Косяченко Василий Егорович
Косяченко
Василий
Егорович
Полковник авиации / Заместитель командира полка
25.02.1907 - 10.04.1974

История солдата

Мой прадед Косяченко Василий Егорович родился в деревне Красный Хутор Курской области в семье крестьян. Его отец, Егор Михайлович, погиб в 1914 году в Первую Германскую войну, а мать, Меланья Матвеевна, была убита бандитами в 1919 году. Вася воспитывался бабушкой Прасковьей. Он рано пошел работать и не боялся никакой работы. Работал на заводе в Запорожье чернорабочим, литейщиком, слесарем, жестянщиком.

С 1929 года служил в армии в береговой обороне Балтийского Морфлота в городе Петергоф. В армии он впервые сел за штурвал самолета и понял, что это его призвание.

В 1931 году он поступил в Гатчинскую школу пилотов и успешно ее закончил. По окончании школы Василий Егорович работал в ней пилотом-инструктором.

В 1937 году его назначили командиром корабля тяжелой авиационной эскадрильи в г. Запорожье. В этом же году он женился на Манохиной Зое Никитичне (моей прабабушке).

В 1938 году у них родилась дочка (моя бабушка), которую назвали Сталиной, а через три года началась война.

Василий Егорович попал в бомбардировочный авиационный полк, под командованием подполковника Б.В. Бицкого. Группу Бицкого называли группой ночных бомбардировщиков – охотников Бицкого.

Вместе с Василием Егоровичем пошла на фронт и его жена Зоя Никитична. Она в военные годы была радисткой.

Группа Бицкого приступила к боевым действиям по отражению немецкого наступления на Москву в октябре 1941 г.

06.12.1941 г. полк Бицкого получил собственный номер стал именоваться 750-й авиационный полк дальнего действия.

Цыкин Алексей Дмитриевич в своем кратком очерке истории Дальней Авиации  - От «Ильи Муромца» до ракетоносца писал:

«В ходе контрнаступления высоких результатов добился 750-й дальнебомбардировочный полк 1-ой авиадивизии под командованием подполковника Б. В. Бицкого. Широко применялись полеты экипажей охотников. Действовали они ночью, бомбили и обстреливали колонны войск, искали на железнодорожных магистралях поезда, обстреливали и уничтожали эшелоны, устраивали «пробки» и заторы на участках железных дорог. Снайперски бомбили врага экипажи капитанов   В. Е. Косяченко, Н. Д. Авдеева, П. П. Глазкова и Е. П. Федорова. Они совершали по два вылета в ночь…»

Федоров Алексей Григорьевич в своей книге «Авиация в битве под Москвой» также упоминал о знаменитом 750-м авиационном полку и о моем прадеде:

«Отличился в обороне Москвы и 750-й дальнебомбардировочный полк, преобразованный впоследствии в 3-й гвардейский полк этой же дивизии под командованием подполковника Б. В. Бицкого. Воздушные корабли под командованием капитана В. Е. Косяченко, старших лейтенантов Н. Д. Авдеева, П. П. Глазкова и других из эскадрильи Героя Советского Союза капитана Е. П. Федорова неоднократно наносили эффективные удары по скоплениям вражеских войск в районе Можайска, Мценска. Только к концу октября полк произвел 277 самолето-вылетов при средней бомбовой нагрузке на самолет более 900 кг.

Экипажи дальних бомбардировщиков при выполнении заданий показали высокие морально-боевые качества. Часто полеты к цели выполнялись в очень сложных метеоусловиях. Бомбардировки производились порой с крайне низких высот (250-300 м), при сильном противодействии средств ПВО и стрелового оружия противника.     

В дивизии был выработан такой способ нанесения ударов по объектам противника: вылеты совершались, как правило, одиночными самолетами в темную ночь. Это давало возможность свободно маневрировать на маршруте полета и в районе цели, а также выбирать объекты для повторных атак с малых высот. Применяемый способ нанесения ударов увеличивал вероятность поражения цели…»

Василий Егорович в 1942 году назначается заместителем командира эскадрильи 3-го гвардейского авиаполка дальнего действия.

А в 1943 году – заместителем командира 890 тяжело - бомбардировочного авиационного Брянского полка.

В своей книге «Пе-8. Испытание войной» Владимир Раткин писал об операции, произведенной 890-м авиаполком, где служил мой прадед.

«В ночь на 07.02.1944 г. с целью выведения Финляндии из войны и облегчения деблокады Ленинграда, АДД подвергла Хельсинки массированной бомбардировке. Командиры кораблей 890-го авиаполка и 25-го гвардейского полка произвели сброс фугасных авиационных бомб ФАБ-5000 на расположенные в Хельсинки военные объекты. Одна бомба разорвалась в районе кабельного завода, другая - в районе железнодорожных мастерских. Боевой задачей было нанести отдельные удары небольшими группами самолетов. Операция по уничтожении. Военно-промышленных объектов в столице Финляндии – Хельсинки, проводилась в течение трех ночей. Было нанесено три массированных авиационных удара. В итоге выведены из строя многие объекты, это сподвигло Финляндию на выход из германского союза.»

Из наградных листов Косяченко Василий Егоровича:

«За период Великой Отечественной Войны Косяченко Василий Егорович совершил 162 боевых вылета, из них: 15 вылетов днем и 147 вылетов ночью. 144 вылета он совершил на самолете ИЛ-4, 8 вылетов на ПЕ-8 и 10 вылетов на самолете Б-25.

Из всех вылетов 11 он совершил в глубокий тыл врага на политические и промышленные центры противника:

В Данциг – 1 вылет 18.08.1942г.,

В Варшаву – 2 вылета 21.08.1942г. и 01.09.1942г.,

 В Берлин – 1 вылет 29.08.1942г.,

в Будапешт – 1 вылет 04.09.1942г.,

 В Кенигсберг – 1 вылет 09.09.1942г.,

в Инстербург – 1 вылет 24.10.1942г.,

в Хельсинки – 1 вылет 06.02.1944г.,

 в Констанца – 1 вылет 11.04.1944г.,

 в Лечин – 1 вылет 06.04.1945.,

в Свинемунде – 1 вылет 27.04.1945г. 

4 вылета было совершено по запасным целям:

Даугавпилс,

 Шведепиюль,

Киев и

Тарнув, вследствие плохих метеоусловий и отказа материальной части.

Боевые задания выполнялись успешно. Боевые полеты как на дальние цели, так и на ближние обеспечивались отличной связью с землей. В совершенстве владеет ночным самолетовождением в плохих метеоусловиях. Отлично знает технику пилотирования, хороший практик и знаток летного дела. Присвоено звание летчика первого класса. Благодаря богатому опыту летно-инструкторской работы сам освоил самолет Б-25 и вложил много труда в переучивание летного состава на новой материальной части и сколачивания боевых экипажей…»

За период ВОВ Василий Егорович совершил  2 415 часов налета днем и 881 час ночью. Кроме того он подготовил и ввел в строй на самолете ПЕ-8  3-х командиров и на самолете Б-25 21 летчика и командира корабля, которые успешно выполняли боевые задания.

После окончания войны в 1945 году в семье Косяченко родился сын, Борис.

В 1949 году Косяченко Василий Егорович окончил Высшую офицерскую летно-тактическую школу командиров частей  и после ее окончания служил военным летчиком-испытателем 1 класса на Авиационном заводе № 51 (впоследствии Машиностроительный завод имени П. О. Сухого). г. Куйбышев.

Однажды Василий Егорович испытывал новый самолет-бомбардировщик и когда уже он стал заходить на посадку у самолета заело шасси и посадить его было невозможно. Тогда Василий Егорович сообщил диспетчеру, что он будет сажать самолет на «пузо». Василию Егоровичу и другому пилоту, находящемуся с ним в кабине самолета был дан приказ покинуть самолет, не смотря на то, что он стоил больших денег. Никто не верил, что самолет возможно посадить без шасси и при этом остаться в живых. Но Василий Егорович убедил начальство сажать самолет на «пузо» и посадил, сохранив при этом собственные жизни и самолет. За это он был награжден вторым орденом Ленина и представлен к званию Героя Советского Союза (но к сожалению его так и не получил).

Позже, когда здоровье уже не позволяло Василию Егоровичу летать, он работал инженером на этом же заводе до самой пенсии.

23 февраля 1968 года в газете «За ударные темпы» Куйбышевского Машиностроительного завода О. Чекмарев опубликовал свой очерк о моем прадеде. В своем очерке Чекмарев писал о полученных, моим прадедом наградах:

«— Вот только   сегодня  ходил    в   военкомат, получил медали, —объясняет   Василий Егорович, — эти две к двадцатилетнему юбилею победы над фашистской Германией получил на себя и на жену. Она тоже во время войны служила в войсковой части. А это медаль к 50-летию Вооруженных Сил. У меня медалей теперь девять, да еще шесть орденов. Естественно разговор за­шел об орденах. При каких обстоятельствах и за что вы их получили?

Большая пауза. Затем не­ожиданный ответ: «Не знаю». И потом: «За работу».

Да, трудно сказать, где был тот подвиг, то проявление му­жества, за которое можно бы прямо давать орден и гово­рить: «Вот за такие-то дейст­вия награждаем».

ЭТО была действительно работа. Трудная. Ежед­невная, ночная работа лет­чика гвардейского полка, авиации дальнего действия.

Не было хлестких схваток с противником. Даже наоборот, частенько приходилось уви­ливать от прилипчивых истре­бителей врага. Зато были де­сятичасовые полеты (ночью) на Берлин, инструкторские полеты, разведка, удары по танковым колоннам, бомби­ли свои города – Киев, Харьков и другие временно окку­пированные гитлеровцами.

А иногда боевые задания были не совсем обычные. Бе­лорусские партизаны сооб­щили на Большую землю, что в их районе сосредото­чился карательный отряд СС. Чинит зверства в селах, ходит хозяином. Партизаны сооб­щили точное место базиро­вания отряда и просили по­мощи. Своими силами спра­виться с вооруженными и обученными головорезами они не могли.

И вот снова ИЛ-4 в группе с другими бомбардировщи­ками вылетел на боевое за­дание.

И как всегда давно жданное, но всегда неожиданно резкое: «Цель под нами!» Визг, грохот, земля вверх, деревья отрываются от собст­венных корней, где уж там спастись. А сверху хорошо видно, как на бегу застеги­вая штаны, эсесовцы рвутся к своим машинам. И деру из этого ада. Но разве уд­рать. Партизаны уже ждали их. И на проселочных доро­гах всех до одного вылавли­вали.

Действительно работа. А в целом эта работа и есть под­виг, за который награждали героев.

ВОТ он пожелтевший хрупкий лист «Правды» и слова Указа: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество наградить орденом Ленина,,,» И в списке фамилия Косяченко.»

Василий Егорович страдал тяжелой формой астмы и в 1973 году они вместе с Зоей Никитичной переезжают в Крым в поселок Гурзуф, чтобы поправить его здоровье. Но, к сожалению, Василий Егорович умер через год после переезда. Это было 10 апреля 1974 года. Похоронен он был Крыму в поселке Краснокаменка.

За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм Косяченко Василий Егорович был награжден: двумя Орденами Ленина, двумя орденами Красного знамени, Орденом Александра Невского, Орденом Красной звезды, Медалью за оборону Москвы, Медалью за оборону Ленинграда, Медалью за оборону Сталинграда, Медалью к Пятидесятилетию Вооруженных сил, Медалью к Двадцатилетнему юбилею победы над фашистской Германией и другими медалями (всего у прадеда было 9 медалей, но сведения сохранились лишь об этих пяти).

Мой прадед был представлен к званию Героя Советского Союза. К сожалению, он так его и не получил. Но для нас он всегда будет Героем, доблестно и бесстрашно защищавшим свою Родину, своих близких, свой народ. Он сделал свой вклад в историю авиации, воспитал не один десяток талантливых и отважных летчиков, испытал множество военных самолетов. Мы гордимся им, и всегда будем помнить.



 

Регион Нижегородская область
Воинское звание Полковник авиации
Населенный пункт: Нижний Новгород
Воинская специальность Заместитель командира полка
Место рождения деревня Красный Хутор Курской области
Годы службы 1929-1945
Дата рождения 25.02.1907
Дата смерти 10.04.1974

Боевой путь

Дата призыва 2.11.1929

Документы

other-soldiers-files/nagradnoy_list_medal_za_oboronu_moskvy.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_medal_za_oboronu_moskvy.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_medal_za_oboronu_moskvy_2.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_medal_za_oboronu_moskvy_2.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_medal_za_oboronu_stalingrada.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_medal_za_oboronu_stalingrada.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_orden_a.nevskogo_1_str.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_orden_a.nevskogo_1_str.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_orden_a.nevskogo_2_str.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_orden_a.nevskogo_2_str.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_orden_krasnogo_znameni_6.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_orden_krasnogo_znameni_6.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_orden_krasnogo_znameni_2_str.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_orden_krasnogo_znameni_2_str.jpg

other-soldiers-files/gazeta_1str.jpg

other-soldiers-files/gazeta_1str.jpg

other-soldiers-files/gazeta_2str.jpg

other-soldiers-files/gazeta_2str.jpg

other-soldiers-files/gazeta_3str.jpg

other-soldiers-files/gazeta_3str.jpg

Фотографии

После войны

В 1949 году Косяченко Василий Егорович окончил Высшую офицерскую летно-тактическую школу командиров частей  и после ее окончания служил военным летчиком-испытателем 1 класса на Авиационном заводе № 51 (впоследствии Машиностроительный завод имени П. О. Сухого). г. Куйбышев.

Однажды Василий Егорович испытывал новый самолет-бомбардировщик и когда уже он стал заходить на посадку у самолета заело шасси и посадить его было невозможно. Тогда Василий Егорович сообщил диспетчеру, что он будет сажать самолет на «пузо». Василию Егоровичу и другому пилоту, находящемуся с ним в кабине самолета был дан приказ покинуть самолет, не смотря на то, что он стоил больших денег. Никто не верил, что самолет возможно посадить без шасси и при этом остаться в живых. Но Василий Егорович убедил начальство сажать самолет на «пузо» и посадил, сохранив при этом собственные жизни и самолет. За это он был награжден вторым орденом Ленина и представлен к званию Героя Советского Союза (но к сожалению его так и не получил).

Позже, когда здоровье уже не позволяло Василию Егоровичу летать, он работал инженером на этом же заводе до самой пенсии.



 

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: