Аверьянов Яков Евдокимович
Аверьянов
Яков
Евдокимович
майор

История солдата

Мой отец, Аверьянов Яков Евдокимович, родился еще до Революции - в 1909 году.

Его отец Евдоким Семенович (мой дед, стало быть) был безземельный крестьянин Шнаевской волости Пензенской губернии, кузнец по профессии. Мать его Ольга Петровна была поденщицей у местного помещика. Нынешнее поколение не может и представить бедственного положения тогда - этой семьи. Не выдержав невзгод, мать его умирает в 1915 году и, при живом отце, он остается фактическим сиротой на руках у почти столетней бабушки, т.к отец его был вынужден скитаться -  в поисках заработка.Бедность у них тогда  была такая, что, кроме куриных яиц, другой пищи долгое время - никакой не было. Все переменила в лучшую для них сторону - Революция. Дед получил землю и вместе с сыном своим стал ее обрабатывать и кормиться с нее. Появилась корова, прочая живность, жизнь стала налаживаться. Отец вступил в Комсомол и четыре срока подряд возглавлял местную ячейку. Выбрали его и заместителем Председателя Сельсовета. При создании колхоза "Труд и Свобода" в селе он одним из первых вступил в него и работал там кузнецом. Потом Райком комсомола послал его на учебу в Пензенскую совпартшколу 2-й (высшей) ступени. Там готовили партийных и советских работников низового звена. Приняли отца в 1932 году в ВКП(б), Почему я так подробно об этом пишу? А потому, что судьба отца - это судьба его поколения. Советская власть дала, что называется, путевку в жизнь таким вот как мой отец - выходцам из самых что ни на есть крестьянских низов, из бедноты и нищеты почти. По окончании школы  призвали отца в армию, в РККА. В железнодорожные войска. Что такое тогда были эти войска?  Весь транспорт - это были железные дороги. Во время войны 86% всех перевозок было осуществлено по железным дорогам. 12,5% - по водным путям, речным, в основном,1,0%- по сухопутным дорогам, 0,5% - авиацией. Короче, стал отец - политработником в знаменитой, и сейчас еще существующей, 5-й железнодорожной бригаде. Прошел боевой путь от Перемышля до Лисок в отступлении и от Лисок до Риги - в наступлении. Бок о бок служил в 82-м железнодорожном восстановительном батальоне сначала Военным комиссаром, а потом - замполитом у своего друга, будущего Начальника штаба желдорвойск СССР генерал-лейтенанта, а тогда еще - майора, Ш.Н Жижилашвили, Героя социалистического труда с 1943 года.  Закончил войну отец в должности Зам. начальника политотдела 17 железнодорожной бригады и в звании майора.  Два ордена Красной Звезды, медали: За трудовое отличие, За боевые заслуги, За оборону Киева, знак Почетному железнодорожнику, Грамота Президиума Верховного Совета Латвийской ССР. А что это была за служба? Железнодорожные войска при отступлении обеспечивали своевременную эвакуацию материальных средств и населения, разрушение и уничтожение объектов транспортной и иной инфраструктуры, минирование впрок важных объектов минами замедленного действия, разрушекние, при отступлении, железнодорожных путей. При этом, отступали всегда - последними. При наступлении все происходило в обратном порядке. А поскольку железные дороги являлись, по сути, почти единственным, что обеспечивало транспортные проблемы в стране, работали люди 25 часов в сутки без отпусков и выходных. Кто падал от усталости, того уносили - отдохнуть. Герой Социалистического труда красноармеец Анников перевыполнял норму на 1150%! Вдумайтесь в эту цифру, люди! А человек этот изобрел способ перерубать рельс (для восстановления пути из кусков уцелевших) - за три только удара кувалдой по зубилу в разные места профиля рельса! Есть ли в наши дни желающие попробовать помахать кувалдой 25 часов в сутки? Политработник тогда был - отец солдата, его воспитатель, одновременно суровый наставник и - заботливый друг.О войне отец никогда не вспоминал и наград не носил. Умер он рано - в 1967 году от тяжелой болезни, работая директором одного из Московских предприятий. Но я знаю, что сотни и сотни фронтовых километров железных дорог политы и его потом, как и десятки важнейших мостов. Особенно - одиннадцатипролетный мост через Западную Двину в Риге, полностью разрушенный немцами и в рекордно короткий срок - восстановленный.

Слава советским Вооруженным силам, победившим нацизм!

Слава - Железнодорожным войскам!

Вечная память - фронтовикам!

 

Регион Москва
Воинское звание майор
Населенный пункт: Москва

Боевой путь

22. 06.41 - 23.06.42.  Старший инструктор политотдела 5 Отдельной железнодорожной бригады.

23.06.42 - 10. 42.  Военный комиссар 82 Отдельного строительного путевого железнодорожного батальона.

10.42 - 12. 44. Зам командира по политчасти 82 Отдельного восстановительного железнодорожного батальона.

12.44 - до конца войны.  Зам начальника политотдела 17 Отдельной железнодорожной бригады.

Воспоминания

Сын, Аверьянов Яков Яковлевич

Мой отец, Аверьянов Яков Евдокимович, родился еще до Революции - в 1909 году.



Его отец Евдоким Семенович (мой дед, стало быть) был безземельный крестьянин Шнаевской волости Пензенской губернии, кузнец по профессии. Мать его Ольга Петровна была поденщицей у местного помещика. Нынешнее поколение не может и представить бедственного положения тогда - этой семьи. Не выдержав невзгод, мать его умирает в 1915 году и, при живом отце, он остается фактическим сиротой на руках у почти столетней бабушки, т.к отец его был вынужден скитаться - в поисках заработка.Бедность у них тогда была такая, что, кроме куриных яиц, другой пищи долгое время - никакой не было. Все переменила в лучшую для них сторону - Революция. Дед получил землю и вместе с сыном своим стал ее обрабатывать и кормиться с нее. Появилась корова, прочая живность, жизнь стала налаживаться. Отец вступил в Комсомол и четыре срока подряд возглавлял местную ячейку. Выбрали его и заместителем Председателя Сельсовета. При создании колхоза "Труд и Свобода" в селе он одним из первых вступил в него и работал там кузнецом. Потом Райком комсомола послал его на учебу в Пензенскую совпартшколу 2-й (высшей) ступени. Там готовили партийных и советских работников низового звена. Приняли отца в 1932 году в ВКП(б), Почему я так подробно об этом пишу? А потому, что судьба отца - это судьба его поколения. Советская власть дала, что называется, путевку в жизнь таким вот как мой отец - выходцам из самых что ни на есть крестьянских низов, из бедноты и нищеты почти. По окончании школы призвали отца в армию, в РККА. В железнодорожные войска. Что такое тогда были эти войска? Весь транспорт - это были железные дороги. Во время войны 86% всех перевозок было осуществлено по железным дорогам. 12,5% - по водным путям, речным, в основном,1,0%- по сухопутным дорогам, 0,5% - авиацией. Короче, стал отец - политработником в знаменитой, и сейчас еще существующей, 5-й железнодорожной бригаде. Прошел боевой путь от Перемышля до Лисок в отступлении и от Лисок до Риги - в наступлении. Бок о бок служил в 82-м железнодорожном восстановительном батальоне сначала Военным комиссаром, а потом - замполитом у своего друга, будущего Начальника штаба желдорвойск СССР генерал-лейтенанта, а тогда еще - майора, Ш.Н Жижилашвили, Героя социалистического труда с 1943 года. Закончил войну отец в должности Зам. начальника политотдела 17 железнодорожной бригады и в звании майора. Два ордена Красной Звезды, медали: За трудовое отличие, За боевые заслуги, За оборону Киева, знак Почетному железнодорожнику, Грамота Президиума Верховного Совета Латвийской ССР. А что это была за служба? Железнодорожные войска при отступлении обеспечивали своевременную эвакуацию материальных средств и населения, разрушение и уничтожение объектов транспортной и иной инфраструктуры, минирование впрок важных объектов минами замедленного действия, разрушекние, при отступлении, железнодорожных путей. При этом, отступали всегда - последними. При наступлении все происходило в обратном порядке. А поскольку железные дороги являлись, по сути, почти единственным, что обеспечивало транспортные проблемы в стране, работали люди 25 часов в сутки без отпусков и выходных. Кто падал от усталости, того уносили - отдохнуть. Герой Социалистического труда красноармеец Анников перевыполнял норму на 1150%! Вдумайтесь в эту цифру, люди! А человек этот изобрел способ перерубать рельс (для восстановления пути из кусков уцелевших) - за три только удара кувалдой по зубилу в разные места профиля рельса! Есть ли в наши дни желающие попробовать помахать кувалдой 25 часов в сутки? Политработник тогда был - отец солдата, его воспитатель, одновременно суровый наставник и - заботливый друг.О войне отец никогда не вспоминал и наград не носил. Умер он рано - в 1967 году от тяжелой болезни, работая директором одного из Московских предприятий. Но я знаю, что сотни и сотни фронтовых километров железных дорог политы и его потом, как и десятки важнейших мостов. Особенно - одиннадцатипролетный мост через Западную Двину в Риге, полностью разрушенный немцами и в рекордно короткий срок - восстановленный.



Слава советским Вооруженным силам, победившим нацизм!



Слава - Железнодорожным войскам!



Вечная память - фронтовикам!

Награды

награды

награды

Знаки различия желдорвойск до 43 года

Знаки различия желдорвойск до 43 года

политрук роты Аверьянов Я.Е.

политрук роты Аверьянов Я.Е.

Ст. инструктор политотдела

Ст. инструктор политотдела

Зам начальника политотдела

Зам начальника политотдела

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: