Черпак Владимир Федорович
Черпак
Владимир
Федорович
мл. лейтенант / штурман эскадрильи
1921 - 15.01.1943
Регион Ростовская область
Воинское звание мл. лейтенант
Населенный пункт: Орловский
Воинская специальность штурман эскадрильи
Место рождения станица Орловская Ростовской области
Годы службы 1939-1943
Дата рождения 1921
Дата смерти 15.01.1943

Боевой путь

Место призыва станица Орловская
Дата призыва 1939
Боевое подразделение 35 ббап ВолхФ
Принимал участие Оборона Лениграда

В 1939 году окончил Орловскую среднюю школу и поступил в Краснодарское военное летное училище, которое в 1941-м  окончил в звании младшего лейтенанта и остался там работать  инструктором.

С началом войны Владимир   был направлен в действующую армию.

 В августе 1941 года ставка Верховного Главнокомандования принимает решение — в ответ на налеты фашистской авиации на Москву нанести авиационные удары по Берлину. Выполнение этой задачи было поручено специальной группе, состоящей из двух эскадрилий. Общее командование осуществлял начальник морской авиации генерал-лейтенант С. Ф. Жаворонков. Налеты на Берлин планировались с аэродромов Кагул и Асте, расположенных в южной части острова Саарема (Эзель). Первый удар по Берлину был произведён в ночь с 7 на 8 августа 1941 года группой из 15 самолетов ДБ-3. Вот что сообщало об этой операции Советское информационное бюро: «В ночь с 7 на 8 августа 1941 г. группа наших самолётов произвела разведывательный полёт в Германию и сбросила некоторое количество зажигательных и фугасных бомб на военные объекты Берлина. В результате бомбёжки наблюдались пожары и взрывы» («Крылья Балтики». Статьи и воспоминания). Штурманом на одном из этих самолетов был младший лейтенант Владимир Черпак. Бомбежка Берлина в августе 1941 года, наверное, одна из самых героических страниц ранних действий авиации во время войны. Значительная часть нашего командования не верили, что на предельной дистанции ночью над морем, а затем над оккупированной территории с огромными запасами топлива, без сопровождения истребителей (истребители так далеко просто не долетали) можно долететь и вернуться. Ошибка штурмана хотя бы на десяток километров приводила к тому, что самолет падал в море, а еще надо было преодолеть вражеские ПВО. После первых бомбежек не поверили и немцы. Вся операция была крайне рискованная. В последнем налете из 15 вылетевших вернулось на базу только 2 самолета. За налеты на Берлин Черпак В.Ф. был награжден Орденом Ленина – высшей наградой Советского Союза.

Затем были бои на Ленинградском, позднее на  Волховском фронте.

В ходе операции «Искра», когда войска Ленинградского и Волховского фронтов прорывали блокаду Ленинграда. 15 января 1943 г. экипаж вылетел с аэродрома Сарожа на разведку войск противника и не вернулся на свою базу. Через несколько дней в полк возвратился лётчик В.И. Ерошенко и рассказал, что произошло в том боевом вылете. На маршруте в районе г. Шлиссельбурга самолёт «Пе-2» был перехвачен фашистскими истребителями, атакован и подожжен. Самолет сделался неуправляемым. Штурман В.Ф. Черпак и  стрелок-радист Д.Г. Савин погибли от вражеских снарядов. Летчик Ерошенко покинул горящий самолет на парашюте. Приземлился на территории, занятой врагом, но ему удалось, минуя фашистские кордоны, благополучно перейти линию фронта. Самолет с убитыми членами экипажа упал в районе деревни Марьино, что в шести километрах от г. Шлиссельбурга.

Через три дня, 18 января 1943 года, войска двух наших
 фронтов соединились в районе рабочих поселков № 1 и № 5, полностью освободив от фашистов местность от южного берега Ладожского озера до поселка Синявино. Экипаж был похоронен воинами наземных частей или строителями железной дорога Поляны — Шлиссельбург.  В представлении, подписанном командиром авиаполка майором И.С. Ветохиным в день гибели В.Ф. Черпака, указывается: «Очень скромный, отличный воин. Храбро и бесстрашно ведет себя в бою. Произвел 152 боевых вылета. Выполняет любые задания в сложных метеоусловиях и на всех высотах. Сделал 81 боевой вылет на разведку войск противника со всеми видами визуального наблюдения и фотографирования. Проявляет много хитрости в бою, оказывает поддержку товарищам в воздухе. 12 марта 1942 года, возвращаясь вечером с боевого задания, отбиваясь от истребителей противника, попал в плохие метеоусловия, экипаж застала ночь, но В.Ф. Черпак не растерялся и привел самолет на свой аэродром. 29 марта 1942 года, во время разведки в тылу противника одиночным самолетом был атакован двумя истребителями противника. С первых атак был ранен стрелок-радист тов. В.Ф. Черпак хладнокровно отражал атаки фашистов своим пулеметом и заставил их остаться на поле боя. 16 октября 1942 года, во время фотографирования войск противника самолет был атакован четырьмя истребителями. В.Ф. Черпак один отразил все атаки, умело, чередуя огонь с маневрами.

При полетах на разведку имел более 10 встреч с истребителями противника и всегда умело отражал их атаки, лично сбил три самолета.

Имеет на своем счету уничтоженными до 10 танков, 50 авто-
 машин с грузом, 3 склада с боеприпасами и много другой техники
 и огневых точек противника.       В каждый боевой вылет берет листовки, сбросил в тылу врага 1600 тысяч листовок, за что получил от командования фронтом памятный подарок — часы. За отличное выполнение боевых заданий имеет с начала войны 11 благодарностей от командования фронтом, дивизии и полка. Награжден Орденом Ленина. В дни борьбы за освобождение города Ленинграда В.Ф. Черпак снова показал образцы мужества и умелого выполнения боевых заданий командования. С 13 по 15 января 1943 года при исключительно плохих метеоусловиях, сильном противодействии зенитной артиллерии и истребителей противника Черпак отлично выполнил боевое задание, доставив командованию ценные данные о противнике».

В годы войны летчики-штурманы бомбардировочной авиации становились Героями Советского Союза крайне редко, т.к. они обычно непосредственно не участвовали в воздушном бою и не сбивали самолетов противника. Награды они получали за большое количество вылетов (более 150), особенно в сложных условиях  (в дождь, ночью), но самыми опасными, безусловно, являлись вылеты на разведку (особенно фоторазведку).

Обычно на задания бомбардировщики шли одни (без прикрытия истребителя), на предельно низких высотах, на хорошо охраняемые объекты (на железнодорожные станции, посты, укрепления района). Для хорошего качества снимков приходилось делать не один, а несколько заходов на цель без бомбометания (т.е. без возможности подавить зенитки противника). А после фотографирования необходимо было уйти от истребителей противника. Владимир Черпак сделал 81 вылет на разведку.

За свой последний бой Черпак В.Ф. был награжден Орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

Выдержка из Статуса Ордена Отечественной войны I степени от 30 мая 1942 года награждается:

кто лично уничтожил 2 тяжелых (средних) или 3 легких танка противника (у Черпака – 10 танков);

кто лично сбил (летчик-истребитель) 3 самолета противника (Черпак лично сбил 3 самолета, но он не летчик-истребитель, он – штурман и у него задача совсем другая);

 кто совершил 25 успешных боевых вылетов (для летчиков-штурманов).

Черпак совершил 152 боевых вылета (к началу 1943 года крайне мало летчиков совершило столько вылетов, потому что в 1942 году, по статистике, летчик-штурмовик погибал на седьмом вылете, а летчики пикирующих бомбардировщиков погибали чаще).

К концу войны летчикам бомбардировочной авиации стали присваивать звание Героя Советского Союза, но только тем, кто совершил 150 боевых вылетов и вернулся живым. Владимир Черпак погиб в бою, над вражеской территорией, место его захоронения долго не было известно, он считался пропавшим без вести, вероятно, потому он так и не стал Героем Советского Союза. 

Награды

Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, медаль "За оборону Ленинграда"

Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, медаль "За оборону Ленинграда"

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: