Рассолов Василий Павлович
Рассолов
Василий
Павлович
Сержант

История солдата

Мой прадедушка - Рассолов Василий Павлович, родился в 1907 году в Москве. Будучи совсем маленьким, пережил революцию, да и не только ее. Семья, в которой он родился и вырос, всегда жила бедно, работали днем и ночью, чтобы прокормить детей... А детишек было много - четверо душ, Васенька был младшим.

Но время шло, менялась страна, прадедушка вырос, возмужал. Красивый, статный, всегда веселый и неунывающий парень, нравился всем девчонкам в округе. Но в жены выбрал мою пробабушку Клавдию Ивановну - девушку серьезную и рассудительную, будто предчувствовал беду, будто наперед знал, что только такой ответственный человек, как она, сможет взвалить на себя все тяготы вдовы солдата...

Василий Павлович очень любил технику, это и предопределило будущую профессию - водитель. Казалось бы, шофер, что особенного? Наверное ничего, каждый талантлив в своей области, но у прадедушки был настоящий талант - собрать/разобрать мотор мог с закрытыми глазами, интуитивно чувствовал, какой ремонт и уход машине нужен. Вот и у коллег за это в почете всегда был, уважали его безмерно, еще бы! Парню едва 26 исполнилось, а он уже водитель экстра-класса, водитель-ас!

В 1933 году родилась моя бабушка Вера, или Верушка, как ее называл Василий Павлович, а спустя 5 лет, появилась на свет и вторая дочка - Зиночка... Не представляю какого это - уходить на фронт, оставляя дома молодую жену с двумя маленькими дочками. Какого это, никогда не увидеть, как твои дети растут, идут в школу, поступают в институт, выходят замуж... Знаю только, что прадедушка уходил на фронт продолжая улыбаться! "Прорвемся, Клава! Должны прорваться! Как же иначе то?!", - настойчиво повторял Василий Павлович, крепко обнимая дочек уходя на фрот, чтобы уже никогда не вернуться...

Когда прадедушку призвали, ему было 34 года, совсем еще молодой мужчина.

Так началась история Великой Отечественной Войны в моей семье, история Ладоги, история "Дороги жизни". История, которая стала примером чести, мужества и отваги.

Регион Москва
Воинское звание Сержант
Населенный пункт: Москва

Боевой путь

Извещение явиться на всеобщую мобилизацию пришла Василию Павловичу, в первые дни войны, в конце июня 1941 года.

- Навыки какие полезные есть? Стрелять, там или еще чего? - спросили в военкомате.

- Ну... машину хорошо вожу, - немного застенчиво ответил Василий Павлович, было как то неловко себя расхваливать.

- Шофер, значит... Шофер это хорошо! В технике стало быть шуршишь! Повозишь пока боеприпасы на фронт, а там посмотрим, куда тебя определить. - отчеканил майор, отвечающий за распределение.

Но водителем-техником, прадедушка пробыл недолго, уже к сентябрю 41-го, стало известно, что фашисты берут Ленинград в кольцо, и скоро в блокаде окажутся тысячи мирных горожан. Так, в конце ноября 1941 года, Василий Павлович, зарекомендовавший себя, как водитель высочайшей категории, был направлен водителем "полуторки", перевозить продовольствие по "Дороге жизни". И хотя для блокадных ленинградцев, испуганных и истощенных голодом, это дорога и была Дорогой жизни, но для водителей, совершающих рейсы по этой трассе, это зачастую был билет в один конец... Совершая поездки днем и ночью, зачастую не спя по нескольку суток, под постоянным страхом воздушной бомбежки, а зачастую и совершенно реального воздушного обстрела, они ехали, по обанчивому льду, давая людям надежду на спасение! Ладожское озеро зимой, это не курорт в Ницце. И "полуторки" - это не современные авто с печкой и подогревом сидений. Если снаружи -30, то и в машине не намного теплее. Совершив лишь один такой рейс, некоторые шоферы сразу заболевали воспалением легких, отмораживали конечности, начинали болеть суставы рук и ног! Тем, кому повезло еще меньше, проваливались под ненадежный ладожский лед. Каждый раз, отправляясь в очередной рейс, Василий Павлович обязательно писал своей жене и дочкам письмо - понимал, что именно оно может стать последним.

Вот выдержка из одного такого письма:

"Сегодня перевозил детишек из Ленинграда. Лед подтаял и машину чуть повело. Ты знаешь, Клава, не страшно! Совсем не страшно! Страшно, что детишки могли погибнуть. Они не виноваты! Ни в чем не виноваты! И глазенки у всех такие большущие, испуганные! Плачут... Я как представил, что на их месте Верочка с Зиночкой... Как вы там, мои родный, мои нежные?"

Во времена ВОВ работу водителей на Ладожском озере приравняли к службе на фронте, поскольку очень скоро все поняли, что шоферы совершающие эти рейсы, в большинстве своем водители-смертники, единицы из них вернулись к своим семьям. А сколько их полегло там? На дне Ладоги, в братской могиле. Вот и история моего прадеда нашла пристанище недалеко от Осиновца...

К концу марта 1942 года лед на Ладоге стал более хрупким, пошел трещинами. В рейсы начали направлять только самых опытных водителей, среди них был и мой прадед - Рассолов Василий Павлович, 34 лет от роду, отец двух дочек, водитель-ас. Прадедушка перевозил продукты и медикаменты, твердо осознавая, что едет "на авось". Только и оставалось, что рассчитывать на удачу, да Божью волю. Рейс его был ночной, дорогу еле видно, а люди в блокадном городе ждут, надеются... Уже проехав больше половины пути, он попал под обстрел вражеской артиллерии. Лед не выдержал, машина и ее водитель навечно обрели покой в темных водах Ладожского озера...

Василий Павлович, дослужился до звания сержанта, и отдал свою жизнь, спасая людей в блокадном городе, каждый раз выезжая на лед, как в последний.

У моего прадедушки нет могилы, некуда возложить цветы. Поэтому я частая гостья в Санкт-Петербурге, я приезжаю к мемориалу "Разорванное кольцо", подолгу сижу на берегу Ладожского озера, и думаю о всех тех людях, которые сложили свои жизни, чтобы мы с вами могли продолжать жить. И если вы считаете, что водитель - это недостойная профессия, вспомните тех шоферов, благодаря которым выжил блокадный город...

Правнучка водителя-аса, героя войны.

 

 

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: