Иван
Кириллович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
ПАМЯТЬ
В нашей стране в каждом доме есть свой герой, а то и не один.
Вся страна воевала, от малого до старого, у каждого была своя Великая Отечественная…
Но среди всех было особое, советское, поколение: родившиеся с 1917 по 1927 годы (27-й был последним призывным годом войны). Они были молоды, их вырастила советская школа, они твердо знали: кто, если не мы встанет на защиту страны. И встали! И честно делали своё дело – без пафосных слов, без особых надежд на награды, понимая, что не все уцелеют в этой войне. Так и случилось. Говорят, что по статистике из того поколения выжили три процента - трое из ста. А нам они оставили Память, и в том числе в стихах одного из них, Н.Майорова:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы…
Сегодня мы вспоминаем о трех ребятах из того поколения. Сейчас им было бы уже по 100 лет.
Но двоих из них, сержантов Василия Кондратьева и Сергея Шибанова, нет на этом свете уже 77 лет, третий, лейтенант Иван Багрич прожил долгую и очень насыщенную жизнь. В его жизни было так много знаменательных событий, что хватило бы не на одну судьбу, возможно, и на судьбы тех ребят, погибших 5 мая 1943 года под городом Карачев Брянской области.
Багрич Иван Кириллович – наш близкий родственник. Мы – это его сын, невестка, два внука, племянницы и племянники, их семьи, правнуки, пока, правда, только двоюродные. Но жизнь продолжается, семья растет - будет кому передавать Память. Мы эту Память об Иване Кирилловиче, дяде Ване, деде Иване, отце чтим и готовы поделиться ею.
Иван Кириллович Багрич родился 3 июня 1918 года в селе Макаровка Харьковской области в обычной крестьянской семье, в которой было пятеро детей: он, единственный сын, и четыре дочери. Его отец, Багрич Кирилл Григорьевич, был участником Первой Мировой, а потом и Великой Отечественной Войны. Мать, Багрич Ефросинья Ивановна, всю жизнь проработала в колхозе. Детство Ивана пришлось на тяжелые годы: гражданская война, коллективизация, голод. Но сильные от природы характеры трудности только закаляют. У Ивана, Седыша, как его звали сверстники за очень светлые волосы, характер был именно такой. Иван рос физически сильным и упорным, привык добиваться своего.
Образования у родителей не было, мать вообще была неграмотной, но родители понимали, что детям нужно учиться.
Иван поступил в Харьковский энерго-механический техникум. Учеба была серьёзная и трудная. Но Иван стремился к знаниям. Эти навыки очень пригодились ему впоследствии.
В 1939 году Иван Багрич, как и многие молодые парни, был призван в Армию. Время было тревожное. На Дальней Востоке постоянные конфликты с японцами (Халкин гол, озеро Хасан). В ноябре 1939 года началась Финская война. Ивана направили на учебу в летное училище, которое он окончил накануне Великой Отечественной Войны.
Война застала его на западной границе. Но летать в первые дни войны не пришлось: немцы уничтожили наши самолёты прямо на аэродроме. Командование перебросило уцелевших лётчиков в тыл для получения новой лётной техники.
А потом начались военные будни. Конечно мы, родственники Ивана Кирилловича, не знаем всего, что он испытал во время войны. Но о трагическом эпизоде под Карачевом мы знаем.
Да, это был рядовой боевой вылет (35 боевой вылет лейтенанта Багрича) для сбора разведданных о расположении фашистских войск. Уже теперь, зная историю Великой Отечественной Войны, можно только предположить, что эти сведения нужны были для подготовки к величайшему сражению на Курской дуге летом 1943 года. А может, была какая-то другая цель, но боевая задача поставлена - собрать разведданные.
Экипаж самолёта состоял из летчика - сержанта Василия Кондратьева, штурмана – лейтенанта Ивана Багрича, стрелка - радиста - сержанта Сергея Шибанова. Багрич был «стариком». Во-первых, он уже 2 года воевал, имел боевой лётный опыт, был награжден боевыми наградами, был старшим по воинскому званию, во-вторых, он был старше совсем молоденьких сержантов. А было этому «старику» на момент вылета 24 года! Ни жён, ни детей ни у кого из них не было. И по отчеству их тогда никто не звал...
Для сбора данных они должны были сфотографировать расположение немецких позиций. Сделать это можно только днем. Самолёт был обнаружен немецкими истребителями, был подбит, загорелся. Лётчик и штурман приняли решение посадить горящий самолёт. Нашли подходящее поле рядом с какой-то деревней. Самолет посадили. Во время посадки, как рассказывал Иван Кириллович, он, сидя сзади лётчика, с силой прижимал того к спинке кресла, чтобы лётчик не ударился о панель управления. После приземления они с лётчиком выбрались из горящего самолёта. Оба были ранены. Радист-стрелок Шибанов, место которого было в хвосте самолёта, был убит ещё в воздухе. Они увидели, что от деревни к ним уже бегут люди. Кто это был – немцы, полицаи или просто местные жители – определить было невозможно. Штурман и лётчик побежали к ближайшей рощице. Над ними кружили немецкие самолёты, обстреливая их из пулемётов. В какой-то момент летчик Кондратьев был убит. Иван остался один, а уже был слышен лай собак – немцы начали преследование. Иван увидел поблизости стог сена. Какой-то пожилой местный житель помог ему спрятаться в этом стогу. Причём, дед этот был, видимо, очень толковый: рассыпал вокруг стога махорку. Иначе, как можно ещё объяснить, что прибежавшие вскоре собаки, покружив вокруг стога, след не взяли. Ночью этот старик и его жена перевязали Ивана и вывели к лесу. Всех деталей мы, конечно, не восстановим. Но Ивану помогли перейти линию фронта. Кто? Сейчас сказать невозможно. Но о двух людях Иван Кириллович рассказывал: о пахавшем поле крестьянине, который передал ему узелок с едой и указал направление, куда надо идти, чтобы не столкнуться с немцами, и о девушке, которая делала ему перевязку в лесу, чтобы не началась гангрена, и кипятила воду для перевязки на костре в консервной банке.
После перехода линии фронта Иван был отправлен в госпиталь. А потом были новые боевые полёты (всего 91 за время войны) и новые боевые награды…
После освобождения от фашистов Карачева Иван Кириллович приезжал в эту деревню поклониться могиле своих ребят, которых похоронили местные жители, и поблагодарить стариков, которые его спасли. С ними он поддерживал отношения и после войны, как мог, помогал им.
Иван Кириллович вспоминал, что когда он стоял у могилы ребят, к нему подбежал мальчишка лет 12-13 и сказал, что видел, как приземлился горящий самолёт, и видел, как его, Ивана Кирилловича, прятали. Похоже, в деревне многие знали, где скрывался летчик. Не выдал никто. Рисковали все. И те, кто прятал, и те, кто помогал перейти линию фронта, и те, кто просто молчал. Рисковали собственными жизнями, жизнями своих детей, своих близких. Наверное, это и называется Народный Подвиг. А Народная Память — это когда люди в этой местности помнят о летчиках уже 77 лет…
Иван Кириллович помнил о них всегда. После войны ездил к матери летчика, сержанта Кондратьева, в Красноярский край. Пытался найти и родных стрелка –радиста, сержанта Шибанова. Но выяснилось, что парень этот вырос в Детском доме, родных его не нашел. В 80-е годы Иван Кириллович добился перезахоронения останков ребят в другой населенный пункт, так как деревня, куда посадили подбитый самолёт, опустела – люди разъехались.
Вот и все, что мы знаем и помним об одном эпизоде большой Войны.
После Победы Багрич Иван Кириллович продолжал служить и летать.
Вскоре после войны он поступил в лётную академию имени Жуковского и блестяще её окончил. Пригодилась его тяга к знаниям и здесь.
В начале 50-х годов Багрич И.К. был командирован в Китайскую Народную Республику, где вместе с другими нашими лётчиками обучал китайцев летному делу. Как вспоминал Иван Кириллович, это было довольно опасно, так как китайцы были совершенно не подготовлены к полетам. Не хватало технических знаний и опыта. Порой взлетая, иронизировал он, с китайскими курсантами, советские инструкторы не были уверены, что нормально приземлятся и приземлятся ли вообще! Но постепенно всё наладилось. Китай с помощью наших специалистов создал свои Военно-Воздушные силы.
В 1954 году авиационное конструкторское бюро авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева приступило к созданию реактивного пассажирского самолёта Ту- 104. Наша военная авиация уже имела реактивные военные самолеты, а вот пассажирских реактивных самолётов еще не было. Конечно, при создании Ту- 104 использовались военные наработки, но доводить самолет до серийного выпуска можно только с помощью экипажей испытателей. Естественно, что в такие экипажи отбирают лучших из лучших, первоклассных специалистов. Полковник Багрич был назначен штурманом экипажа испытателей. Командиром экипажа стал пилот Стариков, впоследствии награжденный Звездой Герой Советского Союза, радистом – сержант Беляев.
Руководитель полётов при напутствии экипажа испытателей в полет сказал: «Вы должны утвердить к жизни первый советский реактивный пассажирский самолёт. Дело это чрезвычайно важное и в известном смысле имеет историческое значение». Члены экипажа понимали всю важность возложенного на них задания и готовились к нему тщательно: все зачеты и экзамены, которые принимали у них лично А.Н. Туполев и сотрудники его конструкторского бюро, были сданы на «отлично».
Начались испытательные полёты, во время которых с приборов снимались скоростные характеристики, характеристики устойчивости и управляемости, прочности самолета, показатели расхода топлива, проверялась работа приборов и многое другое. Особое внимание обращалось на надёжность и безопасность полётов, на удобства и комфорт для пассажиров.
А в первом дальнем испытательном перелёте в Узбекистан пришлось садиться при сильном ветре – совершить уникальную, первую в мире «слепую» посадку на таком типе самолёта в сложнейших условиях. Приземление было «ювелирное», во многом благодаря точности и скорости расчетов, которые производил штурман экипажа полковник Багрич.
В дальнейшем руководство страны приняло решение использовать слаженный экипаж испытателей для полётов на Ту-104 Членов Правительства СССР, в том числе за границу.
Первый такой полёт состоялся 22 марта 1956 года в Лондон. Руководитель перелёта вместе с техническим заданием «выдал» экипажу ещё одно, политическое: «Вы несете в Англию славу новой России». Так и случилось – многие английские газеты не смогли скрыть своего восхищения советским самолётом и его экипажем. Так газета «Дейли экспресс» сообщила: «Вчера в Лондон прилетел советский пассажирский реактивный самолёт, который разбил всякую мысль о том, что Россия отстает в борьбе за превосходство в области авиации».
Конечно, были и другие зарубежные полёты. Чаще всего Иван Кириллович вспоминал о полётах с маршалом Советского Союза Георгием Жуковым, в то время Министром обороны СССР.
В пятидесятые годы во всем мире бурно развивалась реактивная авиация. В разных странах проходили авиационные выставки, в которых успешно участвовал экипаж Ту-104. Часто именно русский, как писали в западных газетах, реактивный пассажирский самолёт Ту-104, давший Советскому Союзу возможность обогнать Запад, становился главной сенсацией таких выставок: в конце мая 1956 года в швейцарском Цюрихе, в сентябре 1956 года в английском Фарнборо, в июне 1956 года в Тушине под Москвой.
Конечно, такие значимые для страны события освещались и в наших средствах массовой информации: в газетах, журналах. В семье хранился номер журнала «Огонёк» с фотографией Ивана Кирилловича и описанием работы их экипажа. Есть кинохроника о прибытии Ту-104 в Лондон в марте 1956 года (на этих кадрах запечатлен и Багрич И.К.). В 1978 году вышла книга о командире этого экипажа, в которой описаны действия всех членов экипажа, в том числе штурмана Багрича И.К. (Тюльпанов Л. «Испытано в небе//За Отчизну, свободу и честь! очерки о Героях Советского Союза-горьковчанах» г. Горький, 1978 –Кн5 – с.277-287).
А вскоре началась другая эпоха – космическая. Мы все, конечно, знаем дату 12 апреля 1961 года и сообщение «человек в космосе». Для большинства из нас космос «открылся» именно в этот день. Кое-кто знал, что первому пилотируемому космическому полёту предшествовала большая и кропотливая подготовительная работа. И только немногие непосредственно принимали участие в подготовке космонавтов. Среди них был и наш Иван Кириллович. Да, первый отряд космонавтов проходил обучение и тренировки в полку, в котором служил полковник Багрич. Тренировки проходили на знаменитом подмосковном аэродроме Чкаловский. Именно на этом аэродроме в 1973 году и закончил свою летную службу и военную карьеру Багрич И.К.
Рядом с этим аэродромом прошли дальнейшие, уже «гражданские», годы жизни Ивана Кирилловича Багрича, недалеко от аэродрома он был похоронен в ноябре 1992 года.
Вся наша семья помнит его и гордится таким родственником.
Он был одним из немногих уцелевших в войне из поколения предвоенной молодёжи. Три процента – трое из ста, родившихся с 1917 по 1927 годы, они понимали, что судьба выдала им главную награду в той Войне – жизнь.
Фронтовики избегали громких слов. Но у каждого из них была своя память о погибших товарищах, о чём написал А.Твардовский:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Остались там…летчик Василий Кондратьев и стрелок-радист Сергей Шибанов.
А нам осталась Память!
Племянница И.К.Багрича - И.Таланова (10tvn@mail.ru)
6 апреля 2020 г.