Зуев Иван Петрович
Зуев
Иван
Петрович
Авиатехник

История солдата

Зуев Иван Петрович – (1919 г. , дер. Шулындино, Марийская АССР – 15 февраля 1996г., г. Олекминск (респ.Саха, Якутия).  Участник Cоветско-финской  и Великой Отечественной войн. Кавалер орденов Трудового Красного Знамени и  Отечественной войны II степени.  Ветеран гражданской авиации, заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха   (Якутия).

Регион Республика Саха (Якутия)
Воинское звание Авиатехник
Населенный пункт: Олёкминск

Боевой путь

1939 г. – учёба в Вольской военно-технической школе, направлен в 6-ой бомбардировочный полк.

1941  - 1942 гг.  -  авиатехник 453-го бомбардировочного полка, Закавказье. Июль – август 1942 г. учёба в подмосковном Чкаловске в научно-исследовательском институте ВВС по освоению американских истребителей и бомбардировщиков. 1942 – 1945 гг. служба в составе  перегоночной дивизии по организации воздушной трассы Аляска – Сибирь для перегонки американских самолётов.  

Воспоминания

Зуев Иван Петрович ( отрывки из публикации газеты «Северная трасса», г.Якутск, 1992г.)

Начало Великой Отечественной войны застало меня, авиатехника 453-го бомбардировочного полка, в Закавказье. В составе этого полка я принял боевое крещение в кубанских степях. С аэродрома у станицы Новотитаровской наши ДБ-3 ежедневно, если позволяла погода, вылетали бомбить вражеские объекты. Мы вступили в смертельную схватку с сильным и хорошо вооружённым врагом. Самолёт, за которым я был закреплён, часто возвращался на аэродром весь изрешечённый. Однажды я насчитал на нём 104 пробоины, обнаруживались неразорвавшиеся снаряды в бензобаках. За ночь бомбовоз ремонтировали и обслуживали, чтобы к утру он был готов к вылету. Этот первый год войны – самый трудный и трагический период в бескомпромиссной борьбе с фашизмом – сопровождался множеством смертей молодых, красивых и смелых моих товарищей… К июлю 1942 года наш полк потерял половину бомбардировщиков. Таких же как я «безлошадных» лётчиков и техников направили в Москву на пункт сбора. Я попал в число инженеров и техников, которые на подмосковной станции Чкаловск в НИИ ВВС приступили к изучению американских истребителей и бомбардировщиков. После сдачи зачётов меня определили в группу, которая должна была лететь на постоянное базирование в Оймякон. Однажды, дело было в ноябре 1942 года, из нашей группы выделили четырёх авиатехников, в том числе и меня, для технического обслуживания четырёхмоторного бомбардировщика Б-24 «Либерейтор», на котором летела из Москвы в США американская правительственная делегация. После вылета с Якутского аэродрома на «Либерейторе» отказал двигатель, и бомбардировщик вернулся в Якутск. Требовалась замена двигателя – дело непростое. Поэтому мы подготовили транспортный Си-47, и наш экипаж доставил американцев на Аляску.
В середине ноября 1942 года мне довелось обслуживать в Якутском аэропорту одну из первых групп перегоняемых истребителей Р-40 «Киттихаук». Вылетев из Якутска, эти самолёты по метеоусловиям трассы сели в Олёкминске. Авиатехников там не было. А стояли уже сильные морозы. И вот лётчики вследствие неумелого пользования системой разжижения масла бензином (в отечественной авиации тогда таких систем ещё не было) вывели из строя двигатели на двух самолётах. Это происшествие побудило руководство трассы переиначить расстановку кадров. Так как личный состав инженерно-авиационной службы, предназначенный для аэропорта Олёкминск , задержался в пути, нас переориентировали из Оймякона на Олёкминск. Собирался я туда как на временное место службы, а оказалось совсем по-другому. Олёкминск стал для меня второй родиной…

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: