
Иван
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дед, Иван Васильевич Аверьянов - Герой Росийской Федерации, командир штурмовой авиационной эскадрильи, 110-го гвардейского штурмового авиационного полка, 6-й гвардейской Запорожской, ордена Богдана Хмельницкого || степени, штурмовой авиационной дивизии.
Родился Иван Васильевич в г. Ейске в семье железнодорожника. В раннем детстве вместе с родителями переехал в Ульяновск и прожил в этом городе долгие годы. В Ульяновске Иван окончил семилетнюю школу, затем — школу ФЗУ при машиностроительном заводе им. Володарского. По окончании учёбы работал на заводе слесарем, затем был назначен бригадиром. Прошёл обучение в аэроклубе.
- в августе 1940 призван в Красную Армию;
- 1941: окончил Энгельсское лётное училище;
- 1942: окончил Краснодарское объединённое лётное училище;
- с апреля 1943 — на фронте.
Совершил 115 боевых вылетов. Лично уничтожил 50 автомашин, 11 танков, 26 орудий, 22 железнодорожных вагона и 2 склада боеприпасов противника.
После войны остался служить в ВВС в звании майора.
В 1957, после выхода на пенсию, вернулся в Ульяновский аэроклуб, проработав сначала начальником штаба, затем начальником отдела кадров. В течение 28 лет обучал молодых пилотов.
В 2001 проезд Верхний города Ульяновск был переименован в проезд Героя РФ Аверьянова И.В.
Боевой путь
«До войны, рассказывает Аверьянов, — я работал на заводе имени Володарского бригадиром слесарей. В 1937 году по призыву Ленинского комсомола «Дадим стране 150 тысяч летчиков» со своими друзьями В. Николаевым, А. Благовым, Е. Степановым поступил в Ульяновский аэроклуб. После окончания его учился в Энгельсском авиационном училище. Но началась война, и я получил направление в Краснодарское летное училище для дальнейшей учебы. Там готовили летчиков на самолеты-бомбардировщики.
Когда фашисты начали бомбить город, наше училище перебазировалось в Азербайджан, на аэродромы Степанакерта, Агдама, Кировабада.
А в 1942 году по распределению наш летный состав попал в г. Тамбов в первый отдельный тренировочный авиаполк для переучивания на самолете Ил-2 (самолет-штурмовик). Лишь после этого, 21 апреля 1943 года (мне тогда было 23 года), нас отправили на фронт, в 110-й гвардейский авиационный полк в город Старобельск, аэродром Бутово, где мы приступили к тренировочным полетам. Затем уже началась боевая работа.
Помню, 6 июля 1943 года, — вспоминает Иван Васильевич, — на шестом вылете (это было на Курской дуге в Белгородском направлении) мой самолет сбила зенитная артиллерия противника. Снаряд попал в масляный бак — мотор заглох. Мы приземлились на свою территорию, в полутора километрах от линии фронта, причем с убранными шасси. При посадке меня облило маслом с ног до головы, а мой воздушный стрелок П. Журавок был ранен. До своих мы добрались на попутках. И через некоторое время снова приступили к работе…»
С 1944 года Аверьянов служил уже не простым летчиком, а заместителем командира эскадрильи по летной подготовке и штурманом самой эскадрильи. «За период военных действий на фронтах Великой Отечественной войны, — читаем мы в наградном листе Ивана Васильевича, — произвел 115 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, с боевым налетом 122 часа по уничтожению оборонительных сооружений противника, аэродромов, переправ через водные рубежи, срыву оперативных перевозок, уничтожению живой силы».
Крепка была наша армия духом. И стояли солдаты насмерть, бились до конца! Даже сами немцы говорили: «Ваших летчиков надо кормить шоколадом…». В каждом из своих 115 вылетов И.В. Аверьянов «… показал высокое мастерство штурмовых, бомбардировочных ударов по живой силе и технике врага, а также высокую организованность, дисциплину и беспредельную преданность Родине».
Запомнился Ивану Васильевичу день 19 ноября 1943 года. Тогда, штурмуя автомашины и танки в районе Авдотьевки, при первом заходе прямым попаданием снаряда было выбито бронестекло кабины. Осколки ранили летчика в лицо. Кровь текла по щекам, губам, застилала глаза, но Аверьянов продолжал последующими заходами разить врага. В этом бою он уничтожил пять автомашин, до 15 гитлеровцев, поджег боеприпасы…
Связь с небом у Ивана Васильевича продолжилась и после войны: летал на реактивных самолетах, работал в Ульяновском аэроклубе, преобразованном затем в учебный авиационный центр.
Как говорят, звезда нашла своего Героя. «Но поздно, — отвечает И.В. Аверьянов, — жизнь вся позади!»
Воспоминания
Внучка
Накануне 50-летия Великой Победы произошло важное событие, которое мы не могли обойти вниманием. Указом Президента России от 15 апреля 1995 года ульяновцу, майору в отставке И.В. Аверьянову присвоено высокое звание «Герой Российской Федерации». Звезду Героя Иван Васильевич ждал полвека, потому как представлен к ней был еще в далеком 1945 году.
Аверьянова Александра Ивановна - внучка
http://shk37-ul.narod.ru/60_vov/60_vov.html Ссылка на школьную статью о дедушке!
А вообще, он был самым любимым и любящим дедулей, которого я помню, люблю и горжусь до сих пор!!!!