Абраменко Павел Фелорович
Абраменко
Павел
Фелорович
Полковник / 53 дбад 10 ВА: 134 дальне-бомбардировочная авиационная дивизия: 281 отдельный транспортный авиационный полк 9 воздушной армии: 53 дбад ВВС ДВФ
Дата рождения: 29.02.1904

История солдата

Из «Краткого исторического очерка боевого пути части» историка Сергиенко:

«55 АД в составе трех полков (443, 444 и 303) должна была нанести бомбардировочный удар по городу Чанчунь. Приказом командира дивизии полковника Абраменко П. Ф. полкам была поставлена следующая задача:

1. 303 АП в эшелоне обеспечения дивизии: группа наведения в составе трех экипажей под руководствам капитана Воробьева К. К. отыскивает цель, освещает и зажигает ее в 02 часа 28 минут, группа осветителей в составе 7 экипажей под руководством командира АЭ капитана Тананаева освещает цель в период 02 часа 28 минут — 02 часа 50 минут; 8 экипажей полка бомбардируют цель.

2. 443 АП бомбардирует цель 17 экипажами в период с 2 часа 33 минут до 2 часов 41 минуты.

3. 444 АП бомбардирует цель в период с 2 часов 41 минуты до 2 часов 50 минут.

4. Экипаж летчика Боршевского (303 АП) фотографирует результаты бомбометания в 2 часа 51 минуту.

Командир бомбардировочного эшелона заместитель командира дивизии майор Нойкин Н. М., он же — контролер.   Его заместители в воздухе: командир 444 АП майор Смелов М. Г. и командир 433 АП майор Белоусов Н.И.

Сильная грозовая деятельность позволила экипажам отбомбиться только в 3 часа 30 минут. Было сброшено 14.800 килограммов бомб. При подходе к цели город Чанчунь не был затемнен. После разрывов первых бомб город погрузился в мрак. Цель прикрывалась тремя батареями ЗА и МЗА, патрулировали истребители, уже при отходе наших бомбардировщиков были включены прожекторы. Экипаж контролера Нойкииа Н. М. подвергся атакам двух истребителей, однако, удачно маневрируя, летчик ушел от них.

Таким образом, для нанесения первого бомбардировочного удара по основным военным объектом в Маньчжурии — городам Чанчуню и Харбину 19 БАК выделил 100 самолетов. В воздух поднялись 76 экипажей, но только половине из них удалось пробиться сквозь дождь и плотную стену облаков.

Несмотря на это первые бомбардировочные удары корпуса имели большое военно-политическое значение. Метким бомбометанием был нанесен значительный ущерб военным базам, складам и казармам в городах Чанчунь и Харбин. Бомбы были сброшены также на штаб Квантунской армии. Все это, помимо прямого военного воздействия, явилось важным фактором в подрыве морального духа японских войск и населения Манчжурии, вызвали замешательство в ставке верховного командования Квантунской армии.

Девятого августа днем части 19 БАК продолжали боевые вылеты. Экипажи, выполнившие 5—6-часовой полет ночью, отказывались от дневного отдыха, просились снова на боевое задание. Первыми днем поднялись в воздух экипажи 55 БАД, во главе с командиром дивизии полковником Абраменко П. Ф. Вслед за ними на боевой курс легли экипажи 33 БАД. Корпус нанес удар по укрепрайонам противника. Задание было выполнено успешно.

В ночь с 9 на 10 августа части корпуса — третий раз в сутки — поднялись в воздух и вновь взяли курс на дальнюю цель — город Чанчунь.

Фотографирование результатов бомбометания осуществлял экипаж 303 АП в составе летчика лейтенанта Боршевского, штурмана лейтенанта Болакина, стрелка радиста сержанта Алексеева, воздушного стрелка младшего сержанта Тырышкина. В заданное время экипаж появился над целью — городом Чанчунь — отбомбился с высоты 3500 метров, а затем, сделав второй заход, произвел фотографирование. Над целью самолет был обстрелян зенитной артиллерией и атакован ночным истребителем. Атаку производил снизу, спереди с выключенной фарой. Стрелки бомбардировщика открыли дружный пулеметный огонь и отогнали истребитель.

На обратном маршруте в районе Мудацзяна у самолета обрезало моторы. Летчик быстро установил причину: израсходовано горючее второй группы баков. Включив первую группу Боршевский запустил моторы и продолжал полет. В районе Манзовки вновь обрезало моторы. Стало ясно, что баки пробиты и часть горючего вылилось в воздух. Включив резервную группу, летчик решил сажать машину на запасной аэродром. Однако он был закрыт туманом.

Боршевский пошел на вынужденную и в пяти километрах юго-восточнее Манзовки посадил машину прямо в пшеничное поле. Понимая, что результаты бомбометания ждет командование корпуса, летчик оставил воздушного стрелка для охраны самолета, а сам с остальными членами экипажа направился в часть. 11 августа экипаж возвратился в полк.

Используя успешные действия авиации, сухопутные войска быстро продвигались вглубь Манчжурии. Продвижение было настолько быстрым, командованию пришлась для поддержки сухопутных войск привлекать дальние бомбардировщики, радиус действия которых позволял обеспечить боевые действия ушедших далеко вперед танковых и пехотный частей.

10 августа войска 35 армии подошли к Хутоускому укрепленному району и встретили упорное сопротивление противника. После ожесточенного сражения войскам 35 армии удалось взять город Хутоу, но японцы продолжали удерживать и ожесточенно оборонять основные опорные пункты, входившие в систему Хутоуского узла сопротивления. На помощь пришли бомбардировщики дальней авиации.

В 10 часов утра 10 августа части 19 БАК, совместно с экипажами 34 БАД нанесли массированный бомбардировочный удар по опорным пунктам противника в районе Хутоу.

Впереди идущие экипажи подавили зенитный огонь противника и тем самым обеспечили безопасную боевую работу остальным экипажам. Девятки одна за другой заходили на объекты и, прицеливаясь по заданной точке, осуществляли бомбометание. Командир 303 авиационного полка майор Репкин Н. И. доносил командиру корпуса: «Задача выполнена. Результаты успешные. Старший лейтенант Панченко имеет прямое попадание ФАБ-250 в складское помещение и два прямых попадания в другие здания. Полк имеет 9 прямых попаданий в большие здания. Две бомбы упали в расположение пехоты и артпозиций. Серия 100-килограммовых бомб расположилась по окопам, траншеям».

Результаты бомбардировочного удара оказались значительными. Оборонительные сооружения, подвергшиеся бомбардировке, превратились в развалины. Советские войска двинулись вперед.

С огромным напряжением трудился в эти дни весь личный состав. День и ночь на аэродроме кипела работа. Практически без отдыха трудился технический состав. Частые боевые вылеты, осмотр и ремонт самолетов, заправка горючим, подвеска бомб, зарядка боевого оружия, — все эти операции сменяли друг друга и не оставляли техническому составу времени для отдыха.

В эти дни оживилась и партийно-политическая работа. Она, главным образам, была сосредоточена в авиационных эскадрильях и отличалась оперативностью и конкретностью, повысилось ее идейное содержание. В центре ППР была индивидуальная работа с людьми, работа вокруг человека, специалиста.

В 303 АП, например, с первого дня широкое распространение подучил показ отличившихся экипажей. Сразу же после первого боевого вылета на аэродроме был вывешен плакат: «Экипажи капитана Воробьева, старших лейтенантов Брус, Борщянинова. лейтенантов Мананникова и Мельникова в сложных метеоусловиях, ночью отлично выполнили задание. Летчики и штурманы, берите с них пример!». В этом же полку наглядно оформлен показ результатов боевых вылетов каждого экипажа под заголовком: «Наши гостиницы японским самураям». Против фамилии каждого летчика ежедневно нарастающим итогом проставлялся вес бомб, сброшенных на заданные цели.

В 10 АП партийная организация провела обмен опытом боевой работы, на котором выступил командир лучшего экипажа в полку, совершивший к этому времени пять боевых вылетов, лейтенант Кокин Л. И.. В заключении своего выступления летчик сказал: «В полете я чувствую, что не один. Я не один веду самолет, его ведет весь мой экипаж, я чувствую как каждый старается мне помочь. В этом причина нашего успеха».

Тем временем сухопутные войска 1-го Дальневосточного фронта продвигались вперед. Войска 25-й армии обошли и оставили у себя в тылу Душинский укрепленный район. На подавление его узлов сопротивления командование фронта бросило бомбардировщики 19 БАК. 11 августа 108 экипажей нанесли сосредоточенный удар по умрепрайону. Результаты бомбометания были исключительно высокими. Осмотром местности после ее занятия было установлено: прямым попаданием бомб большого калибра уничтожено 4 дота, 2 дзота, 1 склад боеприпасов, убито 130 человек и ранено большое количество солдат и офицеров. К исходу 12 августа наземные войска овладели укрепрайоном.

14 и 15 августа напряженные бои развернулись за город Мудацзян, где японское командование собрало сильную группировку, состоящую более чем из четырех пехотных дивизий. Противник предпринимал многочисленные попытки контратаковать наши войска. Но вскоре оборонявшаяся группировка оказалась изолированной. Чтобы сорвать попытки противника осуществить маневр и подготовить контрудар по советским войскам в районе Мудацзяна, командование 1-ым Дальневосточным фронтом приказало командиру 19 БАК нанести массированный удар по Мудацзяну.

16 августа днем полки корпуса произвели два боевых вылета на Мудацзян. Летчики наносили удары по танкам, артиллерии и пехоте противника и тем самым оказали эффективную помощь нашим 1-й Краснознаменной и 5-й армиям. Совместными усилиями авиации и сухопутных войск к 17 часам город был очищен от противника.

В войне против Японии отдельные экипажи корпуса выполняли ответственные поручения командования фронта. Так, например, когда советское командование, с целью ускорить окончательный разгром Квантунской армии, приняло решение высадить в крупных городах Манчжурии воздушные десанты, одно из таких заданий получил командир корабля ЛИ-2 Управления 33 АД старший лейтенант Сущенко В. Д.. 19 августа командование 9 Воздушной Армии поручило ему перебросить воздушный десант на аэродром Харбин. На борту самолета находились начальник отдела контрразведки 1-го Дальневосточного фронта и с ним 26 человек.

Летчик Сущенко возложенную на него задачу выполнил отлично.

22 августа 2 экипажа 10 АП под командованием командиров кораблей Фомина и Кулакова совершили трудный и продолжительный по времени полет с целью разведки на Южный Сахалин и обратно. Полученные разведданные были высоко оценены советским командованием.

22 августа 10 АП была поставлена задача: 4 экипажами ИЛ-4 произвести разведку аэродромов на территории северной Кореи Хейдзио и Ханко. Разведка производилась с целью выявления степени сопротивления гарнизонов десанту советских войск. Для выполнения этого задания командир полка подполковник Щербаков К. С. выделил экипажи летчиков Сафонова, Финевича, Румянцева и Ломия.

Был разработан такой план. Экипажи приходят в район аэродрома, два из них барражируют в районе с целью прикрытия, а два других производят посадку, не выключая моторов находятся на аэродромах в течении 5—7 минут, а затем взлетают.

Задачу экипажам поставил начальник штаба корпуса полковник Турчин И. П.

Рано утром 23 августа командир полка выпустил экипажи на боевое задание, а принимал их уже со стартовыми огнями. Задание было успешно выполнено.

Захват важных административно-политических и промышленных центров Маньчжурии передовыми отрядами сухопутных войск и воздушными десантами привел к тому, что уже 19 августа японские войска стали прекращать сопротивление и начали складывать оружие.

Вечером 23 августа 1945 года столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам в честь победы, одержанной на Дальнем Востоке.

Во всех частях корпуса прошли волнующие митинги. Летчик 10 АП лейтенант Ломия сказал: «Не было в истории войн случая, чтобы государство, разбившее одно из сильных агрессивных государств, каким является фашистская Германия, смогло бы с таким же успехом нанести решающий удар другому агрессивному государству — Японии. Эти успехи Красной Армии стали возможны благодаря руководству нашим государством и Вооруженными Силами со стороны партии. Поклянемся же, товарищи, что мы и впредь отдадим все силы на укрепление боеготовности и боеспособности наших частей».

За образцовое выполнение заданий командования в боях против японских войск на Дальнем Востоке при форсировании реки Уссури, прорыве Хутоуского, Мишаньского, Пограничного и Дуннинского укрепрайонов, овладение городами Мишань, Ярин, Янцзы, Харбин и проявленные при этом доблесть и мужество 33 бомбардировочная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

Это известие было встречено личным составом с большим воодушевлением и восторгом. В честь этого знаменательного события командование и политический состав дивизии организовали проведение дивизионного митинга. Он еще раз продемонстрировал готовность летчиков, штурманов, радистов, технического состава выполнить боевые задания партии и правительства. Командир авиационной эскадрии 290 АП капитан Кошкин А. В. выразил мысли своих однополчан такими словами:

«Мы горды тем, что соединение, в состав которого входит наш полк, награждено орденом боевого Красного Знамени.

Я призываю весь личный состав высоко нести эту честь и быть достойными этого боевого ордена. От личного состава эскадрильи заверяю командование, что мы будем еще упорнее и настойчивее крепить дисциплину, порядок, организованность и боевое совершенство».

            30 сентябри 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР многие офицеры, сержанты и солдаты за активное участие в достижении победы над Японией и проявленные при этом мужество и героизм были награждены медалями и орденами.

Орденом «Красного Знамени» было награждено 4 человека — командир 33 БАД полковник Коробейников Т. О, командир 10 АП подполковник Щербаков К. С., командир 290 АП майор Дудченко А. Ф., заместитель командира 33 БАД майор Нойкин Н. М.. 126 человек в корпусе были награждены орденом «Отечественной войны I степени», 46 — орденом «Отечественной войны II степени», 152 человека — орденом «Красной Звезды», 146 — медалью «За отвагу» и 734 человека — медалью «За боевые заслуги». Всего по корпусу было награждено 1114 человек.

Ордена и медали вручались на аэродромах, при построении всего личного состава, под развернутыми боевыми знаменами полков. Награжденные выражали благодарность Советскому правительству, партии за высокую оценку их ратного труда. Например, лейтенант Шульженко (290 АП) заявил:

«Получая эту первую правительственную награду я клянусь перед святыней полка — перед развернутым боевым знаменем и всем личным составом, что не опозорю чести полкового боевого знамени, еще больше буду совершенствовать свою боевую выучку и учить этому искусству подчиненный мне экипаж, а если потребует партия, то по первому зову выступлю на защиту своей матери — Родины». Война на Дальнем Востоке закончилась блистательной победой Советского оружия. Завершилась нелегкая и долгая борьба советского народа против фашистских агрессоров. В достижении этой победы определенный вклад внесли летчики, штурманы, инженеры, техники, политработники, стрелки-радисты, механики 19 бомбардировочного авиационного корпуса».


 

Регион Белгородская область
Воинское звание Полковник
Населенный пункт: Грайворонский район
Воинская специальность 53 дбад 10 ВА: 134 дальне-бомбардировочная авиационная дивизия: 281 отдельный транспортный авиационный полк 9 воздушной армии: 53 дбад ВВС ДВФ
Место рождения г. Грайворон
Годы службы 1926 1953
Дата рождения 29.02.1904

Боевой путь

Дата призыва 13.11.1926
Боевое подразделение 53 дбад 10 ВА: 134 дальне-бомбардировочная авиационная дивизия: 281 отдельный транспортный авиационный полк 9 воздушной армии: 53 дбад ВВС ДВФ

Награды

Орден красной звезды

Орден красной звезды

Во время второй мировой войны получил два ордена красной звёзды и две медали за отвагу

Орден красной звёзды

Орден красной звёзды

ден Красной Звезды Дата рождения __.__.1904

Воинская часть 10 воздушная армия

Дата документа 19.08.1944

Военкомат Белгородский РВК, Курская обл., Белгородский р-н

Дата и место призыва Белгородский РВК, Курская обл., Белгородский р-н

За что награждён

«... отправил в Действующую Армию 112 хорошо обученных боевых экипажей дальних бомбардировщиков и взамен их переучил и подготовил 87 экипажей дв и 26 истребителей. Много вложил сил и энергии на переучивание, сформирование и отправку в Действующую Армию 123 экипажей летного состава Гражданского Воздушного Флота. Имея богатый опыт руководящей боевой работы на фронтах Отечественной войны, перестроил боевую выучку летного состава и добился хороших показателей. При общем налете дивизии за 1943 года 5235 часов ,дал ночного налета 576 часов Хорошо обучил летный состав теории и практике воздушных стрельб и бомбометаний Благодаря хорошему планированию учебно-боевой подготовки и постоянному контролю за ходом ее в частях, обеспечил проведение 1632 маршрутных полета на 75% радиуса действия. Из 2058 воздушных стрельб по наземным и воздушным целям выполнено 1940 (93,3 %) и из 1152 бомбометаний выполнено 1044 (90,6 %) с хорошей оценкой. Таких показателей добился упорным трудом, воспитывая кадры в духе беспредельной преданности большевистской партии и социалистической Родине, прививая им лучшие образы героической борьбы Красной Армии с немецким фашизмом, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении средства, партийно-комсомольские организации, штабы, офицеров прошедших боевую стажировку в частях Действующей Армии и пр. Проделал колоссально большую работу по оперативно-тактическому росту своих подчиненных. Лично прочитал летно-техническому составу ряд квалифицированных лекций сопровождая на живых примерах, как Действия бомбардировочной авиации по авиабазам и аэродромам противника", "Самолетовождение по опыту 26 и 134 АП в борьбе на подступах к Москве и захвату Керченского полуострова" Лействия тв авиации по выводу из окружения конного корпуса генерала БЕЛОВА" и др. Провел ряд поучительных оборов руководящего состава дивизии, 18 летно-тактических и 34 командно-штабных учения, 14 военных игр, 38 штабных учений и т.д. Обладает отличной техникой пилотирования на ТВ-3 и ДБ-3 Имеет общий налет 2723 часа, в том числе за 1943 года - 125 часов, сделал 134 маршрутных полета, 6 раз ходил на бомбометание, выполнил отлично. За хорошую подготовку штаба, умелое руководство частями, подготовку и отправку в Действующую Армию хорошо обученные летные кадры, успехи в деле повышения учебно-боевой подготовки частей дивизии и личные заслуги в этом, заслуживает Правительственной награды - ордена КРАСНОЙ ...»

Документы

Семья солдата

Мария
Абраменко Мария

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы:

На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности