Петр
Мартынович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Петр Мартынович Саустин (Саусен) родился 9 августа 1892 года в местечке Ажу Курляндской губернии (ныне город Виесите, Латвия). Участвовал в Первой мировой и Гражданской войне. С 1922 работал в энергослужбе Управления Петроградских городских железных дорог (с 1936 - Трамвайно-троллейбусное управление Ленгорисполкома), где зарекомендовал себя передовым рабочим-стахановцем, ударником труда и активным рационализатором. С 1931 возглавлял столбовую бригаду. В трудные годы блокады бригадир-монтер П.М.Саустин вложил большой труд в обеспечение функционирования ленинградского трамвая. В периоды артобстрелов, рискуя жизнью, бесстрашно работал на автовышке, ремонтируя поврежденную врагом контактную сеть и способствуя быстрому возобновлению трамвайного движения. 16 августа 1942 был ранен осколками снаряда и контужен при выполнении работ на площади Ленина, но быстро вернулся в строй. В марте 1943 принимал активное участие в восстановлении важного трамвайного пути от Нарвских ворот к Кировскому заводу. В 1943 за один только день П.М.Саустиным и его бригадой было восстановлено 18 пролетов провода на Лиговском проспекте, что перекрыло все довоенные нормы. За самоотверженный труд в годы блокады Ленинграда Петр Мартынович был награжден Орденом "Знак почета" (1944), медалью "За оборону Ленинграда" (1943), медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945). После снятия блокады и окончания войны участвовал в восстановлении городского хозяйства Ленинграда, строительстве новых трамвайных линий, подготовке молодых кадров. Был награжден знаком "Отличник соцсоревнования коммунального хозяйства РСФСР", медалью "В память 250-летия Ленинграда" (1957) и почетными грамотами. Вышел на пенсию в 1957 году. Умер 17 февраля 1974. Похоронен в поселке Бернгардовка Всеволожского района Ленинградской области.
Воспоминания
Из воспоминаний начальника Трамвайно-троллейбусного управления М. Х. Сороки
"Осенью 1942 года в дополнение к действующим были введены еще пять маршрутов трамвая. В тяжелых условиях блокады труженики осажденного города могли добраться на трамвае практически в любой район. Исключение было, пожалуй, одно - Кировский завод. Он действовал по сути дела на передовой, и пустить к нему трамвай казалось невозможным. Но только казалось. Потому что в марте 43-го путейцы и монтеры-контактники под сильными обстрелами восстановили пути и направили подвозочный трамвай от Нарвских ворот к заводу. Это облегчило положение прославленного коллектива, воинов и жителей района. Как бойцы переднего края, работали начальник энергослужбы И. Е. Пох, начальник цеха С. С. Корнеев, монтеры Г. Т. Слабый, П. М. Саустин, мастера И. П. Антонов, Б. А. Кузнецов, А. И. Серебренников, инженер А. Г. Ротштейн. Недаром их самоотверженный труд был отмечен правительственными наградами, в том числе и боевыми". (М. Х. Сорока. Ласточки сорок второго. // Возрождение. -1977).