Панченко Вячеслав Дмитриевич
Панченко
Вячеслав
Дмитриевич

История солдата

            Вячеслав Дмитриевич Панченко родился в семье паровозного машиниста Дмитрия Григорьевича Панченко и Марии Васильевны, урожденной Мозговой [1]. Она была необыкновенно доброй женщиной, домохозяйкой. Жили они на станции Долгинцево Екатерининской железной дороги близь г. Кривой Рог на Украине. Семья была большая − два старших брата Георгий и Иван от брака отца с первой женой тоже Марией, а также родной старший брат Виктор. Отец имел большой дом и сад, саженцы для которого привозил отовсюду, где только ему приходилось побывать. Он разводил пчел, был великолепным садоводом. После революции он едва не попал под раскулачивание, но спасла профессия, железнодорожников было мало, поезда водить было почти некому. Однако Дмитрий Григорьевич водил не только поезда, но и «ездил на броневиках машинистом». Поэтому, во время прихода белогвардейцев, ему приходилось уходить с «красными». Причиной этих уходов было и то, что два его старших сына были в Красной армии, и в 1920 г. один из них − Иван был убит на гражданской войне. Дмитрий Григорьевич был автором рационализаторских предложений, за что награждался денежной премией.

            Самый младший брат − Вячеслав с 1928 г. был комсомольцем, проходил действительную военную службу в РККА, затем жил с отцом. До войны он работал начальником паровозного депо на Приднепровской железной дороге, а после ее захвата немцами он стал паровозным машинистом на дорогах Донбасса. В октябре 1941 г. он добровольно попросил направить его в Севастополь паровозным машинистом. В июне 1942 г., когда все паровозы были разбиты, он стал автоматчиком в морской пехоте, неоднократно участвуя в боях в районе Сухарной балки [2] и в других местах в окрестности Севастополя. Такова была судьба многих машинистов. «Оставшись без машин, паровозники, вооруженные винтовками и автоматами, влились в ряды бойцов и до последнего дня защищали родной Севастополь», – писал в своих воспоминаниях другой участник обороны А.В. Немков [3].

            Двадцатого июня 1942 г. Виктор Дмитриевич – брат Вячеслава получил от него последнее письмо из осажденного Севастополя. В таких письмах Вячеслав Дмитриевич писал: «...Фашистский зверь рвется к городу, забрасывает защитников Севастополя тысячами бомб и снарядов. Вот уже три дня как на Севастополь ежедневно совершается более двух тысяч самолето-вылетов. После первого июня фашистские самолеты занимаются хулиганством. Они сбрасывают на Севастополь не только бомбы, но и целые трактора, горящие бочки, куски рельс и стальные листы с сотнями отверстий, которые при падении кувыркаясь, издают противный вой. Это, очевидно, в расчете на слабонервных. Но это ему не поможет. Мы выстоим!» [4] Вячеслав Дмитриевич попал в плен, как и большинство защитников Севастополя, после того как город был оставлен высшим командованием Севастопольского оборонительного района [5].

            После освобождения нашими Вячеслав Дмитриевич служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В послевоенное время он жил сначала в г. Кривой Рог, а с 1954 г перебрался в г. Днепропетровск, продолжая работать железнодорожником. Имел жену Веру и дочь. Приведенная фотография сделана в октябре 1945 г. в г. Омске. Источник информации: https://cloud.mail.ru/public/6H1C/UXRyzjoCQ

 

[1] Здесь и далее использованы устные воспоминания родственников В.Д. Панченко.

[2] 26 июня 1942 г. стал последним днем обороны Сухарной балки. (См. «Воспоминания военкома арсенала и гарнизона Сухарной балки Вилора А.М.», взятые из семейного архива, расположенного на сайте: http://www.sevastopol.ws/Forums/?file=viewtopic&t=2433.)

[3] Из воспоминаний А.Е. Немкова «Железнодорожники в обороне Крыма 1941 – 1942 годов». АГС. Ф. Р-434. Оп. 2. Д. 41. Л. 37 – 42. Подлинник. Машинопись. Цитируется по книге: «Севастополь. 1941 – 1945 гг.: сборник архивных документов» / сост. Н.Ф. Задорожная, М.Г. Соловьева. – Симферополь : ООО «Фирма «Салта» ЛТД», 2020. стр. 266.

[4] Цитируется по стр. 133 б рукописи книги Панченко Виктор Дмитриевич. «Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны» / В.Д. Панченко; – Ответственные редакторы: А.П. Александров, В.Р. Регель. Научно-популярное издание. (Академия наук СССР. Серия «История науки и техники».) — М.: Наука: 1990. ‑ 192 с.

[5] 1 июля 1942 года в 1 ч. 30 мин. командующий Севастопольским оборонительным районом и флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, член Военного совета флота дивизионный комиссар Н.М. Кулаков, бригадный комиссар М.Г. Кузнецов, генерал А.П. Ермилов улетели на самолете СП-84 в Краснодар. В 2 ч. 59 мин. подводная лодка Щ-209 с 88 человеками на борту взяла курс на Новоросскийск. Среди эвакуированных на ней были - командующий Приморской армией И.Е.Петров, генерал‑майор береговой службы П.А. Моргунов и другие. И.Е. Петров пытался застрелиться из табельного оружия, когда его вынудили эвакуироваться со штабом, оставив армию в Севастополе. Офицеры его обезоружили и доложили о случившемся. В ночь на 2 июля 1942 г. предпринимались попытки спасения защитников Севастополя у берега 35 батареи (cм., например, «"…Наши части держались на последнем дыхании". Воспоминания командира крейсера "Червона Украина" капитана 2‑го ранга И.А. Зарубы». Отечественные архивы. № 5. 2016. Сайт: https://rusarchives.ru/publikacii/otechestvennye-arhivy/2345/nashi-chasti-derzhalis-na-poslednem-dyhanii-vospominaniya-komandira-kreysera-chervona-ukraina-kapitana-2-go-ranga-ia-zaruby). Уже 3 июля 1942 г. сопротивление защитников Севастополя было, практически, сломлено, и шел массовый захват защитников в плен. К 4 июля 1942 г. также было сломлено организованное сопротивление на мысе Херсонес, а к 10 июля 1942 г. ликвидированы его последние очаги. См., например, блог писателя В.Б. Воскобойникова (сайт: https://voskoboinikov.blogspot.com/2012/02/1942.html?m=1).

Регион Москва
Населенный пункт: Москва

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: