Беленов Николай Алексеевич
Беленов
Николай
Алексеевич
старший лейтенант / авиамеханик
10.11.1923 - 7.10.2012

История солдата

 Беленов Николай Алексеевич в семнадцать лет по своей настоятельной просьбе стал курсантом Васильковской авиационной школы механиков, которая в это время находилась в городе Миассе Челябинской области. 14 сентября 1941 года началась его служба в Красной Армии. Школа готовила механиков по эксплуатации самолета ПЕ-2 (пикирующий бомбардировщик конструкции Петлякова). Обучение проходило по ускоренной программе, но требования были высокими. Надо в совершенстве знать устройство самолёта, мотора, электрооборудования, правила эксплуатации и ремонта. После завершения учёбы его группа была направлена на стажировку на Карельский фронт (Мурмаши, что под Мурманском) в мае 1942года. В оборудованном двухъярусными нарами товарном вагоне в течение двух недель группа следовала к месту назначения под руководством старшего преподавателя. На участке пути севернее Петразоводска (город был захвачен немцами) до Мурманска были обстрелы, бомбежки. Там, на аэродроме в Мурмашах, состоялось боевое крещение. Полк стажировки был вооружен истребителями типа «Харрикеин» английского производства и вёл боевые действия по охране Мурманского порта и электростанции на реке Тулома. Аэродром базирования полка подвергался ежедневным неоднократным налетам немецкой авиации – юнкерсами Ю-87 и Ю-88. Погибали товарищи.  На ходу пришлось переучиваться на другие самолеты. Ремонт и обслуживание машин производился в тяжёлых условиях.

По возвращении со стажировки в сентябре 1942года был получен приказ о переподготовке на механиков самолета Ил-2 (штурмовик конструктора Илюшина). Здесь Николая Алексеевича ожидали  письма родителей, из которых он узнал, что старший брат Иван в результате тяжёлого ранения скончался в госпитале в Златоусте и похоронен в братской могиле, а о другом старшем брате Василии  уже много месяцев нет известий. Оба были призваны в армию в первый месяц войны. Так большое горе свалилось на семью.

Изучение нового вида самолета проходила в напряженной учебе и практических занятиях. По результатам экзаменов Николаю Алексеевичу было присвоено воинское звание сержанта и специальность механик авиационный. В декабре 1942года  Николай Алексеевич был направлен в распоряжение 1-ой Краснознаменной запасной авиационной бригады в г. Куйбышев, оттуда в Кинель в пункт формирования воинских частей. По прошествии нескольких дней по тревоге было сформировано несколько групп для восстановления самолётов, аварийно посаженных в различных местах Саратовской области из-за непогоды при перегоне их с завода в воинские части. Группе Николая Алексеевича нужно было восстановить самолеты, один самолет упал на фюзеляж, дугой скопотировал и стоял на носу. Предстояла большая работа по ремонту машин в условиях зимы в открытом поле.

После выполнения задания группа была зачислена в 43-ий запасной авиационный полк, который готовил лётчиков на Ил-2. Обучали летчиков на списанных из фронтовых частей самолетах, поэтому механикам было много работы, чтобы эти самолеты летали, чтобы поддерживать их в пригодном для полетов состоянии.

В августе 1943 года Николай Алексеевич направлен в 996 штурмовой авиационный полк, который после участия в Курской битве находился на формировании личным составом и техникой. С февраля 1944года 996-ШАП, 224ШАД в составе 1-го Украинского фронта принимает участие в боевых действиях по освобождению Украины, Польши, Чехословакии. После воссоздания 4-го Украинского фронта соединение было передано в состав 8-ой воздушной армии. Последнее место базирования полка – г. Глейвиц (Германия). От знаний, умений, добросовестного отношения к своим обязанностям, высокого чувства долга и понимания ответственности за жизнь летчиков, летающих на самолетах, которые выпускал в небо Николай Алексеевич,   зависел успех полетов. И командование, и летчики доверяли ему.

За активное участие в боевых действиях 996 ШАП награждён орденом Суворова, ему присвоено звание «Каменец-Подольского» 224 ШАД награждена орденом Красного Знамени, ей присвоено  звание «Жмеринская»

В связи с сокращением войск после окончания войны дивизия была расформирована в 1946 году. Дальнейшую службу после окончания войны Николай Алексеевич  проходил в составе  289 штурмовой авиационной дивизии. Демобилизован лейтенант Беленов в 1948 году. Николай Алексеевич  награждён орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «Освобождение Праги» и другими.

Николай Алексеевич прожил долгую жизнь достойно,  являясь примером  знающего, широко образованного, трудолюбивого человека всегда, где бы он ни работал. Был человеком скромным, добрым, отзывчивым.  Пользовался непререкаемым авторитетом среди коллег, был их наставником, когда ушел на заслуженный отдых. Остается любимым отцом и дедом

Регион Челябинская область
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Карталинский район
Воинская специальность авиамеханик
Место рождения с. Катенино Варненский район Челябинск. обл
Годы службы 1941 1948
Дата рождения 10.11.1923
Дата смерти 7.10.2012

Боевой путь

Место призыва Варненский РВК Челябинской обл
Дата призыва 3.09.1941
Боевое подразделение 996-ШАП, 224ШАД в составе 1-го Укр. фронта
Завершение боевого пути г. Глейвиц (Германия).
Принимал участие принимает участие в боевых действиях по освобождению Укр, Польши, Чехосл.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: