Аверьянов Иван Васильевич
Аверьянов
Иван
Васильевич
майор

История солдата

Мой дед, Иван Васильевич Аверьянов -  Герой Росийской Федерации, командир штурмовой авиационной эскадрильи, 110-го гвардейского штурмового авиационного полка, 6-й гвардейской Запорожской, ордена Богдана Хмельницкого || степени, штурмовой авиационной дивизии.

Родился Иван Васильевич в г. Ейске в семье железнодорожника. В раннем детстве вместе с родителями переехал в Ульяновск и прожил в этом городе долгие годы. В Ульяновске Иван окончил семилетнюю школу, затем — школу ФЗУ при машиностроительном заводе им. Володарского. По окончании учёбы работал на заводе слесарем, затем был назначен бригадиром. Прошёл обучение в аэроклубе.

  • в августе 1940 призван в Красную Армию;
  • 1941: окончил Энгельсское лётное училище;
  • 1942: окончил Краснодарское объединённое лётное училище;
  • с апреля 1943 — на фронте.

Совершил 115 боевых вылетов. Лично уничтожил 50 автомашин, 11 танков, 26 орудий, 22 железнодорожных вагона и 2 склада боеприпасов противника.

После войны остался служить в ВВС в звании майора.

В 1957, после выхода на пенсию, вернулся в Ульяновский аэроклуб, проработав сначала начальником штаба, затем начальником отдела кадров. В течение 28 лет обучал молодых пилотов.

В 2001 проезд Верхний города Ульяновск был переименован в проезд Героя РФ Аверьянова И.В.

 

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание майор
Населенный пункт: Санкт-Петербург

Боевой путь

«До войны, рассказывает Аверьянов, — я работал на заводе имени Володарского бригадиром слесарей. В 1937 году по призыву Ленинского комсомола «Дадим стране 150 тысяч летчиков» со своими друзьями В. Николаевым, А. Благовым, Е. Степановым пос­тупил в Ульяновский аэроклуб. После окончания его учился в Энгельсском авиационном училище. Но началась война, и я получил направление в Краснодарское лет­ное училище для дальнейшей уче­бы. Там готовили летчиков на са­молеты-бомбардировщики.
Когда фашисты начали бомбить город, наше училище перебазиро­валось в Азербайджан, на аэрод­ромы Степанакерта, Агдама, Ки­ровабада.

А в 1942 году по рас­пределению наш летный состав попал в г. Тамбов в первый отдельный тренировочный авиаполк для переучивания на самолете Ил-2 (самолет-штурмовик). Лишь пос­ле этого, 21 апреля 1943 года (мне тогда было 23 года), нас отправи­ли на фронт, в 110-й гвардейский авиационный полк в город Старобельск, аэродром Бутово, где мы приступили к тренировочным по­летам. Затем уже началась бое­вая работа.
Помню, 6 июля 1943 года, — вспоминает Иван Васильевич, — на шестом вылете (это было на Кур­ской дуге в Белгородском направ­лении) мой самолет сбила зенит­ная артиллерия противника. Сна­ряд попал в масляный бак — мо­тор заглох. Мы приземлились на свою территорию, в полутора ки­лометрах от линии фронта, при­чем с убранными шасси. При по­садке меня облило маслом с ног до головы, а мой воздушный стре­лок П. Журавок был ранен. До своих мы добрались на попутках. И через некоторое время снова приступили к работе…»
С 1944 года Аверьянов слу­жил уже не простым летчиком, а заместителем командира эскад­рильи по летной подготовке и штур­маном самой эскадрильи. «За пе­риод военных действий на фрон­тах Великой Отечественной вой­ны, — читаем мы в наградном лис­те Ивана Васильевича, — произвел 115 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, с боевым налетом 122 часа по уничтожению оборо­нительных сооружений противни­ка, аэродромов, переправ через водные рубежи, срыву оператив­ных перевозок, уничтожению жи­вой силы».
Крепка была наша армия ду­хом. И стояли солдаты насмерть, бились до конца! Даже сами нем­цы говорили: «Ваших летчиков на­до кормить шоколадом…». В каж­дом из своих 115 вылетов И.В. Аверьянов «… показал высокое мастерство штурмовых, бомбарди­ровочных ударов по живой силе и технике врага, а также высо­кую организованность, дисцип­лину и беспредельную предан­ность Родине».
Запомнился Ивану Василье­вичу день 19 ноября 1943 года. Тогда, штурмуя автомашины и танки в районе Авдотьевки, при первом заходе прямым попа­данием снаряда было выбито бронестекло кабины. Осколки ранили летчика в лицо. Кровь текла по щекам, губам, засти­лала глаза, но Аверьянов продолжал последующими захода­ми разить врага. В этом бою он уничтожил пять автомашин, до 15 гитлеровцев, поджег боепри­пасы…
Связь с небом у Ивана Васильевича продолжилась и пос­ле войны: летал на реактивных самолетах, работал в Ульянов­ском аэроклубе, преобразованном затем в учебный авиаци­онный центр.
Как говорят, звезда нашла своего Героя. «Но поздно, — отвечает И.В. Аверьянов, — жизнь вся позади!»

Воспоминания

Внучка

Накануне 50-летия Великой Победы произошло важное со­бытие, которое мы не могли обойти вниманием. Указом Пре­зидента России от 15 апреля 1995 года ульяновцу, майору в отставке И.В. Аверьянову прис­воено высокое звание «Герой Российской Федерации». Звезду Героя Иван Васильевич ждал полвека, потому как представлен к ней был еще в далеком 1945 году.

Аверьянова Александра Ивановна - внучка

http://shk37-ul.narod.ru/60_vov/60_vov.html Ссылка на школьную статью о дедушке!
А вообще, он был самым любимым и любящим дедулей, которого я помню, люблю и горжусь до сих пор!!!!

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: