НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

История одного экспоната. Хозяйка санитарной сумки нашлась в летописи Полка

История одного экспоната. Хозяйка санитарной сумки нашлась в летописи Полка

«Здравствуйте, Рената. К нам обратились сотрудники Государственного исторического музея – у них хранится санитарная сумка Датуновой Л.С., чью страницу вы создали на сайте Бессмертного полка. Хотят пообщаться с вами. Можно ли передать им ваши контакты?».

Это обычная переписка волонтеров Полка с авторами историй в Летописи. С тех пор, как количество историй перевалило за 800 тысяч, сайт стал полноценным инструментом поиска и площадкой для встречи родных – потомков солдат.

Связав людей, мы не всегда узнаем, как прошло их общение, подтвердились ли родственные связи, нашлась ли информация о солдате. Но в таких случаях, как этот, хочется поделиться историей с нашими читателями.

Рената Михайловна отозвалась сразу: «Благодарю за письмо, прошу передать сотрудникам музея мою почту. Лаура Сергеевна Датунова – моя мама…».

Мы, конечно же, перечитали историю на сайте:

«…Нашу семью эвакуировали в Сталинград, который был тогда глубоким тылом. Мама, Лаура Сергеевна Датунова, врач-терапевт, сразу поступила работать в госпиталь, работала дни и ночи, поскольку поток раненых нарастал. Работала и терапевтом, и хирургом... Моя сестра Светлана, несмотря на юный возраст, бегала ей помогать как санитарка. …Потом мы попали в Саратов, где мама опять работала днями и ночами в госпитале. Приехав в Москву в 1944 году и до конца войны мама работала в госпитале в звании капитана медицинской службы».

А вскоре в блоге Исторического музея (ГИМ) появился такой текст:

«<…> Сотрудники Государственного исторического музея совместно с друзьями из Волгограда и партнерами из «Бессмертного полка» смогли найти дочь военврача, чья санитарная сумка хранится в фондах музея и была представлена в рамках выставки «Солдаты в белых халатах» летом прошлого года».

И воспоминания Ренаты Михайловны о жизни семьи в военном Сталинграде (приводим с сокращениями).

«Летом 1941 года нашу семью (папа, мама, трое детей и бабушка) эвакуировали из Москвы в Сталинград. Тогда город считался глубоким тылом. В августе 1941 года призвали в армию папу (он прослужил на Черноморском флоте до победы), мобилизовали и маму (она работала в эвакогоспитале № 2108).

…Когда наших стали прижимать к берегу Волги, эвакогоспиталь был расформирован. Мама сопровождала транспорт с ранеными на левый берег Волги.

На барже мама была с той самой сумкой. Она не расставалась с ней до конца войны, а потом эта сумка долго служила нам семейной аптечкой.

На этой барже вместе с раненными мы приехали в Саратов, где мама работала в эвакогоспитале №3934. В Саратове было холодно, голодно, очень тесно и часто бомбили. В 1944 году мы вернулись в Москву. Мама уволилась из армии в звании капитана медицинской службы в 1945 году и продолжила работу в поликлинике и «неотложке».

Маму знали, помнили и любили ее пациенты в Москве. Мы жили на Солянке, и когда я с ней шла по улице, то всегда удивлялась, что многие прохожие здоровались с ней.

Мы, дети Лауры Сергеевны, не стали медиками. Традицию продолжили ее внучки: наслушавшись бабушкиных рассказов, все трое получили медицинское образование...».

Фото на обложке: санитарная сумка из фондов Государственного исторического музея (г.Москва).

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ