии [6].

Хоронил погибших весь Шимановск. Личный состав и командование части обратились к райкому партии с просьбой с почетом похоронить лётчиков в черте города. Похоронили их на привокзальной площади, а на месте захоронения поставили памятник. Фотографии этого печального и значимого исторического события нам, уже накануне конференции, любезно предоставил внук Николая Михайловича (Приложение 14).

... Николай Алексеевич Кот, в заключении своей книги «Отечества крылатые сыны. Записки штурмана» затронул послевоенные судьбы многих лётчиков, для которых Десятый гвардейский стал родным. По каким-то причинам ничего не говорится о гибели Кичина Н.М.. Возможно, Дальний Восток слишком далёк от центра России и в те года было сложно «достать» информацию. Тем более, что трагедии, связанные с испытанием военной техники долгое время были засекречены...

Считаем, что судьба Николая Михайловича, его боевые заслуги перед Родиной должны стать достоянием широкой общественности и быть примером мужества для нас. В этой связи материалы данной работы мы предоставим в краеведческий музей г. Шимановск.

Выражаем признательность внуку Николая Михайловича Кичина, Александру Фридриховичу за предоставленные материалы, ценные для исторической памяти.

...Маленький памятник в маленьком городе... А за ним большая на подвиги, героизм история «крылатых сынов отечества»...

Светлая память экипажу, под командованием Николая Михайловича Кичина: командир полка полковник Николай Михайлович Кичин, правый лётчик заместитель командира эскадрильи капитан Финевич, радист- старшина Сидоров Леонид Николаевич, воздушный стрелок старший сержант Жиганов Александр Михайлович, штурман полка гвардии майор Кибис Сергей Тарасович. 

Регион Москва
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Москва

Награды

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: