Белодворцев Андрей Иванович
Белодворцев
Андрей
Иванович
капитан

История солдата

Андрей Иванович Белодворцев (01 сентября 1906 г. – 01 ноября 1982г.)

Потомственный волгарь, начал свою трудовую деятельность  в 1920 году матросом на буксирном пароходе «Случайный». Годы шли, юный матрос постиг профессии штурвального, лоцмана, штурмана, помощника капитана и без отрыва от работы смог окончить речной техникум.

Его жизнь, как и жизнь всей страны, опалила великая беда – Вторая мировая война. Великая отечественная война застала Андрея Ивановича на пароходе "Лермонтов" в должности первого штурмана. В июне 1942 года Андрея Ивановича был назначен капитаном парохода «Гончаров», который в качестве санитарно-транспортного судна №54 («СТ-54») входил в состав действующей армии и подчинялся военному командованию.

В самое жаркое время ожесточенных боев под Сталинградом судно «СТ-54»  обеспечивало перевозки защитников Сталинграда. Судно было вооружено. Зенитчики не раз отражали воздушные атаки немецких самолетов. Неся свою огненную вахту под бомбежками и обстрелами, опытный капитан даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях не терял спокойствия, действовал решительно, без суеты и спешки. Андрей Иванович неоднократно находил укромные места  и спасал судно от бомбежек.  Со Сталинградского фронта «СТ-54» вывез почти четырнадцать тысяч раненых бойцов и командиров Красной Армии, одновременно доставлял на передовую подкрепление и боеприпасы.

Для нужд фронта пароход «Гончаров» работал и в навигацию 1943-1944 года на участке Саратов-Астрахань. Работать приходилось в тяжелейших условиях, судно ходило по заминированному фашистами фарватеру, под налетами вражеской авиации, как правило под бортом водило груженые баржи с хлебом, солью, боеприпасами. Перед отправлением корпус судна размагничивали, это давало возможность благополучно проходить заминированные участки. У капитана А.И. Белодворцева учились искусству уходить из-под бомбежек многие экипажи. Огромную работу проделало судно в 1945 военный год и послевоенные годы.

А.И. Белодворцев награжден медалью за доблестный труд в Великой отечественной войне, медалью за победу в войне 1941-1945 годы,  медаль за Победу над Германией в Великой отечественной войне, медалью за оборону Сталинграда, медалью 50 лет Вооруженных Сил СССР.

В последующие годы Андрей Иванович как опытный судоводитель принимал участие во внедрении многих новшеств на реке, ему доверяли особо серьезные задания.

В 1952 году он первым совершает экспериментальный рейс по Волго-Донскому каналу - так было положено начало новой пассажирской линии Сталинград - Ростов.

В 1955 году открыл регулярное движение судов через шлюзы Горьковского гидроузла.

В 1957 году Андрей Иванович принимал новые теплоходы «Дмитрий Донской» и «Добрыня Никитич» в ГДР в г. Висмаре на судоверфи «Матиас Тезен».

В 1958 году на теплоходе «Добрыня Никитич» первым прошел через шлюзы Куйбышевской ГЭС.

В 1959 - 1977 годах возглавлял экипаж дизель-электрохода «Советский Союз». 

И еще несколько лет работал капитаном-наставником Волжского объединенного речного пароходства.

Награжден двумя Орденами Ленина, медалью за трудовое отличие, медалью за доблестный труд ознаменованный 100-летием со дня рождения В.И. Ленина.

Регион Нижегородская область
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Нижний Новгород