СОЛЯНИК Владимир Федорович
СОЛЯНИК
Владимир
Федорович
Гвардии майор Герой Советского Союза / командир эскадрильи дальнебомбардировочного авиационного полка
13.06.1915 - 1993

История солдата

Владимир Фёдорович Соляник родился в крестьянской семье в селе Развильное Песчанокопского района. Рано лишился отца - Фёдор Мартынович погиб в гражданскую войну в отряде красных партизан. У Володи были две сестрички - Груня и Мария. Мама - Анастасия Максимовна - работала в колхозе. В 1924 году Володя поступил в начальную Развиленскую школу, которую окончил в 1928 году. На следующий год поступил в Школу Крестьянской Молодёжи, в которой наряду с общим образованием давали основы агрономических знаний и было производственное обучение на базе сельскохозяйственного производства. В 1932 году Владимир поступает на вечернее отделение рабфака Ростовского института сельхозмашиностроения. Параллельно работает на Ростсельмаше. В 1935 году по комсомольской путёвке поступил в Сталинградское военное лётное училище имени Краснознамённого Сталинградского пролетариата, которое успешно окончил в 1938 году, получив первое офицерское звание "лейтенант" и специальность "военный лётчик". По распределению был направлен в Хабаровск в Авиацию Дальнего Действия. Здесь Владимир Соляник знакомится с любовью всей своей жизни - Екатериной, с которой в 1940 году и оформляет свои отношения. Уже в феврале 1941 года у них рождается сын Юрий. А после войны - в 1947 году - в семье Соляников пополнение - родилась дочь Лариса.

Регион Российская Федерация
Воинское звание Гвардии майор Герой Советского Союза
Населенный пункт: Россия
Воинская специальность командир эскадрильи дальнебомбардировочного авиационного полка
Место рождения с.Развильное Песчанокопского района Ростовской области
Годы службы 1942 - 1957
Дата рождения 13.06.1915
Дата смерти 1993

Боевой путь

Место призыва Сталинградская военно-авиационная школа лётчиков.
Дата призыва 1935
Госпитали Ни разу не был ранен.

На фронтах Великой Отечественной войны - с мая 1942 года. В мае-сентябре старший лейтенант Владимир Соляник, переведённый с Дальнего Востока в состав 840-го дальнебомбардировочного авиаполка и ставший в нём командиром звена, большинство своих боевых вылетов совершил на бомбардировку гитлеровских войск, осаждавших Ленинград. Бомбил цели в Пскове, Луге, Нарве, на Карельском перешейке. Затем 840-й полк перебазировался в Сталинград. Начались боевые вылеты на бомбардировку вражеских объектов в районе Котельниково, Тормосина, Морозовска, Миллерово, Элисты, Ростова-на-Дону. В конце 1942 года капитан Соляник с самолёта ДБ-3 пересел на Ил-4. В 1943 году совершались боевые вылеты по вражеским объектам в Ростов-на-Дону, Донбасс, Крым, Мелитополь, Орёл, Курск, другие цели. Полк стал 20-м гвардейским. С 4 июня 1943 года - Владимир Соляник - командир эскадрильи и заместитель командира 20-о гвардейского бомбардировочного полк. Воевал в частях Авиации Дальнего Действия и в составе 18-й воздушной армии. К этому времени экипаж Ил-4 стал неизменным: командир - гвардии майор (с июля 1943 года) Соляник, заместитель штурмана авиаполка гвардии капитан Грошев, штурман авиаполка гвардии майор Доморацкий, стрелок-радист гвардии старшина Павленко, стрелок - гвардии старший сержант Маценов. Очень много ночных полётов экипажу пришлось совершить на бомбардировку гитлеровских объектов в Крыму, за что впоследствии 20-й гвардейский дальнебомбардировочный авиаполк получил почётное наименование "Севастопольский".

Владимир Соляник летал на самолётах У-2, Р-5, ДБ-3, но большинство вылетов совершил на Ил-4.

Успешно выполнил 16 боевых вылетов на особо дальние цели. В 1944 году: 26 февраля - Хельсинки, 11 апреля - Констанца (Румыния), 11 мая - Люблин (Польша), 5 и 6 июня - Яссы (Румыния), 23 августа - Тильзит (Калининградская область), 14 сентября и 26 октября - Будапешт, 15 и 20 сентября - Дебрецен (Венгрия), 7 октября - Бреслау (Польша). В 1945 году: 15 января - Лодзь (Польша), 20 февраля - Штеттин (Польша), 9 марта - Кённингсберг (Калининград), 20 марта - Данциг (Польша), 20 апреля - Берлин.

16 апреля 1945 года, в день Берлинской операции, экипаж Соляника выполнял боевой полёт на бомбардировку переднего края гитлеровской обороны в районе города Франкфурт. В этот день немецкие бомбардировщики также вылетели на бомбёжку наших позиций. В небе, ещё над нашими войсками произошла встреча, причём на самолёт Соляника немецкий бомбардировщик шёл прямо в лоб на встречном курсе. На угрожающе близком расстоянии Командир Соляник проявил истинное хладнокровие и мастерство, умело отклонившись и избежав столкновения, а стрелку удалось всадить в бензобаки "юнкерса" пару очередей, от чего тот загорелся и взорвался в воздухе на своих же бомбах. В это время Соляник заметил посыпавшиеся сверху бомбы - это другой немецкий бомбардировщик хаотично избавлялся от боезапаса, чтобы скорее убраться. Бомбы сыпались прямо перед кабиной. Командиру опять пришлось круто маневрировать, уходя от столкновений с вражескими авиабомбами. Тут подоспели наши истребители и вплотную занялись немецкими самолётами, а экипаж гвардии майора Соляника спокойно отработал поставленную боевую задачу.

20 апреля 1945 года Владимир Соляник совершал один из завершающих своих боевых вылетов за период войны. Цель была вожделенная - Берлин. Но после отрыва от земли у самолёта не убрались со взлётного угла щитки (должны убираться после достижения скорости 160-200 км/ч). Командир и экипаж приняли решение продложить полёт. В 10-ти балльной облачности многие экипажи не нашли цель и возвратились на базу. Соляник решил отбомбиться из-под облаков. Мастерски пилотируя обледеневший самолёт с неубравшимися щитками  исключительно по приборам, он точно выел на цель и выполнил задание.

К маю 1945 года совершил 212 боевых вылетов, из них 207 - ночью. Общий налёт - 1651 час , из них 776 - днём, 876 - ночью. Как заместитель командира пола совершил 39 боевых вылетов на контроль, 22 - на освещение цели, 16 - на разведку погоды. Летал в любых метеоусловиях. Занимался подготовкой и вводом в строй молодых лётчиков. Всего им подготовлено 15 пилотов - асов.

«Мы выдержали свой трудный экзамен на мастерство и мужество у самого беспощадного экзаменатора – войны. И шли в последний бой за то, чтобы никто и никогда в мире не воевал…»

В.Ф. Соляник

Воспоминания

Алексей Николаевич Кот

"Отечества крылатые сыны".
Записки штурмана:
Фронт уходил все дальше и дальше на запад. Во многих местах он пересек государственную границу СССР. Красная Армия вела бои на территории Восточной Пруссии, Польши, Румынии.
Было решено перелететь ближе к фронту. 5 сентября 20-й Севастопольский полк перелетал в Луцк, а 10-й Сталинградский — на аэродром Шепетин, вблизи города Кременец.
Готовясь к перелету, я думал о том, что в этом городе произошли важные события в моей жизни: мне присвоено звание «штурман АДД первого [241] класса». Здесь я был удостоен высокой награды — стал Героем Советского Союза, и здесь родилась дочка Галинка...
Утром 5 сентября мы вылетали с аэродрома. За штурвалом Владимир Федорович Соляник, назначенный заместителем командира полка. Невысокого роста, широкоплечий, с чуть смеющимися глазами, с приятной улыбкой, майор Соляник понравился при первом же знакомстве. Первоклассный летчик, отважный воин, волевой командир, большой души человек.
С майором лечу я не впервые. Однажды, когда заболел штурман 2-й эскадрильи капитан Г. А. Лущенко, я летал с Соляником на боевое задание и уже тогда проникся большим уважением к этому мужественному человеку, владевшему в совершенстве летным делом. Уже не раз я отмечал, что мне все-таки везет на хороших летчиков-командиров: [242] Евдокимов, Алин, Подоба, Соляник... А это очень важно для успеха боевой работы.
В авиации бывает, что встречаешь летчика, который, кажется, всеми качествами блещет, а в командиры — не годится. Чего-то в нем не хватает. А вот Соляник — и летчик искусный, и командир толковый. Удачное сочетание!
Делаем прощальный круг и берем курс на запад. Через полтора часа полета показался Луцк, сравнительно мало разрушенный, с белыми крышами домов.
На новом аэродроме сразу же возобновилась боевая работа. До конца месяца мы принимали участие в налетах на вражеские объекты в городах Сату-Маре, Дебрецен, Будапешт.
Наши войска, преодолевая упорное сопротивление врага, вышли к границе Венгрии, оставшейся единственным сателлитом фашистской Германии. Гитлеровское командование предпринимало огромные усилия, чтобы сохранить своего последнего союзника. Немцы нуждались в помощи венгерской армии, им нужны были материальные ресурсы этой страны.
15 сентября мы получили задачу нанести удар по Дебрецену — важному железнодорожному узлу Венгрии, к которому протянулись шесть магистралей. Через узел непрерывным потоком шли военные грузы на фронт. В городе размещались резервные воинские части, склады с военным имуществом, боеприпасами, горючим. Необходимо было вывести из строя этот узел коммуникаций противника и этим самым помочь наступающим советским войскам.
Эту задачу мы выполнили весьма успешно. Возвращаясь домой, мы еще долго наблюдали пожары и взрывы в районе узла и в городе. [243]
Наблюдением и фотографированием цели было установлено, что от наших бомб сгорело три эшелона, склад боеприпасов и горючего.
...В Севастопольском полку — радостный праздник. Летчику Семену Левчуку и штурману Борису Шестернину присвоено звание Героя Советского Союза. Мы поздравили молодых способных воинов, отлично выполнявших боевые задания, пожелали им новых успехов. Это событие, казалось, больше всех обрадовало подполковника С. А. Гельбака. Еще бы! Оно позволило ему лишний раз подчеркнуть: «Герои выросли в моем полку. Это я их вырастил и воспитал». Что ж, на сей раз его можно было понять.
Командир экипажа Семен Левчук и штурман Борис Шестернин прибыли в 20-й полк из училища. Оба молоды, боевого опыта, конечно же, не имели. А желание участвовать в боях было огромное. Это желание да еще незаурядные способности молодых авиаторов стали решающим фактором в становлении экипажа. Командир 2-й эскадрильи Владимир Соляник и штурман этой эскадрильи Григорий Лущенко сразу же заметили Левчука и Шестернина, правильно оценили их достоинства, одним из первых среди молодежи дали «добро» для участия в боевой работе. Вскоре экипаж Левчука стал наравне с другими летать на боевые задания. Вначале на бомбардирование целей, а затем — осветителем и фотографом.
Семен Левчук, смелый и решительный в боевых вылетах, скромный и молчаливый на земле, как-то сразу пришелся по душе и командирам, и товарищам. Борис Шестернин — человек разносторонних интересов, приятный собеседник. Он не только в совершенстве владел своим штурманским делом, но увлекался литературой, искусством, любил технику.
* * *
20 февраля нам предстояло разведать погоду на большом маршруте от Луцка до Штеттина. Летим без бомб, на всякий случай взяли запасные ленты патронов. Высота полета — 600 метров. Над головой проплывали редкие облака. Видимость хорошая. Земля покрыта снегом. Отлично видны реки, дороги, села, хутора. Как хорошо лететь днем, но это редко бывает. Мы — ночники. Ночные полеты имеют свои преимущества: мы видим все, что надо, а наш самолет только по звуку угадывается с земли... И все же по дневному полету мы скучаем...
Бои переместились далеко на запад. Еще 17 января войска 1-го Белорусского фронта при участии первой армии Войска Польского освободили Варшаву. [254] 29 января войска этого фронта перешли границу Германии западнее Познани, а 3 февраля началось форсирование последней водной преграды на пути к Берлину — реки Одер.
Пролетаем Западный Буг, Вислу. Периодически информируем КП о ходе полета, о погоде. Под нами змейкой извивается железная дорога Варшава — Лодзь. Чувствуется приближение фронта. На дорогах много автомашин, подвод. Облака становились все реже, выглянуло солнце. Но отсутствие облаков не радует нас: нечем будет маскироваться при появлении вражеских истребителей.
В каждом боевом вылете мы обращаем особое внимание на оборону бомбардировщика. Ночью, как известно, экипажу приходится самому отбиваться от истребителей, прикрытия не бывает. Поэтому [255] члены экипажа, и особенно воздушные стрелки, должны все время быть бдительными. Мы уже давно изучили повадки врага, его всевозможные хитрости, коварные уловки. Немецкие истребители, стремясь ввести в заблуждение нас, летали на встречных и попутных курсах, с зажженными бортовыми огнями, сбрасывали выше бомбардировщиков осветительные бомбы, атаковали их снизу в лучах прожекторов. Только постоянное и бдительное наблюдение за воздухом позволяло большинству наших экипажей своевременно принимать необходимые меры, маневрировать, уходить из опасной зоны или отбиваться.
Сегодня — полет дневной, прикрытия у нас нет. Надеемся только на свою осмотрительность, на свое оружие.
Летим на прежней высоте. Левее показался город Познань. Над ним на большую высоту поднимаются клубы черного дыма. Там все еще не сдается окруженный враг. Приближаемся к польско-немецкой границе. Узнать ее с воздуха можно и без карты. В Польше дома белые, покрытые белой черепицей или железом, а в Германии все строения красные: красный кирпич, красная черепица. На немецкой земле людей не видно. Лишь по дорогам спешат автомашины, танки — наша военная техника.
— Обстановка ясна, может, будем возвращаться? На западе облачности нет, — предлагает майор Соляник.
— Пролетим еще минут семь. Долетим до района согласно приказу, — отвечаю я.
Впереди показался Одер. За рекой немцы. Они зарылись глубоко в землю — в землю рейха. Это не сорок первый год... На запад, сколько можно увидеть, голубое небо, нигде ни облачка. Быть сегодня боевому вылету! [256]
Разворачиваемся. Летим назад. Только доложили на КП метеорологическую обстановку, как вдруг появились два «мессершмитта».
— Приготовиться к бою! — скомандовал майор Соляник.
Фашистские летчики попытались атаковать нас с ходу. Не вышло. Открываем дружный огонь. Один истребитель задымил и ушел в сторону. Но вот появились еще два «мессера». Командир принимает единственно верное в этих условиях решение — переводит самолет на крутое планирование, на бреющий полет.
Начался упорный неравный бой. Мы израсходовали все патроны, использовали и запасные ленты, держались до последнего. И вдруг немецкие истребители отвалили в сторону. В чем дело? Что-то задумали?
— Появились наши Яки! — радостно доложил Юрченко.
Смотрю, действительно, наши истребители. Они направляются к «мессерам». Те, не принимая боя, удирают. Потом два краснозвездных «ястребка» подошли к нам. В кабинах мы видим улыбающиеся лица товарищей. Помахав крыльями, Яки уходят своим курсом. Как благодарны мы им за столь своевременную выручку!
Наш путь проходит немного южнее Варшавы. Решаем изменить курс и посмотреть на польскую столицу. За годы войны нам приходилось видеть развалины многих советских городов. Некоторые из них были полностью разрушены. Но и Варшава выглядела совершенно мертвым городом. Мы пролетели над ней с запада на восток на высоте всего 200 метров и не заметили ни одного уцелевшего здания. Вокруг горы битого кирпича и камня. Во многих местах невозможно было угадать, где проходила [257] улица... Такое могли сделать только озверевшие фашисты!
После посадки доложили командиру дивизии о погоде в районе предстоящего боевого вылета. В эту ночь экипажи соединения нанесли массированный бомбовый удар по военным объектам города Штеттина. Вражеская ПВО оказывала упорное сопротивление. Свыше шести дивизионов зенитной артиллерии вели сильный заградительный огонь. В воздухе патрулировали Ме-110, оборудованные радиолокационными устройствами. Прямым попаданием зенитного снаряда был подбит самолет 20-го гвардейского полка, пилотируемый летчиком Н. И. Богинцевым. Экипаж, еле дотянув до линии фронта, выбросился на парашютах и приземлился в расположении наших войск. Получили значительные повреждения еще три самолета этого полка.

Награды

медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и орден Ленина

медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и орден Ленина

15 мая 1946г.

4 ордена Боевого Красного знамени

4 ордена Боевого Красного знамени

31 декабря 1942г., 7 сентября 1943г., 28 сентября 1956г., 30 декабря 1956г.

орден Александра Невского

орден Александра Невского

20 мая 1944г.

Орден Отечественной войны 1-й степени

Орден Отечественной войны 1-й степени

6 апреля 1985г.

2 Ордена Красной Звезды

2 Ордена Красной Звезды

15 ноября 1950г., 4 июня 1955г.

Фотографии

После войны

2 апреля 1957 года Владимир Соляник в звании подполковник уволен в запас. В 1959 году поступил на работу в Ростовский Государственный Университет на должность старшего преподавателя  военной кафедры. Уже будучи преподавателем, обучая студентов азам военного дела, в 1970 году сам с успехом оканчивает родной университет. Параллеьно с преподаванием ведёт большую военно-патриотическую работу не только среди студентов ВУЗа, но и с молодежью города Ростова-на-Дону. Его часто приглашают выступить в школы, на различные мероприятия. Соляник никогда не отказывается, зажигая юные сердца идеями патриотизма и вкуса к жизни. Про войну он почти не рассказывает. Ветераны не любят говорить о войне. Находит другие темы, другие слова. Он возглавляет комитет ДОСААФ университета, является членом избиркома. Государство и трудовой коллектив не остаётся в долгу - у моего дедушки множество почётных грамот, трудовых медалей, знаков отличия за педагогическую работу - "Ударник пятилетки", "Победитель соцсоревнований", "Отличник гражданской обороны", "Ветеран труда" и т.п. За проявленную активность в работе в Фонде Мира награждён Почётной медалью Советского Фонда Мира.

После службы в армии, во время моего обучения в РГУ дедушка был уже на пенсии. Так получилось, что мы жили вдвоем. И он был моим лучшим другом, советчиком и горячо любящим родным человеком. В 1993 году дедушки не стало...

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт: