
Александр
Евстигнеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Александр Евстигнеевич родился 30 июня 1916 г. в селе Мордово Мордовской волости Уманского уезда Тамбовской губернии Российской Империи (ныне рабочий поселок, административный центр Мордовского поселкового совета Мордовского района Тамбовской области). По национальности русский. Занимался в местной школе.
Чтобы учиться дальше, он переезжает в г. Воронеж. Сначала окончил фабрично-заводскую семилетку № 17, а затем в 1936 г.- три курса Воронежского техникума народно-хозяйственного учёта по специальности «техник по учёту». Работает старшим табельщиком на Воронежском заводе синтетического каучука. Член ВЛКСМ с 1938 г. Комсомольцы заводоуправления избрали его секретарём первичной организации.
Завод синтетического каучука – детище индустриализации - был возведён в течение года — 19 октября 1932 г. В этот осенний день на Воронежском заводе СК-2 был получен первый каучук. Сейчас нам даже трудно себе представить значение этого знаменательного события, сколько оно значило для персонала нового предприятия, для его первостроителей, но закончили все монтажные, подготовительные и технологические работы за 15 месяцев — от разметки земельных участков на Левом берегу рядом с рекой Воронеж и до получения первой партии долгожданной продукции. Причём по тем временам считалось, что промышленное получение синтетического каучука — абсолютная утопия
Александр с детства мечтал покорить небо. Он поступил в аэроклуб. Тем более, что комсомол принял шефство над воздушным флотом СССР, выдвинул знаменитый лозунг «Комсомолец — на самолет!» Вместе с ним занимался хороший товарищ-слесарь-инструментальщик одного из цехов завода Мартыка Иван.
(Свою историю Воронежский аэроклуб начал в 1933 г. Здесь имелось три звена - планерное, самолетное, парашютное. Попасть в число курсантов было не так-то просто: нужно было сначала пройти соответствующие приемные комиссии. А они отбирали кандидатов, особенно в конце 1930-х, почти так же строго, как и в летные школы ВВС. Тем, кто учился без отрыва от производства, полагались разного рода льготы. Скажем, им выплачивалась стипендия в 250 рублей и полагался бесплатный завтрак и обед, а по окончании обучения предоставлялся двухнедельный отпуск с сохранением зарплаты. Учлетам полагалась форма: так их приучали к будущей службе в РККА. Когда же учлеты заканчивали знакомиться с теорией и переходили к практике, то их ждал самолет. Применялся один из двух типов – У-2 или УТ-2).
Александр учился в аэроклубе только на отлично. Сдал нормы на три оборонных значка: ГТО, «Ворошиловский стрелок» и ГСО. Его летчик – инструктор Петр Степанович Паринов говорил: «Серьезный дисциплинированный учлет - отличник, из которого, я уверен, получится прекрасный летчик».
В ряды РККА Барбашин А.Е. был призван в ноябре 1939 г. и направлен Борисоглебскую авиашколу. Успешно прошел мандатную и медицинскую комиссии. Военную присягу принял 23 февраля 1940 г.
(В 1923 г. в г. Борисоглебске Воронежской области формируется авиашкола – «2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота» (2-я ВШЛ КВ)". Постепенно школа развивалась. В 1929-1930 гг. 2-я ВШЛ имела три аэродрома. В 1940 г. школа получила новое наименование, в котором закреплялось место базирования: Борисоглебская военная авиационная школа пилотов им. В.П. Чкалова (в честь выпускника первого выпуска, трагически погибшего в 1938 г.). Летчики Борисоглебского училища участвовали в операциях в разных частях света: небо Испании, покорение Севера, многочасовые беспосадочные перелёты, Азия, Африка, Южная Америка. Выпускники ставили мировые рекорды один за другим. Например, самолёт Андрея Юмашева находился в воздухе 62 часа 17 минут! Юмашев же в 1937 г. получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина за беспримерный перелёт из СССР в США через Северный полюс).
В преддверии войны школа стала готовить только летчиков -истребителей. Программа подготовки была укорочена. Коллектив преподавателей работал с большим напряжением, учебная нагрузка доходила до 12-14 часов в день. Но и в этих условиях они находили время, чтобы проводить индивидуальную работу с отстающими курсантами и подтягивать их до уровня успевающих. В целях повышения качества подготовки выпускников и совершенствования их лётного обучения в условиях, максимально приближенных к боевым, исходя из опыта Финской кампании, для курсантов была введена дополнительная ночная лётная программа из десяти лётных упражнений, в восьми из них предусматривалось бомбометание.
Курсант Барбашин в течение года освоил скоростной истребитель И-16. Перед этим полетали на самолетах УТ-2 и УТИ-4.
Александр Барбашин в конце ноября 1940 г. окончил Борисоглебскую авиашколу по второму разряду, ему было присвоено звание младший лейтенант (а уже в декабре вышел приказ выпускать из училищ сержантов. Выпуск переживал - боялись, что снимут кубари). После школы молодых пилотов 28 ноября 1940 г. направили на освоение боевого применения в 163-й резервный авиаполк Московского военного округа, находившийся в деревне Будово, недалеко от Торжка. На полк возлагалась задача по подготовке кадров для развертывания авиационных частей. Младший летчик Барбашин, как и его товарищи, совершенствовали летное мастерство, обучались военному делу. Жили в казармах. Летали строем в составе звена, стреляли по конусу, осваивали высший пилотаж в полном объеме.
Когда началась война, Александр еще был в резервном полку. Много самолетов передали в действующую армию, а когда немец стал подходить, из Торжка этот учебно-тренировочный полк перебазировался в Арзамас. Там была база для формирования полков для отправки на фронт, имелись хорошие условия для обучения и ровная местность. Сначала летали на И-16, а потом стали осваивать новые самолеты ЛаГГ-3.
В дальнейшем службу младший лейтенант Барбашин продолжил в 122-м истребительном авиаполку.
. (Полк сформирован в марте - мае 1940 г. в Белорусском ВО. Входил в состав 11-й сад. На вооружении имел самолёты И-153, И-16.
В первые минуты войны с аэродрома Новый Двор полк поднялся по тревоге. За день многие пилоты полка совершили до 10 боевых вылетов и открыли свой счёт побед. За первые три дня войны полк потерял всю материальную часть и был выведен в тыл).
В Рязанской высшей школе штурманов (ВШШ-1) лётчики 122-го авиаполка по ускоренному курсу изучили истребители МиГ-3. В последнюю декаду июля 1941 г. прибыл в состав ВВС фронта Резервных армий и вошел в группу полковника Зотова. Спустя два месяца полк во второй раз проходил переформирование в Рязанской ВШШ-1, которое закончилось в октябре. Полк стал двух эскадрильным, имел 20 МиГ-3. 21.02.1942 г. полк передан в распоряжение командующего ВВС Западного фронта; входил в состав 201-й иад. Летом в полк начали поступать истребители Як-1, позднее Як-76, Як-9. С ноября 1942 г. полк входил в состав 233-го шад.
В ноябре 1943 г. полк выведен в тыл на переформирование. Вошел в состав 331-й иад. С 13.02.1944 г. начал боевую работу на 1-м Украинском фронте.
Младший лейтенант Барбашин был трижды ранен:
-первый раз весной 1942 г., из госпиталя ЭГ1888 (г. Владимир) был выписан 27 мая 1942 г. (Информация об архиве -Источник информации: Филиал ЦАМО (Архив военно-медицинских документов). Фонд ист. информации: Картотека ранений. Номер шкафа: Картотека общего учета. Номер ящика: 018-35);
-второй раз получил ранение 15 августа 1942 г. и был госпитализирован в ЭГ 1318 г. Владимира (ЭГ4156) – (Информация об архиве -Источник информации: Филиал ЦАМО (Архив военно-медицинских документов). Фонд ист. информации: Картотека ранений. Номер шкафа: Картотека общего учета. Офицерский состав. Номер ящика: 113-12);
-третий раз получил ранение 13 сентября 1943 г. и был госпитализирован ВГ414, который располагался в г. Свердловске
(Информация об архиве - Источник информации: Филиал ЦАМО (Архив военно-медицинских документов). Фонд ист. информации: Картотека ранений. Номер шкафа: Картотека общего учета. Номер ящика: 018-35).
Следует отметить, что в этих документах у Барбашина А.Е., младшего лейтенанта, 1916 года рождения, рожденного в селе Мордово Тамбовской области, ошибочно (?!) указан 172-й иап.
122-й иап участвовал в битве под Москвой, Ржевско-Вяземской, Погорелово-Городищенской, Ржевско-Сычевской, Проскуровско-Черновицкой операциях.
.
14 марта 1944 г. командир звена 122-й иап 331-й иад младший лейтенант Барбашин Александр Евстигнеевич не вернулся с боевого задания. Сопровождая штурмовики к городу Проскуров (ныне Хмельницкий), он вступил в бой с истребителями. В небе над селом Редвенцы его самолёт был сбит, лётчик Барбашин погиб.
Похоронен в центре села Редвенцы Хмельницкой области Украины (в братской могиле у Дома культуры)..
80 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны — войны, в годы которой наш народ отстоял право на свободу своей Родины, принес освобождение от фашизма народам Европы. Все меньше и меньше остается рядом с нами участников и свидетелей тех грозных и одновременно славных событий. Но с годами не меркнет величие подвига тех, кто с оружием в руках на фронте и непосильным трудом в тылу завоевали мир для нас, живущих уже в XXI веке. Поэтому именно сейчас, когда ушли в прошлое многие ценности и идеологические догмы XX века, очень важно для нас, подрастающего поколения, знать, что такое настоящий патриотизм и любовь к Родине, что эти понятия — не пустой звук, что наш народ даже в самые трудные минуты своей истории оставался непреклонным и не сломленным.
Его товарищ по Воронежскому заводу синтетического каучука им. С.М. Кирова и аэроклубу, летчик-истребитель Мартыка Иван Евстафьевич, 1920 года рождения, кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды, 20 декабря 1944 г. погиб, выполняя тренировочный полет на самолете ЛА-5 в районе села Тарново – Госки, недалеко от города Белосток (ныне Польша). Самолет из-за неисправности двигателя загорелся в воздухе и горящим упал на землю.
Патриоты нашей Родины в жизни были простыми людьми, хорошими работниками. Став летчиками, русский Барбашин и украинец Мартыка, не задумываясь отдали свои молодые жизни за Родину, за её синее, мирное небо.
На плите мемориального комплекса завода синтетического каучука им. С.М. Кирова начертаны фамилии героев войны Барбашина Александра Евстигнеевича и Ивана Евстифеевича Мартыки, работавших на предприятии в 30-х годах прошлого века. В «Книги памяти работников Воронежского завода СК им. С.М. Кирова-участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» о них рассказано на страницах 46 и 60 соответственно.
В написании биографии использованы материалы Валентина Котюха.
Боевой путь
Когда началась война, Александр еще был в 163-м резервном полку МВО. Много самолетов передали в действующую армию, а когда немец стал подходить, из Торжка этот учебно-тренировочный полк перебазировался в Арзамас. Там была база для формирования полков для отправки на фронт, имелись хорошие условия для обучения и ровная местность. Сначала летали на И-16, а потом стали осваивать новые самолеты ЛаГГ-3.
В дальнейшем службу младший лейтенант Барбашин продолжил в 122-м истребительном авиаполку.
. (Полк сформирован в марте - мае 1940 г. в Белорусском ВО. Входил в состав 11-й сад. На вооружении имел самолёты И-153, И-16.
В первые минуты войны с аэродрома Новый Двор полк поднялся по тревоге. За день многие пилоты полка совершили до 10 боевых вылетов и открыли свой счёт побед. За первые три дня войны полк потерял всю материальную часть и был выведен в тыл).
В Рязанской высшей школе штурманов (ВШШ-1) лётчики 122-го авиаполка по ускоренному курсу изучили истребители МиГ-3. В последнюю декаду июля 1941 г. прибыл в состав ВВС фронта Резервных армий и вошел в группу полковника Зотова. Спустя два месяца полк во второй раз проходил переформирование в Рязанской ВШШ-1, которое закончилось в октябре. Полк стал двух эскадрильным, имел 20 МиГ-3. 21.02.1942 г. полк передан в распоряжение командующего ВВС Западного фронта; входил в состав 201-й иад. Летом в полк начали поступать истребители Як-1, позднее Як-76, Як-9. С ноября 1942 г. полк входил в состав 233-го шад.
В ноябре 1943 г. полк выведен в тыл на переформирование. Вошел в состав 331-й иад. С 13.02.1944 г. начал боевую работу на 1-м Украинском фронте.
Младший лейтенант Барбашин был трижды ранен:
-первый раз весной 1942 г., из госпиталя ЭГ1888 (г. Владимир) был выписан 27 мая 1942 г. (Информация об архиве -Источник информации: Филиал ЦАМО (Архив военно-медицинских документов). Фонд ист. информации: Картотека ранений. Номер шкафа: Картотека общего учета. Номер ящика: 018-35);
-второй раз получил ранение 15 августа 1942 г. и был госпитализирован в ЭГ 1318 г. Владимира (ЭГ4156) – (Информация об архиве -Источник информации: Филиал ЦАМО (Архив военно-медицинских документов). Фонд ист. информации: Картотека ранений. Номер шкафа: Картотека общего учета. Офицерский состав. Номер ящика: 113-12);
-третий раз получил ранение 13 сентября 1943 г. и был госпитализирован ВГ414, который располагался в г. Свердловске
(Информация об архиве - Источник информации: Филиал ЦАМО (Архив военно-медицинских документов). Фонд ист. информации: Картотека ранений. Номер шкафа: Картотека общего учета. Номер ящика: 018-35).
Следует отметить, что в этих документах у Барбашина А.Е., младшего лейтенанта, 1916 года рождения, рожденного в селе Мордово Тамбовской области, ошибочно (?!) указан 172-й иап.
122-й иап участвовал в битве под Москвой, Ржевско-Вяземской, Погорелово-Городищенской, Ржевско-Сычевской, Проскуровско-Черновицкой операциях.
.
14 марта 1944 г. командир звена 122-й иап 331-й иад младший лейтенант Барбашин Александр Евстигнеевич не вернулся с боевого задания. Сопровождая штурмовики к городу Проскуров (ныне Хмельницкий), он вступил в бой с истребителями. В небе над селом Редвенцы его самолёт был сбит, лётчик Барбашин погиб.
Похоронен в центре села Редвенцы Хмельницкой области Украины (в братской могиле у Дома культуры).
Его товарищ по Воронежскому заводу синтетического каучука им. С.М. Кирова и аэроклубу, летчик-истребитель Мартыка Иван Евстафьевич, 1920 года рождения, кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды, 20 декабря 1944 г. погиб, выполняя тренировочный полет на самолете ЛА-5 в районе села Тарново – Госки, недалеко от города Белосток (ныне Польша). Самолет из-за неисправности двигателя загорелся в воздухе и горящим упал на землю.
Патриоты нашей Родины в жизни были простыми людьми, хорошими работниками. Став летчиками, русский Барбашин и украинец Мартыка, не задумываясь отдали свои молодые жизни за Родину, за её синее, мирное небо.