НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Город-герой Ленинград. История в лицах.

Город-герой Ленинград. История в лицах.

Часть 1. Начало блокады.

Предисловие

Всем нам со школьной скамьи известны основные события Великой Отечественной войны. Но есть и другая история, о которой не пишут в учебниках. Это не сухая констатация исторических фактов из разряда «в блокадном Ленинграде погибло свыше 630 тысяч ленинградцев», это судьбы отдельных людей, объединенных общей трагедией, из которых и складывается настоящая, живая история. Именно ей и посвящен наш новый проект «Города-герои. История в лицах».

Блокада Ленинграда - самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества, продлившаяся почти 900 дней.

8 сентября 1941 года немецкие войска, захватив город Шлиссельбург, взяли под контроль исток Невы и блокировали город с суши. Последний путь к Ленинграду был перекрыт. Так, 77 лет назад вокруг одного из самых красивых городов мира сомкнулось смертоносное кольцо.

Танковые колонны группы армий «Север» рвались к Ленинграду. Ленинградцы незамедлительно встали на защиту родного города – рыли траншеи, окопы и противотанковые рвы, обустраивали ходы сообщений, установили систему надолбов, противотанковых ежей и баррикад, перекрывших все въезды в город.

Жители блокадного Ленинграда на строительстве оборонительных сооружений

Вольт Николаевич Суслов, литературный сотрудник и заместитель редактора журнала «Ленинские искры» в книге воспоминаний «Рассказы о Ленинграде» писал: «Когда говорят о мужестве на войне, то в первую очередь, конечно, имеют в виду воинов. Но это совсем не значит, что мирных жителей – женщин и детей, ученых и музыкантов – мужество обходит стороной. Совсем не значит… Ленинградцы доказали это»1.

В сентябре 1941 года враг находился совсем близко – немецкие артиллеристы, разместившие дальнобойные орудия на Вороньей горе, с интересом разглядывали город в бинокли, выбирая ориентиры для нанесения ударов. Ленинградцы понимали - необходимо срочно скрыть золотые купола соборов и сияющую на фоне неба Адмиралтейскую иглу.

На экстренном совещании, проведенном Советом обороны, предлагались различные способы маскировки высотных достопримечательностей – от разбора куполов и шпилей до использования аэростатов в качестве воздушного заграждения. В итоге было решено закрасить часть куполов серой краской, на некоторые здания предстояло надеть брезентовые чехлы. Адмиралтейскую иглу с целью сохранения позолоты было решено облачить в чехол из мешковины. Ответственное задание было поручено группе альпинистов из спортивного общества «Искусство».

Только как забраться на золотую иглу? Вертолетов в ту пору еще не было, а необходимо было на самом острие возле кораблика укрепить блок, пропустить через него канат и уже по нему забираться ввысь.

Сделали это с помощью воздушных шаров-попрыгунчиков. Не сразу, но все же старший лейтенант В.Г. Судаков добрался до самого кораблика и укрепил блок. И тогда к Адмиралтейской игле пришли альпинисты.

Установка чехла на шпиль, 1941 год.

В те дни ленинградцы могли видеть, как на головокружительной высоте на тоненькой доске, подвешенной на петлях к блоку, сидела женщина и сшивала маленькой портновской иглой чехол на огромной Адмиралтейской игле. Этой женщиной была дирижер-хормейстер Ольга Фирсова. Рядом с нею, сменяя друг друга, трудились делопроизводитель Александра Пригожева, осветитель студии «Ленфильм» Алоизий Земба, младший лейтенант Михаил Бобров2.

Головы альпинистов кружились от голода, тяжелый инструмент тянул вниз, но несмотря ни на что, они продолжали работать, сменяя друг друга каждые 3-4 часа. В труднейших условиях первых месяцев блокады бригада альпинистов на пронизывающем ветру, под обстрелами, покрыла краской и зачехлила более 25 объектов.Ольге Фирсовой и Михаилу Боброву посчастливилось пережить войну. Александра Пригожева и Алоизий Земба погибли от голода в 1942 году.

Летом 1941 года кипела работа и в другой части города: скульптор-реставратор Георгий Александрович Симонсон выполнял нелегкое задание – зарыть в землю знаменитые скульптуры Летнего сада.

Величественные скульптуры одна за другой скрывались в своих подземных убежищах. Землю на месте зарытых траншей притаптывали старательно, и уже весной 1942 года на их месте зеленела молодая трава. И лишь несколько человек знали точное местоположение бесценных скульптур, в их числе был и Георгий Александрович.

Укрыть все не успели - сказалась нехватка людей, морозы и надвигающийся голод.

Вольт Николаевич Суслов вспоминал: «После каждой бомбежки Георгий Александрович спешил в Летний сад. Но с каждой неделей путь от Загородного проспекта становился все длиннее. Голод давал себя знать. Таяли последние силы. В один из дней Георгий Александрович мог сделать лишь несколько шагов и опустился на лестничную ступеньку. Сил хватило только на то, чтобы доползти обратно в квартиру. Около умершего скульптора нашли листки, вырванные из общей тетради. Нетвердой рукой на них были начерчены аллеи Летнего сада, стояли крестики с цифрами… Георгий Александрович, конечно, знал, что план зарытых скульптур существует и без его листочков, но что, если он случайно потеряется, погибнет при пожаре? Ведь не вечно лежать скульптурам в земле!

Настанет день, придет Победа, и он все должен будет вернуть городу. Сохранить и вернуть! И, умирая, он чертил план Летнего сада».3

Похоронили скульптора на Пискаревском кладбище.

План сада, фото с сайта https://nlo-mir.ru

По всему Ленинграду памятники покидали свои пьедесталы, укрывались шпили и купола, замаскировались целые городские кварталы. Сорок специальных бригад художников маскировали город.

Так, связанное с историческими событиями Октябрьской революции 1917 года здание Смольного, в котором к началу блокады кроме руководящих партийных органов, располагался Военный совет фронта, было превращено… в парк.

Сделано это было при помощи сетки с нарисованными на ней деревьями, кустарниками, аттракционами и парковыми дорожками. Подходящий материал искали долго, всех собранных запасов маскировочной сетки не хватило. На помощь пришел универмаг «Дом ленинградской торговли», в который перед летним сезоном 1941 года завезли большую партию гамаков.

Маскировка Смольного.

На подготовленную основу из сетки наклеили кусочки ткани, имитирующие листву, и Смольный исчез, слившись с окружающим пейзажем. Четыре раза в год сетку перерисовывали в соответствии с сезоном, например, осенью «листва» на ней желтела, зимой сетка покрывалась слоем «снега». Авторами этой гениальной по своей простоте идеи были ленинградские архитекторы Александр Иванович Гегелло и Иосиф Александрович Вакс. Благодаря их усилиям важный стратегический объект так и не был обнаружен немецкой авиацией.

 

Продолжение следует.

1. Суслов В., «Рассказы о Ленинграде», Ленинград, изд. «Детская литература», 1988, с. 276.

2 Там же, с. 62.

3 Там же, с. 278.

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ