НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Великая Отечественная – глазами художников

Великая Отечественная – глазами художников

У писателей, композиторов, живописцев, скульпторов – особая миссия в истории. Во многом их глазами мы, родившиеся после 1945-го, видим ту войну.

***

Картина «Фашист пролетел»– самая известная и пронзительная картина Аркадия Пластова о войне. Художник написал ее всего за пять дней.

Позже автор говорил о мотивах, побудивших его взяться за кисть: «Осень 1941-го у нас стояла тихая, златотканая, удивительно душевная. И вот что-то пришло непомерно свирепое, невыразимое по жестокости. Надо было сопротивляться. Надо было кричать, чтобы проснулись даже мертвые. Надо было это чудовище показать во всем его обличье».

Существует версия о том, что полотно «Фашист пролетел» поспособствовало открытию Второго фронта. Действительно, картина была привезена в 1943 году в советское посольство в Тегеране, где состоялась встреча лидеров антигитлеровской коалиции. Картина Пластова висела в комнатах, где работали премьер-министр Великобритании Черчилль и президент США Рузвельт, и не могла не произвести на них впечатление своим безыскусным трагизмом.

***

Сергей Герасимов работал над картиной «Мать партизана» на протяжении семи лет, начав в переломный 1943 год.

До войны его картины были посвящены, в основном, жизни сельских тружеников. Именно такая простая женщина стала центральным образом главной антивоенной картины художника. С гордо поднятой головой стоит она перед фашистом, и нет в ее позе страха – только гнев.

Как говорил сам Герасимов: «Я хотел показать в ее образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей».

***

В годы оттепели в советской литературе появляется знаменитая «лейтенантская» проза – фронтовики Юрий Бондарев, Василь Быков, Булат Окуджава показывают войну без пафоса, с близкого расстояния. Те же процессы идут и в живописи: художники обращаются к беспристрастному, порой жесткому, взгляду на действительность.

«Безымянная высота» Бориса Неменского была написана по личным воспоминаниям.

«Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться не может. Встал, всмотрелся. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате – почти полностью занесенном. Колыхались его рыжеватые волосы. Перевернул еще не вмерзший в снег труп и увидел совсем мальчишеское лицо, чем-то даже похожее на мое. Меня просто пронзило током. Мне двадцать. Ему, наверное, столько же. Фашист? Виновник выжженных сел, разрушенных городов?».

Потом эта история долго не давала покоя художнику, но только в 1960 году он решился взяться за кисть. Критики увидели в работе «чуждый пацифизм» и «абстрактный гуманизм», выставлять картину запретили.

Одним из защитников картины был фронтовик Константин Симонов. Он написал: «О чем хотел сказать нам художник? О подвиге юноши, защищавшего свою советскую землю? Да, об этом. Но, по-моему, еще и о том, что, не подвергая сомнению красоту человеческого подвига на войне, нельзя забывать, что сама по себе война — далеко не лучший способ разрешения споров между людьми… Думаю, что именно личный опыт войны потребовал от Неменского создания этой картины, далекой от пацифизма, но властно напоминающей нам о том, что новой войны не должно, не имеет права быть».

Впервые картина «Безымянная высота» широкой публике была показана лишь в 1986 году. В ходе выставки внимание художника привлек человек, который долго не уходил из опустевшего зала. Из разговора выяснилось, что он воевал в Афганистане, и эта картина отражает и его личный опыт войны. А через 10 лет в Музее Победы на Поклонной горе подобная встреча произошла с ветеранами уже Чеченской войны, и они сказали почти те же слова…

***

Полное название картины знаменитых Кукрыниксов «Конец» – «Последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии».

Куприянов, Крылов и Соколов – три основателя Кукрыниксов – мастера карикатуры, и именно в своем жанре хотели показать заслуженный конец бесноватого фюрера и его подельников.

С этой целью они подробно изучали исторические материалы ездили в послевоенный Берлин, спускались в убежище, где скрывался в свои последние дни Гитлер.

У Кукрыниксов все получилось: на картине – жалкая фигура с конвульсивными движениями и искаженной страхом физиономией без слов говорит о поражении не только конкретного исторического персонажа, но и самой фашистской идеологии.

***

Цель искусства – не только «нести красоту в мир», но и сохранять в памяти потомков те события, которые не должны быть забыты. Образы Великой Отечественной дошли до нас в рисунках, плакатах и воспоминаниях и участников и очевидцев военных действий.

Есть художники-фронтовики и в летописи Полка.

«Мой дедушка, Муратов Николай Евгеньевич, с самого начала войны работал в Ленинграде, Член Союза художников, один из основателей «Боевого карандаша», выпускал плакаты военного содержания, награжден медалью «За оборону Ленинграда».

История Каган Александры Марковны записана в Летописи очень кратко: «Рисовала плакаты на Дороге жизни под Ленинградом».

«Дедушку, Алексея Николаевича Выходцевского, знала лично, но о трудном военном времени он никогда не рассказывал. Видно, воспоминания были очень тяжелы для ранимой творческой души художника. Дедушка прошел всю войну, имел награды: «За боевые заслуги», «За взятие Праги», «За победу над Германией». Из воспоминаний моей тети, Татьяны Выходцевской: «...он всегда был художником, и военная часть его жизни – это не жизнь-война, а жизнь художника, волею судьбы попавшего в перипетии войны...».

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ