Асеев Григорий Сафронович
Асеев
Григорий
Сафронович
гвардии старший сержант / воздушный стрелок-радист
5.05.1920 - 15.10.1944

История солдата

Я хотел бы рассказать Вам о своем прадедушке Асееве Григории Сафроновиче, гвардии старшего сержанта воздушного стрелка-радиста 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, в честь которого и назвали меня.

Из записей воспоминаний сослуживцев: «Он был широкоплечим красавцем, с вольным разлетом бровей, открытым взглядом, с чуть вздернутым носом, добрый, смелый, верный в дружбе. Кажется, не было в нашей эскадрилье большего оптимиста. Попав с группой своих однополчан на Северный флот, он прекрасно проявил себя в боях»  – говорили они.

Биография

Он родился 5 мая 1920 года в селе Петропавловка, Республика Казахстан, в семье крестьянина. Украинец.

В 1930 году с родителями переехал в Бурятию, в город Улан-Удэ.

В 1939 году окончил железнодорожную среднюю школу № 65 и поступил в Иркутский политехнический институт. Однако учиться там не пришлось.

В 1939 году был призван в Красную армию и направлен на Дальний Восток. В 1940 году окончил Объединённую школу младших авиаспециалистов ВВС Тихоокеанского флота. Служил воздушным стрелком-радистом в 4-м минно-торпедном авиационном полку ВВС Тихоокеанского флота.

В конце 1941 года Г. Асеев был переведен в авиацию Северного флота и уже в январе 1942 года принял участию в боевых действиях. Однополчане любили и уважали молодого авиатора, восхищались мастерством стрелка-радиста, его умелыми действиями в боевой обстановке, смелостью и храбростью.

Как-то раз фашистские самолеты, прорвавшись сквозь заградительный огонь зениток, обрушили бомбовые удары по аэродрому. Весь персонал аэродрома укрылся в бомбоубежище и по щелям. Г. Асеев, спускаясь в бомбоубежище, оглянулся, и вдруг увидел, что один из наших бомбардировщиков загорелся. Не медля ни секунды, он бросился к горящему самолету. Григорий хорошо знал, что если он не примет экстренные меры, то огонь дойдет до бензобаков, и тогда самолет взорвется. Он быстро стянул с моторной части чехол и, обжигая руки, стал сбивать пламя с плоскостей самолета. Так благодаря мужеству Г. Асеева была предотвращена потеря маишны - бомбардаровщика.

С января 1942 года Г. Асеев, как один из лучших стрелков-радистов летал с командиром полка подполковником Сыромятниковым.

1 января 1943 г. командование Северного флота приказало произвести разведку вражеского аэродрома Банак в глубоком тылу немцев на территории Норвегии.

   Задачу поручили выполнить командиру второй эскадрильи капитану Стоянову. Экипаж с боевого задания не вернулся… Тогда послали его экипаж.

Едва они успели рассмотреть сам аэродром, что и где на нем стоит, как на них напали фашистские истребители. Воздушные стрелки Григорий Асеев и Николай Павлюк отгоняли их короткими прицельными очередями. Командир по команде радиста Асеева маневрировал, уводил машину в сторону от прицельных трасс «мессеров» и одновременно тянул вверх, к спасительным облакам…

Случилось так, что пулеметной очередью на нашем самолете перебило антенну. Естественно, связь с базой тут же нарушилась. Как передать командованию, что на вражеском аэродроме находится более семидесяти самолетов различных типов? Тут ведь дорога каждая минута: фашисты, увидев над своим аэродромом воздушного разведчика, поспешат вывести всю технику из-под удара.

И Григорий нашел выход. Когда мы оторвались от истребителей, он, открыв верхний колпак, высунулся по пояс из самолета, поймал оборванный конец антенны и закрепил его на корпусе. Легко сказать: «высунулся», «поймал», «закрепил»! Но какой выдержки, да и риска потребовали от Григория эти действия!..

Командование вовремя получило от нас необходимые сведения, и наши бомбардировщики успели нанести удар по фашистской базе…

За эти бои Г. С. Асеев был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны II степени.

Описание подвига героя СССР

15 октября 1944 года нашими воздушными разведчиками в море был обнаружен вражеский конвой который составлял уже 26 единиц, над которыми патрулировала семь истребителей.

Этот конвой был предназначен для эвакуации войск противника морем. Несмотря на плохие метеорологические условия, самолеты-разведчики дали точные координаты конвоя, и наши летчики нанесли по нему несколько ударов с воздуха, одновременно известив подводные лодки, находившиеся в море.

Первый торпедный удар с пикирования был нанесен в районе мыса Эккерей (Норвегия) двенадцатью «илами».

 

Последующие удары последовали один за другим и во время крайнего четвертого (ведущие — командир полка Сыромятников и капитан Волынкин) по вражескому конвою совершили свой подвиг командир авиационного полка подполковник Сыромятников, майор Окнарев и старший сержант Асеев. Еще на подходе к цели, в трех километрах от нее, снаряд, выпущенный с одного из вражеских кораблей, попал в левый мотор ведущего самолета где находился Асеев. Он загорелся, но Сыромятников продолжал вести торпедоносец курсом на конвой, повторяя по радио приказание ведомым следовать за ним для нанесения удара. Противник уже вел прицельный огонь по самолету Сыромятникова. Еще несколько секунд — и снаряды попали в правый мотор. Пламя охватило оба крыла торпедоносца.

Ведомым казалось, что на врага летел гигантский факел. И в то же время они слышали четкие команды штурмана, не прекращавшего наводить самолет на цель, а стрелок-радист Асеев обеспечивал устойчивую радиосвязь.

Самолет снизился, до самого крупного транспорта в конвое осталось пятьсот метров, когда прозвучали слова последней команды Сыромятникова: — Штурман! Залп! Было видно, как героический экипаж буквально в упор всадил торпеду в борт вражеского транспорта водоизмещением шесть тысяч тонн. Транспорт тут же взорвался и затонул.

Через несколько мгновений горящая машина прочертила огненный след и упала в море. Ее экипаж погиб, выполнив свой долг до конца. Это был воинский подвиг, совершенный на глазах у боевых товарищей.

В итоге всех четырех ударов все транспортные суда конвоя были уничтожены, гитлеровцы лишились десятков кораблей охранения и шести самолетов. Наши потери—пять торпедоносцев.

Указом Президиума.Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года командиру авиационного полка гвардии подполковнику Сыромятникову, штурману гвардии майору Сшареву, стрелку-радисту гвардии старшему сержанту Асееву были посмертно присвоены высокие звания Героев Советского Союза.

Так погиб Григорий Асеев, отдав свою молодую жизнь, не дожив до 24 лет, за победу над гитлеровским фашизмом - за наше сегодняшнее счастье,  за мирное небо над головой, его подвиг не забыт и живет в наших сердцах как и тысячи других героев, отдавших свои жизни за наше светлое будущее, так будем же верными преемниками наших предков, будем всегда готовы защитить нашу славную Родину, наших родных и близких - ни жалея себя!

Пока мы помним подвиги наших героев - они будут жить вечно!

В городе Улан-Удэ, школа № 65, где учился мой дедушка, носит его имя.

 На станции Карымская, где жили его родители и куда он приезжал в отпуск, одна из улиц названа в его честь. В Иркутском политехническом институте на мемориале погибшим в Великую Отечественную войну преподавателям и студентам выбито его имя.

Награды

Медаль Золотая Звезда

Орден Ленина (5 ноября 1944 года)

Орден Красного Знамени (29 октября 1943 года)

Орден Отечественной войны II степени (4 февраля 1943 года)

Орден Красной Звезды (22 апреля 1943 года)

Мемориальные места

Бюст Г. С. Асеева, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен в пос. Сафоново на Аллее Героев около музея ВВС Северного Флота.

Регион Ростовская область
Воинское звание гвардии старший сержант
Населенный пункт: Ростов-на-Дону
Воинская специальность воздушный стрелок-радист
Место рождения Республика Казахстан, с.Петропавловка
Годы службы 1939 1944
Дата рождения 5.05.1920
Дата смерти 15.10.1944

Боевой путь

Место призыва Иркутск
Дата призыва 1939
Боевое подразделение 9 гвардейский минно-торпедный авиационный полк 5 минно-торпедная авиационная дивизия Военно-воздушных сил Северного флота

В 1939 году был призван в Красную армию и направлен на Дальний Восток. В 1940 году окончил Объединённую школу младших авиаспециалистов ВВС Тихоокеанского флота. Служил воздушным стрелком-радистом в 4-м минно-торпедном авиационном полку ВВС Тихоокеанского флота.

В конце 1941 года Г. Асеев был переведен в авиацию Северного флота и уже в январе 1942 года принял участию в боевых действиях. Однополчане любили и уважали молодого авиатора, восхищались мастерством стрелка-радиста, его умелыми действиями в боевой обстановке, смелостью и храбростью.

Как-то раз фашистские самолеты, прорвавшись сквозь заградительный огонь зениток, обрушили бомбовые удары по аэродрому. Весь персонал аэродрома укрылся в бомбоубежище и по щелям. Г. Асеев, спускаясь в бомбоубежище, оглянулся, и вдруг увидел, что один из наших бомбардировщиков загорелся. Не медля ни секунды, он бросился к горящему самолету. Григорий хорошо знал, что если он не примет экстренные меры, то огонь дойдет до бензобаков, и тогда самолет взорвется. Он быстро стянул с моторной части чехол и, обжигая руки, стал сбивать пламя с плоскостей самолета. Так благодаря мужеству Г. Асеева была предотвращена потеря маишны - бомбардаровщика.

С января 1942 года Г. Асеев, как один из лучших стрелков-радистов летал с командиром полка подполковником Сыромятниковым.

1 января 1943 г. командование Северного флота приказало произвести разведку вражеского аэродрома Банак в глубоком тылу немцев на территории Норвегии.

   

Задачу поручили выполнить командиру второй эскадрильи капитану Стоянову. Экипаж с боевого задания не вернулся… Тогда послали его экипаж.

Едва они успели рассмотреть сам аэродром, что и где на нем стоит, как на них напали фашистские истребители. Воздушные стрелки Григорий Асеев и Николай Павлюк отгоняли их короткими прицельными очередями. Командир по команде радиста Асеева маневрировал, уводил машину в сторону от прицельных трасс «мессеров» и одновременно тянул вверх, к спасительным облакам…

Случилось так, что пулеметной очередью на нашем самолете перебило антенну. Естественно, связь с базой тут же нарушилась. Как передать командованию, что на вражеском аэродроме находится более семидесяти самолетов различных типов? Тут ведь дорога каждая минута: фашисты, увидев над своим аэродромом воздушного разведчика, поспешат вывести всю технику из-под удара.

И Григорий нашел выход. Когда мы оторвались от истребителей, он, открыв верхний колпак, высунулся по пояс из самолета, поймал оборванный конец антенны и закрепил его на корпусе. Легко сказать: «высунулся», «поймал», «закрепил»! Но какой выдержки, да и риска потребовали от Григория эти действия!..

Командование вовремя получило от нас необходимые сведения, и наши бомбардировщики успели нанести удар по фашистской базе…

За эти бои Г. С. Асеев был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны II степени.

Описание подвига героя СССР

15 октября 1944 года нашими воздушными разведчиками в море был обнаружен вражеский конвой который составлял уже 26 единиц, над которыми патрулировала семь истребителей.

Этот конвой был предназначен для эвакуации войск противника морем. Несмотря на плохие метеорологические условия, самолеты-разведчики дали точные координаты конвоя, и наши летчики нанесли по нему несколько ударов с воздуха, одновременно известив подводные лодки, находившиеся в море.

Первый торпедный удар с пикирования был нанесен в районе мыса Эккерей (Норвегия) двенадцатью «илами».

 

Последующие удары последовали один за другим и во время крайнего четвертого (ведущие — командир полка Сыромятников и капитан Волынкин) по вражескому конвою совершили свой подвиг командир авиационного полка подполковник Сыромятников, майор Окнарев и старший сержант Асеев. Еще на подходе к цели, в трех километрах от нее, снаряд, выпущенный с одного из вражеских кораблей, попал в левый мотор ведущего самолета где находился Асеев. Он загорелся, но Сыромятников продолжал вести торпедоносец курсом на конвой, повторяя по радио приказание ведомым следовать за ним для нанесения удара. Противник уже вел прицельный огонь по самолету Сыромятникова. Еще несколько секунд — и снаряды попали в правый мотор. Пламя охватило оба крыла торпедоносца.

Ведомым казалось, что на врага летел гигантский факел. И в то же время они слышали четкие команды штурмана, не прекращавшего наводить самолет на цель, а стрелок-радист Асеев обеспечивал устойчивую радиосвязь.

Самолет снизился, до самого крупного транспорта в конвое осталось пятьсот метров, когда прозвучали слова последней команды Сыромятникова: — Штурман! Залп! Было видно, как героический экипаж буквально в упор всадил торпеду в борт вражеского транспорта водоизмещением шесть тысяч тонн. Транспорт тут же взорвался и затонул.

Через несколько мгновений горящая машина прочертила огненный след и упала в море. Ее экипаж погиб, выполнив свой долг до конца. Это был воинский подвиг, совершенный на глазах у боевых товарищей.

В итоге всех четырех ударов все транспортные суда конвоя были уничтожены, гитлеровцы лишились десятков кораблей охранения и шести самолетов. Наши потери—пять торпедоносцев.

Указом Президиума.Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года командиру авиационного полка гвардии подполковнику Сыромятникову, штурману гвардии майору Сшареву, стрелку-радисту гвардии старшему сержанту Асееву были посмертно присвоены высокие звания Героев Советского Союза.

Награды

Медаль Золотая Звезда,  Орден Ленина, Орден Красного Знамени, Орден Отечественной войны II степени, Орден Красной Звезды

Медаль Золотая Звезда, Орден Ленина, Орден Красного Знамени, Орден Отечественной войны II степени, Орден Красной Звезды