Рогачёв Николай Павлович
Рогачёв
Николай
Павлович
полковник

История солдата

14.03.1917 - 21.03.2009

Родился: г. Петродворец Ленинградской области 

Похоронен: д. Леониха Щелковского района Московской области  

 

Когда это будет, не знаю:

В краю белоногих берез

Победу девятого мая

Отпразднуют люди без слез.

Поднимут старинные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны.

И мне не додуматься даже,

Какой там ударит салют,

Какие там сказки расскажут

И песни какие споют.

Но мы-то доподлинно знаем,

Нам знать довелось на роду,

— Что было девятого мая

Весной в сорок пятом году.

Сергей Орлов (Поэты 1940-1950-х годов. Москва-Ленинград, 

"Советский Писатель", 1962.)

 

Военная история семьи Рогачёвых давняя и уходит своими корнями в начало XX века, когда мой прадед (отец моего деда, по профессии портной), Рогачёв Павел Иванович, унтер-офицер лейб-гвардии её Величества Александры Феодоровны уланского полка, служил в  петергофской полковой швальне, обеспечивая сослуживцев обмундированием. Оба его сына, и мужья обеих дочерей были военнослужащими, преуспев в различных отраслях военной практики.

Моего деда, Рогачёва Николая Павловича, не по годам сильного и крепкого парнишку, в 1935 приняли в Иркутское военное авиационное техническое училище, приписав ему в документах лишний год (призывался из г. Шуи Ивановской области). Так, отмечая ежегодно день рождения, он говорил, что ему на год меньше. По паспорту Николай Павлович родился в 1916, а на самом деле появился на свет в тяжёлый революционный год в г. Петродворце Ленинградской области. Окончив 1938 году ИВАТУ, почти сразу же был направлен в зону боёв на реке Халхин-Гол (МНР) в должности старшего техника авиационного звена (03.06.1939-16.09.1939), а затем переброшен на территорию действий Финской кампании в аналогичной должности (07.02.1940-13.03.1940). Награждён орденом Полярной звезды (Монголия). 

В отличие от многих других воинов Великой Отечественной Рогачёв Николай Павлович встретил 22 июня 1941 года опытным кадровым офицером.

Война не только вырвала его из мирной жизни, лишила многих друзей-ровесников и родных, но и закалила, сделала ответственным и опытным специалистом авиационного дела. Провожая в воздух лётчиков, он знал, что вернувшихся обратно будет немного. Тем дороже они для него были.

Начало Великой Отечественной войны Николай Павлович встретил на Южном фронте (22.06.1941 – 15.03.1943). По пути извилистой Военно-Грузинской дороги ковалась Победа. Страна на тот момент много средств вкладывала в развитие авиации, и молодёжь стремилась пополнить её ряды. Именно там к авиационному полку была присоединена школа младшего авиационного состава (ШМАС) из г. Армавира, в которой училась Раиса Матвеевна Буданок, моя бабушка. Конечно, в полку было много завидных ухажёров, но из десяти улетевших в бой лётчиков часто никто не возвращался. Бабушку даже прозвали «ведьмой». Начнёт за ней лётчик ухаживать и нет его… А Николай Павлович ответственно и трудолюбиво готовил самолёты к вылетам и также, как все оставшиеся на земле, горевал по не вернувшимся. Их объединило общее дело…

С 15.03.1943 года по 21.06.1944 мой дед становится старшим техником авиационной эскадрилии на Западном фронте, дальше 1-ый Белорусский (21.06.1944-08.08.1944) и 2-ой Белорусский (09.08.1944-08.05.1945) фронты. Закончил свой путь авиационный полк в Польше.

В электронном архиве Подвиг народа значится информация о награждении  воентехника 2 ранга в РККА с 09.1935 года Рогачёва Николая Павловича двумя Орденами Красной Звезды, двумя Орденами Отечественной войны II степени. В характеристике, приложенной к наградной информации, говорится: «…За отличную работу и умелое руководство техсоставом в мае 1943 года назначен старшим техником АЭ. Показывает исключительные образцы в деле организации технического состава на выполнение боевых приказов командования. За период Спасск-Демьянской и Ельненской операций сумел обеспечить 475 самолётовылетов эскадрилии, во время которых матчасть работала безотказно. За этот же период силами техсостава восстановил 9 самолётов ЯК-7б. Летчиками эскадрилии сбит 21 самолёт противника… Пользуется большим авторитетом среди личного состава полка…». Такие характеристики и ёмкие цифры я нашла и в других документах. В наградном списке моего деда есть и орден Боевого Красного знамени, и медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие.

В 1945 году Николай Павлович Рогачёв приехал за женой и дочерью в Армавир и увёз их на свою родину, в Шую. Затем было много переездов по восточной Европе и РСФСР. Но «осела» семья в Московской области в п. Чкаловский, где строился по тем временам современный аэродром. Там, с 1948 года в должности бортового инженера, а затем и заместителя начальника отдела по ИАС, он проходил службу в ГК НИИ ВВС. Окончив ВВА имени Ю.А. Гагарина, Николай Павлович был назначен заместителем начальника летного отдела по испытанию авиационных систем, где служил вплоть до увольнения из рядов ВВС.

После войны мой дед до конца жизни (а прожил он девяносто два года) покупал открытки на День Победы. Сначала их было больше двухсот, но постепенно из года в год пачка уменьшалась. Иногда ему писали родственники его однополчан. Иногда ответа просто не было, и он всё понимал без слов. Помню, как приезжая в Ленинград (нынешний СПб), мы всегда имели задание посетить лётчиков Германа Александровича Лейзеровича и героя Советского Союза Валерьяна Михайловича Турыгина. Эти люди встречали нас как родных. Их связывало так много, что разговоров хватало на день и ночь.

Не знаю, плакал ли дед на войне, теряя товарищей… Но я видела его плачущим лишь один раз, когда сгорел при испытании самолёта его племянник Игорь Рогачёв. Это было уже в мирное время, через много лет после войны…

Сохранилась запись рассказа 90-летнего Николая Павловича о войне, где он рассказывает о своей работе. Рассказ изобилует авиационными и географическими названиями и терминами. Он помнил всё: каждый момент, каждое имя, каждую дату, каждый случай и даже каждые боевые сто грамм… Он узнавал летящие самолёты по звуку. И в День Победы вставал в Минуту Молчания, а мы, его дети и внуки, стояли рядом с ним.

Уже почти шесть лет, как деда нет с нами. Перед уходом он сказал мне: «Плохая жизнь настала, Татуль! Выходишь на улицу, и ни одного знакомого лица». Он пережил всех своих знакомых. И до сих пор живёт… но теперь в нашей памяти…

 

Регион Москва
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Москва

Боевой путь

Полковник авиации Рогачёв Николай Павлович

В 1935 принят в Иркутское военное авиационное техническое училище. Окончив 1938 году ИВАТУ, почти сразу же был направлен в зону боёв на реке Халхин-Гол (МНР) в должности старшего техника авиационного звена (03.06.1939-16.09.1939), а затем переброшен на территорию действий Финской кампании в аналогичной должности (07.02.1940-13.03.1940). Награждён орденом Полярной звезды (Монголия). 

Встретил 22 июня 1941 года опытным кадровым офицером.

В начале Великой Отечественной войны Николай Павлович находится на Южном фронте (22.06.1941 – 15.03.1943).

С 15.03.1943 года по 21.06.1944 становится старшим техником авиационной эскадрильи на Западном фронте, дальше 1-ый Белорусский (21.06.1944-08.08.1944) и 2-ой Белорусский (09.08.1944-08.05.1945) фронты. Закончил свой путь авиационный полк в Польше.

Жил в Московской области в п. Чкаловский Щёлковского района. Там, с 1948 года в должности бортового инженера, а затем и заместителя начальника отдела по ИАС, он проходил службу в ГК НИИ ВВС. Окончив ВВА имени Ю.А. Гагарина, Николай Павлович был назначен заместителем начальника летного отдела по испытанию авиационных систем, где служил вплоть до увольнения из рядов ВВС.

Награждён:

Монгольский орден "Полярная звезда" 18381 от 1969 года 19 августа приказ 190

"Отечественная война II" 1060068 от 11 марта 1985г

Медаль "За отвагу" 14603

"Красной Звезды" 27761

"Отечественная война II" 207100

Медаль "За боевые заслуги" 2943874

"Красной Звезды" 2911527

"Красного Знамени" 515805 (за выслугу лет)

"За взятие Кенигсберга" от 20 декабря 1945 г.

и многочисленными юбилейными медалями

Информация о награждении на сайте "Память народа"

http://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie2025280/

В действующей армии:

22.06.41 - 15.08.42

07.07.43 - 24.09.43

21.06.44 - 08.09.44

12.11.44 - 09.05.45

 

149-й истребительный Померанский Краснознаменный авиационный полк, в котором служил Рогачёв Н.П.

Сформирован в феврале 1940 г. на базе 38 иап.

Входил в состав 64 ад. К 22.06.41 г. имел на вооружении 67 самолетов И-16, И-153 (в том числе 21 неисправных), а также 64 МиГ-3, еще не освоенных летчиками. Перед началом войны полк базировался в районе Черновицы.

Первый день войны начался с бомбардировки аэродрома Черновицы. Еще до начала бомбардировки с аэродрома поднялись истребители дежурного звена. Им удалось сбить три самолета противника. Бомбардировки Черновицкого аэродрома продолжались до 29 июня. Уже вечером 22 июня 149 иап начал перебазироваться с разрушенного аэродрома. К 29 июня он уже базировался на аэродроме с. Бродок (Бридок, на берегу р.Днестр, Черновицкая область).

С августа полк воевал на Южном фронте.

С сентября 1941 г. входил в состав ВВС Южного фронта.

В октябре 1941 г. некоторое время действовал в составе 45 сад.

С конца октября 1941 г. действовал в составе 21 сад.

С марта 1942 г. действовал в составе 20 сад.

В апреле 1942 г. действовал в составе 5 раг.

С мая 1942 г действовал в составе 216 иад.

В июле 1942 г. выведен в состав 6 оутап.

После 15.08.42 г. находился на переформировании и до июля 1943 г. в боях не участвовал.

С 07.07.43 г. действовал на Западном фронте в составе 323 иад.

24.09.43 г. в составе 323 иад выведен в Резерв Ставки ГК.

С 21.06.44 г. действовал на 1 Белорусском фронте в составе 215 иад.

Уже в июле 1944 г. вернулся в состав прежней 323 иад, в составе которой воевал до конца войны.

За успешные действия в боях за плацдармы на Висле в августе 1944 г. полк был награжден орденом Красного Знамени.

За отличия в боях за овладение г. Кезлин приказом ВГК от 07.03.45 г. полк удостоен почетного наименования Померанский.

Воспоминания

Эпизоды службы в 149-ом истребительном авиационном полку 4-ой воздушной армии

Интервью
Рогачёва Николая Павловича (1916-2009),
ветерана трёх войн (Халхин-Гол, Советско-Финская и ВОВ),
авиатехника, полковника авиации.

…В тылу воздушной армии были специально скомплектованные подразделения по вывозу подбитых самолётов. Их оттуда привозили уже не в полк, а на какую-то рембазу. Тогда была одна рембаза в Новочеркасске, под Ростовом. А стояли мы в (неразборчиво) в районе Донбаса, примерно километров 250 от линии фронта. Какой полк, какая часть часть ближе, той и передают… Либо ремпоезд назывался, либо мастерские какие стационарные. Вот дали нам распоряжение, чтобы получить в полк с этой рембазы в Новочеркасске самолёт. Командир полка дал указание лететь туда, посмотреть и при необходимости принять самолёт. А на чём ехать? У нас в полку был УТ-2 (У-2 был, и УТ-2 тоже…). Ну и вот мне честь выпала (смеётся) лететь. А Ваське Павлову, лётчику, дали команду отвезти меня туда. Мы с ним и полетели. Два раза мы с ним летали: сначала наУТ-2, а потом на УТИ-4. УТИ-4 – это И-16, истребитель двухместный.
Пришёл я к начальнику ремпоезда, показал документы и сказал, что прибыл такой-то принять самолёт. Самолёт оказался «сырой», недоделанный, дефектов на нём тьма.
А как обычно самолёт принимают… Осматривают и описывают все дефекты. Я написал целую «простынь» начальнику этого ремпоезда...
(полное интервью дано в прикреплённом файле)

Награды

Титульный лист благодарности
Титульный лист благодарности
Благодарность от командования
Благодарность от командования

Фотографии