Ворона Павел Александрович
Ворона
Павел
Александрович
Сержант

История солдата

Ворона Павел Александрович

Место службы (в/ч): 173 сбап

Звание: сержант

Должность: стрелок-радист

К 12 октября в 173 авиаполке скоростных бомбардировщиков (сбап) 77 смешанной авиадивизии остался лишь один исправный самолет СБ-2 комсомольского экипажа в составе командира Юрия Тихомирова, штурмана Алексея Ончурова, стрелка-радиста Павла Вороны. 11 октября в ходе боевого вылета их атаковали два истребителя,  но,  сбив одного из атакующих и получив повреждение, они сумели сесть на аэродром. Ночью экипаж получил задание бомбить танки противника в районе Юхнова. Экипаж выполнил задание, но от зенитного огня противника самолет  сильно пострадал.  Внутри кабины разорался снаряд, А. Ончуров был убит осколками, пилот Ю. Тихомиров тяжело ранен, но сумел развернуть горящий самолет  над Варшавским шоссе и повести его к аэродрому вылета в районе Остафьева. Связь с экипажем прервалась после того, как П. Ворона сообщил, что самолет горит.

В 5 часов утра часовые Второй Военноавиационной школы первоначального обучения (ВАШПО) на учебном аэродроме в Чертаново услышали прерывистый гул самолета и из низко нависших туч вывалился горящий двухмоторный самолет и в крутом пике врезался в землю. К горящему самолету подъехала пожарная машина. Пламя сбили, но в кабине не было признаков жизни. Передняя часть глубоко ушла в землю. В оставшейся  на поверхности части обнаружили тела двух летчиков. Состав и имена членов экипажа установили по полетному заданию, извлеченному из планшета командира. Извлечь тело штурмана не смогли, т.к. школа была в состоянии перевода на новое место дислокации, и необходимая техника отсутствовала. Тела Ю. Тихомирова и П. Вороны отправили для захоронения. О случившемся сообщили в штаб ВВС.

Неподалеку от места падения самолета  в основном силами женщин и подростков сооружалась вторая линия обороны Москвы. В это тревожное время людям было не до обломков самолета на краю опустевшего аэродрома.

В начале 60-х гг. на территории бывшей деревни Чертаново началось жилищное строительство. 31 августа 1968 г. при прокладке электрокабеля между корпусами дома №10 по Кировоградской улице ковш экскаватора извлек кусок обшивки самолета со звездой. Из земли извлекли два авиадвигателя, искореженные винты, бортовые пулеметы. Вручную откопали остатки оснащения кабины, снаряжения летчиков, проржавевшие патроны и …  кости  скелета одного из членов экипажа. Газета «Вечерняя Москва» опубликовала репортаж о находке. После публикации в редакцию пришли свидетели трагедии, бывшие сотрудники  Второй ВАШПО. За поисковую работу взялись пионеры и комсомольцы школы №629 и Совет Ветеранов микрорайона. Они установили номер войсковой части, имена членов экипажа, разыскали и пригласили в Москву родственников погибших.

В начале 70-х годов у здания школы № 629 (Большая Юшуньская ул., 14) был открыт памятник "Защитникам московского неба". Монумент этот очень скромный - невысокая отштукатуренная кирпичная стена, напоминающая крыло самолёта, с мемориальной доской, содержащей имена погибших лётчиков. У стены стоит искорёженный воздушный винт СБ (сначала  их было два).

На месте гибели героев в Чертаново в 1970 году был установлен обелиск с именами героев. Через четверть века при активном участии районного Совета ветеранов и жителя Чертаново Северного, поэта-фронтовика Анатолия Цветкова был создан и 9 мая 1995 года открыт на месте гибели экипажа мемориал памяти - поставленное вертикально металлическое крыло самолета с красной звездой, обелиск с мемориальной доской, рассказывающей о героическом экипаже, и вторым покореженным винтом «СБ».

 

Регион Москва
Воинское звание Сержант
Населенный пункт: Москва

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: