Батовский Михаил Филиппович
Батовский
Михаил
Филиппович
Старший лейтенант / Лётчик - бомбардировщик. Разведчик
9.11.1917 - 9.11.1942

История солдата

Мой прадедушка БАТОВСКИЙ МИХАИЛ ФИЛИППОВИЧ родился 9 ноября 1917 года в селе Любашевка Одесской области. Его отец Батовский Филипп Иосифович был сталеваром на НКМЗ. 

До 1937 года учился в Любашевской школе номер 2 , потом семья Батовских переехала в город Электросталь Московской области. 
В Советской Армии мой прадедушка находился  с 1937 года , и в этом же году он был направлен учиться в наборную школу (аэроклуб) в г. Краматорске, Сталинской области. Окончив ее, Михаила направили учиться в Ворошиловскую военную авиашколу, после окончания которой он поехал к месту назначения в Таганрогскую военную авиашколу, где находился и работал до 30 октября 1941 года. 
До Великой Отечественной войны Михаил Филиппович повстречал Марию Петровну , которая стала ему женой и 25.07.1940 года у них родилась дочь Людмила. 
В связи с тем, что началась война Михаил Батовский был направлен в город Омск 30 октября 1941 года и связь с семьей была прервана. 
Во время войны мой прадедушка летал в 2 отдельном разведывательном авиаполку войсковая часть 06877. Начальником штаба 2 орап был подполковник Дробышев Василий Лаврентьевич. Командиром - майор Лаухин Николай Иванович, 3 Воздушная Армия. 
Михаил Батовский совершил много подвигов (об этом есть вырезки из газет военного времени и фотографии), был награждён 26 августа 1942 года Орденом Красного знамёни , а 6 ноября 1942 года орденом Ленина. 
9 ноября 1942 года ( в день своего 25-летия ) был сбит в бою двумя вражескими истребителями в районе города Велиж Смоленской области. 
После гибели именем Михаила Батовского был назван самолёт, который совершил 250 боевых вылетов. 
Также его имя носил пионерский отряд СШ 19 города Электростали. Когда эти ребята достигли уже комсомольского возраста эта группа продолжала носить имя прадедушки и они боролись за присвоение имени Михаил Батовский всей дружине. Также в этой СШ19 находится музей боевой славы где хранятся некоторые материалы о моем храбром прадедушке-летчике. 
В селе Любашевка Одесской области в СШ 2 (где он учился) находится музей Михаила Батовского. 
Место захоронения: село Лесохино Ильинского района Калининской области в братской могиле , где его товарищи похоронили со всеми  почестями. 

Регион Омская область
Воинское звание Старший лейтенант
Населенный пункт: Одесский район
Воинская специальность Лётчик - бомбардировщик. Разведчик
Место рождения Село Любашевка Одесской области
Годы службы 1937 1942
Дата рождения 9.11.1917
Дата смерти 9.11.1942

Боевой путь

Место призыва Город Омск
Дата призыва 30.10.1941
Боевое подразделение Командир звена 11 отдельного разведывательного авиационного полка
Завершение боевого пути 9 ноября 1942 года
Принимал участие Калининский фронт с 22.02.1942 г
Плен Нет
Госпитали Нет

Воспоминания

Герои нашего фронта. Случай в воздухе.

Моросил дождь. Стояла сплошная облачность. Самолёт лейтенанта Батовского помчался на взлёт по увлажнённому песчаному полю. Сделав круг над аэродромом, он лёг на курс. Легкая машина скользила под самой кромкой облаков.
Батовский изредка посматривал на приборы и открыв боковые шторки, вслушивался в гул моторов. Их пение он изучил до каждого отголоска. Появись хоть малейший посторонний звук, и Батовский мгновенно уловит его. Сейчас моторы работали хорошо. Отбалансировав машину и усевшись поудобнее, лётчик устремил машину вдаль, на мелькавшие внизу озёра.
«Курс точный!»- сообщил штурман Шамин. Показалась линия фронта. По обе стороны её вздымались столбы чёрного дыма, земля была изрезана узкими лентами окопов.
Самолёт уже сменил курс несколько раз, и разведчики, по мере удаления во вражеский тыл, всё пристальнее рассматривали каждую дорогу и деревушку. Уже много было собрано разных сведений и достигнут поворотный пункт, когда они заметили группу танков и автомашин, выползавшую из большой деревни.
Вдруг машину резко подбросило, и Батовский услышал в правом моторе громкий , визгливый звук. Затем лётчик увидел, как поблёскивающий диск винта стал медленно накреняться к самолету, а потом также медленно отходить вперёд.
Сильный взрыв потряс всю машину, и винт исчез под самолетом. Батовский выключил аварийный мотор и перекрыл пожарный кран. Вытянутая нога онемела. Лётчик попробовал управление , оно было послушно, левый мотор работал хорошо. Отрегулировав его, Батовский взглянул на высотомер. Прибор показывал 600 м. Лётчик начал медленно разворачиваться на обратный путь.
Как выяснилось потом, прямым попаданием зенитного снаряда разбило правый мотор, и винт выскочил вместе с редуктором. У самолёта нарушилась центровка, увеличилось лобовое сопротивление. Товарищ Батовский , знающий в совершенстве аэродинамику, твёрдо уверенный в себе, решил по пути закончить выполнение задачи. Он приказал штурману Шамину продолжать наблюдение- разведку, а стрелку Яковлеву- усилить наблюдение за воздухом.
Связь была нарушена. Батовский показал штурману на компас. Шамин понял , что пилоту нужно удостоверится в правильности курса. Ведя пальцем по шкале, штурман остановился на нужной цифре.
- Курс точный!
Шамин занялся подсчетом машин, видневшихся вдали автоколонны. Он был уверен, что Батовский дотянет до аэродрома. Шамин вспомнил, как недавно вражеские зенитки подожгли им мотор. Батовский сумел потушить пламя и привёл машину домой на одном моторе. Через несколько дней гитлеровцы снова подбили мотор, и снова лётчик дотянул до аэродрома. Но в обоих случаях самолёт получал повреждение сравнительно недалеко от базы и в запасе была большая высота. Сейчас же запаса высоты совсем нет, а расстояния- больше, чем на час пути.
На командном пункте получили короткую радиограмму: «Отвалился винт. ... Идём... . Не волнуйтесь.»
После этого самолёт как в воду канул. Много времени прошло, а разведчики все не появлялись. На КП волновались. Майор Маршалкович то и дело спрашивал :
- Ну, что передают ? Запросите их.
Шли оживлённые разговоры, высказывались различные предположения. Люди взбирались на бугорки , вглядывались в небо, и вдруг кто-то крикнул:
- Идёт!
Самолёт шёл низко над землей. Вот он появился над аэродромом , затем стал разворачиваться на посадку. Все происходило как обычно. Батовский мастерски посадил самолёт и доложил Маршалковичу:
- Товарищ майор , Ваше Задание выполнено! Самолёт продержался в воздухе на одном моторе час и пятнадцать минут.

Старший лейтенант П.Огнев
Батальонный комиссар Л. Хандобкин.
Из фронтовой газеты.

Письмо жене старшего лейтенанта Батовского от подполковника Дробышева

« Я постараюсь насколько могу подробно рассказать о Вашем муже , нами горячо любимом летчике Мише Батовском. Мы часто по-простому беседовали с ним, он метался из стороны в сторону , разыскивал Вас. Он часто рассказывал подробности о Вас , вспоминая о дочурке ( ей был 1 год и 3 месяца ) , и пуще собственной смерти боялся , что Вы станете жертвой проклятых злодеев- фашистов. В такие дни он был состредоточен и жестоко срывал злобу на фашистских негодяях бомбами, пуль огнём. Сколько героических подвигов этот прекрасный товарищ сделал для Родины. Вам , матери , есть о чем с открытым лицом , без краски стыда , с гордостью рассказать о легендарном воздушном разведчике , отце любимой дочери. Не было преград для него. Десятки раз он побывал в самых жестоких обстрелах зенитки врага. Был случай , когда он из глубокого тыла привёл самолёт с разбитым мотором. Даже не верилось глазам , а он , мастер- лётчик , сделал это.
Высоко оценило его правительство , наградив орденом Ленина и Красного Знамени.
Заслуженным авторитетом и любовью пользовался Миша у всего боевого коллектива. И вот 9 ноября ( его 25й день рождения ) в бою с фашистскими истребителями он погиб.
Похоронили мы его с почестями, а чтобы память о нем жила и всегда напоминала нам о доблестном герое один из самолетов назван его именем.
Через весь фюзеляж, огромными буквами , написано его имя «МИХАИЛ БАТОВСКИЙ».
Да , он погиб , но знайте Вы , расскажите своей дочурке , что он летает и громит врагов. Десятки раз имя Михаила Батовского повторяется в части. Уходит самолёт на задание, о нем докладывают : «Михаил Батовский» ушёл на задание!»
Более 250 вылетов сделал самолёт его имени , и как бы долгом святым сохранен».

Орден « Красное Знамя»

Фронтовой Приказ
№: 300 От: 26.08.1942
Издан: ВС Калининского фронта
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 682524
Единица хранения: 202
№ записи 10034809

Командир звена лейтенант Батовский М.Ф. ночью на СБ имел 4 боевых вылета. В последней операции на разведку и фотографирование произвёл со своим экипажем 18 успешных боевых вылетов. Экипаж тов. Батовского выполняет задачи на самых ответственных участках. Он со своим звеном в течении 4х дней произвёл фотографирование площади 1200 кв. км. Большинство по переднему краю и в зоне прикрываемой огнём ЗА противника. Задание по фоторазведке выполняет отлично. В ведении разведки настойчив, так 24 августа 1942 г. выполняя поставленную задачу в полосе разведки рубежа реки Волга и в глубину от него на 10-15 км. встретился с 5-ю истребителями противника, отвлёк их внимание своим уходом , зашёл с другой стороны и задание выполнил отлично. Как лучший разведчик достоин награждения орденом «Красное Знамя»

Майор Маршалкович
Батальонный комиссар Висягин

Орден «Ленина»

Фронтовой приказ
№: 458 От: 06.11.1942
Издан: ВС Калининского фронта
Дата подвига: 31.08.1942,09.10.1942
Архив: ЦАМО
Фонд: 33
Опись: 682525
Единица хранения: 99
№ записи 4076709

Командир звена лейтенант Батовский за совершенные 20 боевых вылетов на разведку- награждён Правительственной наградой орденом «Красное Знамя». Эту награду тов. Батовский высоко оценил и в повседневной боевой работе оправдывает с честью- выполняя самые ответственные задания, проявляет мужество и отвагу. В каждом полёте стремится добыть больше данных о противнике , как правило все данные фиксирует фотографированием.
Выполняя задачи в сложных метеоусловиях , он смело и уверенно использует своё лётное мастерство.
После награждения тов. Батовский произвёл 25 успешные боевых вылетов, как правило большинство из них на дальнюю разведку в глубокий тыл противника, в районы Вязьмы, Смоленск , Витебск , Ново - Сокольники, Локня и др.
31.08.1942 г вылетев на боевое задание над территорией, занятой противником, оторвался выхлопной клапан , вследствие чего разбило картер, мотор загорелся и заклинился. Тов. Батовский сбил пламя скольжением, на одном работающем моторе привёл самолёт и отлично посадил его на свой аэродром.
9.10.1942 г. выполняя задание по разведке при сложных метеоусловиях Н-600 мт. в районе Ярцево рассыпался правый мотор , винт вместе с валом редуктора оторвался и упал в районе Вязьма. Лейтенант Батовский, напрягая всю волю, будучи уверен в свою отличную технику пилотирования, принял решение привести самолёт на свой аэродром и выполнить полностью боевое задание. У самолёта изменились - равновесие, центровка и увеличилось лобовое сопротивление. Лейтенант Батовский , как бывший инструктор - лётчик, отлично изучивший аэродинамику , повёл самолёт на свой аэродром. Долг перед родиной и чувства ответственности за полное выполнение боевого приказа - потребовало от тов. Батовского и другого решения - полностью выполнить задачу.
Отдавая все технике пилотирования самолёта , он приказал штурману ст. лейтенанту Шамину тщательно вести разведку. И экипаж не теряя самообладания с честью выполнил боевое задание. Самолёт благополучно приведён и посажен на свой аэродром, пролетев на одном моторе 325 км.
Штурман старший лейтенант Шамин зафиксировал и доложил ценные сведения о противнике, так: с Белый на Оленино - на участке Егорье в движении до 15 автомашин , из Старины на Белый - в движении колонна до 100 автомашин, с Холм-Жарковский на Белый - в движении на участке Мекишово , автоколонна до 30 машин. По автостраде Вязьма - Ярцево , на участке от Костенки на запад в движении 7 танков и до 20 автомашин противника.
За произведение 25 боевых успешных вылетов на разведку после первой награды , за спасение дважды материальной части самолёта и жизни экипажа, за проявленные мужество и отвагу - ходатайствую о награждении лейтенанта Батовского- орденом «Ленина»

Награды

Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени
Орден Ленина
Орден Ленина

Документы

Похоронное свидетельство о гибели
Похоронное свидетельство о гибели
Сведения о смерти
Сведения о смерти
Орден « Красное знамя»
Орден « Красное знамя»
Орден «Ленина» часть 1
Орден «Ленина» часть 1
Орден «Ленина» часть 2
Орден «Ленина» часть 2

Письма

Жене офицера старшего лейтенанта М.Ф. Батовского  Батовской Марии Петровне.
Жене офицера старшего лейтенанта М.Ф. Батовского Батовской Марии Петровне.

« Я постараюсь насколько могу подробно рассказать о Вашем муже , нами горячо любимом летчике Мише Батовском. Мы часто по-простому беседовали с ним, он метался из стороны в сторону , разыскивал Вас. Он часто рассказывал подробности о Вас , вспоминая о дочурке ( ей был 1 год и 3 месяца ) , и пуще собственной смерти боялся , что Вы станете жертвой проклятых злодеев- фашистов. В такие дни он был состредоточен и жестоко срывал злобу на фашистских негодяях бомбами, пуль огнём. Сколько героических подвигов этот прекрасный товарищ сделал для Родины. Вам , матери , есть о чем с открытым лицом , без краски стыда , с гордостью рассказать о легендарном воздушном разведчике , отце любимой дочери. Не было преград для него. Десятки раз он побывал в самых жестоких обстрелах зенитки врага. Был случай , когда он из глубокого тыла привёл самолёт с разбитым мотором. Даже не верилось глазам , а он , мастер- лётчик , сделал это. 

Высоко оценило его правительство , наградив орденом Ленина и Красного Знамени. 

Заслуженным авторитетом и любовью пользовался Миша у всего боевого коллектива. И вот 9 ноября ( его 25й день рождения ) в бою с фашистскими истребителями он погиб. 

Похоронили мы его с почестями, а чтобы память о нем жила и всегда напоминала нам о доблестном герое один из самолетов назван его именем. 

Через весь фюзеляж, огромными буквами , написано его имя «МИХАИЛ БАТОВСКИЙ».

Да , он погиб , но знайте Вы , расскажите своей дочурке , что он летает и громит врагов. Десятки раз имя Михаила Батовского повторяется в части. Уходит самолёт на задание, о нем докладывают : «Михаил Батовский» ушёл на задание !»

Более 250 вылетов сделал самолёт его имени , и как бы долгом святым сохранен».

Подполковник Дробышев Василий Лаврентьевич. 

После войны

Пионерский лагерь СШ 19 носил имя моего прадедушки. Потом они также носили его будучи Комсомольцами. И боролись за присвоение этого имени всей дружине.   

Также существует музей  Михаила Батовского где он и родился в селе Любашевка Одесской области в средней общеобразовательной школе 2.

Похоронен мой прадедушка в Деревне Лесохино , Ильинский район Калининской области. Там есть памятник на братской могиле с его именем. 

Семья солдата

Юлия
Буянова Юлия Валерьевна

Правнучка

Валерий
Буяновы Валерий и Наталья

Внук Михаила Батовского со своей женой ( моя мама )

Светлана
Городниченко Светлана Андреевна

Правнучка

Елена
Городниченко Елена Игоревна

Внучка

Людмила
Буянова Людмила Михайловна

Дочь

Однополчане

стрелок-радист ст.сержант Никита Хрисанфович Яковлев,  штурман звена ст.лейтенант Николай Сергеевич Шамин.
стрелок-радист ст.сержант Никита Хрисанфович Яковлев, штурман звена ст.лейтенант Николай Сергеевич Шамин.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: