Белясник Петр Никифорович
Белясник
Петр
Никифорович
Полковник / Летчик-испытатель
21.12.1917 - 5.07.2000

История солдата

Белясник Пётр Никифорович, родился 21 декабря 1917 г. в деревне Вовна Сумской области в семье крестьян.

В 1939 г. поступил в одну из лучших лётных школ страны - Качинскую Краснознамённую военно-авиационную школу лётчиков в городе Севастополе.

В апреле 1940 г. окончил Качинскую авиационную школу военных лётчиков (вошёл в авиацию в звании лейтенанта).

Был переведён из Качинского училища в авиационный полк, расположенный вблизи западной границы. Попал в 126-й истребительный авиационный полк в июле 1940 г. 126-й истребительный авиационный полк входил в состав 9-й смешанной авиационной дивизии, которой командовал Герой Советского Союза генерал-майор С. Черных. Полк располагался перед войной на аэродроме Долубово в 18 км от границы. В состав полка входили самолёты МиГ-1, МиГ-3 и И-16. Эта дивизия базировалась на Белостокском выступе западного направления.

126-й ИАП был сформирован в начале 1940 г. на основе эскадрильи, которой командовал замечательный лётчик В.М. Найденко. К данному моменту он уже принял участие в боевых действиях в Китае, Монголии, Финляндии. На его боевом счету было несколько сбитых вражеских самолётов.

В это время полк получил новые истребители МиГ-1 и МиГ-3. Лётчики осваивали самолёты, их боевое применение.

«Как-то мы вылетели в паре на разведку гитлеровских войск в районе Ново-Быхова, - вспоминал П.Н. Белясник. - Выполнив задание, возвращались на свой аэродром. Вдруг я увидел немецкий бомбардировщик Ю-88. Вышел вперёд, покачал крыльями, чтобы привлечь внимание ведущего, показал в сторону противника. Командир подал знак: «Атакуй, прикрою». Ведущий имел полное право уничтожить врага сам, но он хотел посмотреть, как это сделаю я. Зайдя для атаки снизу, я выпустил очередь. В ответ получил несколько пробоин. Атаковал вторично, теперь уже сверху. Фашист пытался удрать, маневрировал по курсу и высоте. На выходе из кабрирования я и всадил в него очередь из всех пулемётов. Бомбардировщик вспыхнул, свалился на крыло и пошёл круто к земле.

На аэродроме Найденко сердечно поздравил с первой личной победой, но сделал внушение за промахи в первой атаке, похвалил за вторую. Командир наш не гнался за славой, судьба Родины была смыслом его жизни. Он считал, что тем лучше будут обучены подчинённые ему лётчики, тем больше собьют они самолётов врага».

(Авиация и космонавтика, журнал Военно-Воздушных сил.   Февраль 1975 г.).

22 июня 1941г. навсегда останется в нашей памяти днём величайшей трагедии. Тяжелейший урон понесла советская авиация. Отечественные историки оценивают потери за эти сутки на подвергнувшихся внезапному удару 66-ти приграничных аэродромах в 800 машин, а общее потери авиатехники в 1160 самолётов. Однако в условиях хаоса, неразберихи советские лётчики сумели достойно встретить противника. По некоторым данным, в воздушных схватках, развернувшихся от Балтики до Чёрного моря, они сбили за день 244 вражеских самолёта.

Высокое мастерство и отвагу продемонстрировали пилоты 126-го ИАП. В 8.15 утра пятью км севернее аэродрома на высоте 800 м появились 23 Ю-88. В бой вступила девятка МиГ-3 под командованием эам. комэска 4-й эскадрильи лейтенанта Алаева. Два "юнкерса" тут же были сбиты, остальные вышли из боя. Наши пилоты потерь не понесли. Через несколько минут курсом на аэродром вышла группа из 10 "Мессершмидт-109" и 9-ти "Мессершмидт-110". "Сто десятые" начали штурмовку, а "сто девятые" связали боем прикрывавшие аэродром "МиГи". Немецкие потери составили два "сто девятых", один из которых тараном уничтожил мл. лейтенант Панфилов (его вторая победа за день), другой "109", у самой земли, сбил Алаев, но при этом сам погиб, столкнувшись с землёй. Ещё одним пилотом 126-го полка, одержавшим победу, стал А. Журавлёв - он сбил Ю-88. Всего же в то утро 126-й полк, где служил Белясник П.Н., одержал более шести побед. (Наливайко. "Летающий комиссар" 1982 г.)

Лётчики эскадрильи Найденко 126 ИАП в период с 22 июня по август 1941 года на Западном и Центральном фронтах уничтожили в воздушных боях 56 самолётов и штурмовыми действиями по аэродромам в районе Бобруйска вывели из строя 40 вражеских самолётов (Архив МО СССР, ф.33, оп.682525, д.28, лл.346-347).

Дивизия, куда входили 124-й, 126-й и 129-й ИАП, по архивным данным сбила за первый день войны 85 самолётов противника. Эта дивизия, базировавшаяся на Белостокском выступе, - наиболее пострадавшее в тот день авиасоединение, передовые аэродромы которого подверглись не только непрерывным штурмовкам и бомбёжкам, но также артиллерийскому и миномётному обстрелу. Из 409 самолётов дивизии к вечеру уцелело лишь 62. (Авиация и космонавтика СССР. Воениздат 1968 г.).

За месяц военных действий Белясник П.Н. уничтожил три фашистских самолета лично и семь в группе. За совершённые подвиги он был удостоен ордена Красного Знамени.

С августа 1941 г., защищая  Москву, в течение одного месяца уничтожил лично и в группе с товарищами из 126-го полка ещё шесть самолётов противника.

Кроме отражения налётов гитлеровской авиации на Москву, Беляснику П.Н. приходилось наносить штурмовые удары по наступающим вражеским войскам, сопровождать наши бомбардировщики на боевые задания.

"... Однажды в паре с лётчиком Смирновым Белясник П.Н. сопровождал звено бомбардировщиков, вылетавших в тыл врага бомбардировать подходящие к фронту танковые колонны и живую силу гитлеровцев. После удачного выполнения задания защитники Москвы возвращались на свой аэродром. От места бомбардировки ушли уже далеко, но Белясник П.Н. продолжал вести наблюдение. И это было не напрасно. Из облаков вывалился "Мессершмидт-109" и пошёл в атаку на наши бомбардировщики. Лейтенант Смирнов стремительно рванулся на врага. Через несколько минут появился второй "мессер" и бросился на самолёт Смирнова. Лейтенант Белясник П.Н., заметив, что товарищ в беде, мгновенно пошел наперерез врагу и настиг его раньше, чем он смог приблизиться к самолёту товарища. Меткой очередью он прошил "мессершмидт".

126-й истребительный авиационный полк стал участником разгрома эскадр люфтваффе в небе Москвы. 126-й иап стал одним из лучших в Войсках противовоздушной обороны страны.

С конца июля по октябрь 1942 г. Белясник П.Н. сражался с врагом у волжсской твердыни. Особенно жестокие схватки в воздухе имели место 31 августа. В этот день ст. лейтенант Белясник лично сбил 4 "Мессершмидт-109".

5-го сентября шестёрка самолётов полка поднялась на перехват группы вражеских бомбардировщиков. "Юнкерсы", не принимая боя, при виде наших истребителей, беспорядочно сбросили бомбы и на форсированном режиме моторов стали уходить. Появились "мессершмидты". Их число возрастало с каждой минутой. Скоро в огненной круговерти вокруг шестёрки носилось более двух десятков "мессеров". Такого боя он ещё не видел. От перегрузки темнело в глазах, мимо кабины истребителя то и дело проносились светлые трассы очередей. Фашисты старались расчленить нашу шестёрку, чтобы расправиться с лётчиками поодиночке. Но они имели дело не с новичками, а с подлинными мастерами воздушного боя. Шесть вражеских стервятников были отправлены в землю.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1943 года, Беляснику П.Н. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ёще над Сталинградом Белясник П.Н. увидел первые самолеты конструкции Лавочкина. Короткокрылый истребитель с мощным двигателем и вооружением не мог не понравиться лётчикам, и каждый мечтал скорее получить такой самолёт. Белясник П.Н. принял решение поддержать почин тамбовского колхозника Ферапонта Головатого и внести свои сбережения на строительство истребителя.

Из личных сбережений Белясник П.Н. внёс на строительство самолета 30 тысяч рублей. "Построенный самолёт, - писал он в письме на имя Верховного Главнокомандующего, - прощу передать мне, клянусь, что на этой машине я буду, не щадя жизни, громить немецких захватчиков до полного уничтожения."

Вскоре пришел ответ: «Примите мой боевой привет и благодарность т. Белясник за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И.Сталин".

А спустя некоторое время капитану Беляснику П.Н. был вручён в торжественной обстановке именной истребитель Ла-5ф.
Закончил войну, защищая небо Москвы на именном истребителе.

На именном самолёте капитан Белясник П.Н. охранял небо Москвы до февраля 1945 г.

За годы войны Белясник П.Н. совершил 267 боевых вылетов на штурмовки врага, сопровождение бомбардировщиков, на разведку, перехват вражеских разведчиков и на патрулирование над передним краем фронта. Он уничтожил в воздушных боях 9 вражеских самолетов лично и 17 в группе с боевыми товарищами. На земле было уничтожено не мало автомашин и живой силы противника.

Когда пришла долгожданная победа, Белясник П.Н. подал по команде рапорт - откомандировать его в группу летчиков-испытателей. Его кандидатура была одобрена командованием, и в июле 1945 года майор Белясник П.Н. заместитель командира 126 ИАП стал летчиком - испытателем.

Регион Украина
Воинское звание Полковник
Населенный пункт: Глухов, Сумская область
Воинская специальность Летчик-испытатель
Место рождения д. Вовна, Сумская области, Украина
Годы службы 1939 - 1964
Дата рождения 21.12.1917
Дата смерти 5.07.2000

Боевой путь

Место призыва г. Махачкала, Дагестанская АССР
Дата призыва 23.02.1939
Боевое подразделение 126 ИАП
Завершение боевого пути г. Москва
Принимал участие Сталинградская битва, Смоленское сражение, Оборона Москвы

Награды

Медаль «За оборону Сталинграда»

Медаль «За оборону Сталинграда»

Орден «Отечественная война»

Орден «Отечественная война»

Медаль «Золотая звезда»

Медаль «Золотая звезда»

Орден «Боевое Красное знамя»

Орден «Боевое Красное знамя»

Медаль «За оборону Москву»

Медаль «За оборону Москву»

Орден «Ленина»

Орден «Ленина»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Орден «Красная звезда»

Орден «Красная звезда»

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль «За боевые заслуги»

Письма

Письмо И.В. Сталина в адрес П.Н. Белясника

Письмо И.В. Сталина в адрес П.Н. Белясника

МОСКОВСКИЙ ФРОНТ ПВО, 126 ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

ЛЕТЧИКУ-ИСТРЕБИТЕЛЮ, КАПИТАНУ Петру Никифоровичу БЕЛЯСНИКУ

Примите мой боевой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Белясник, за Вашу заботу о воздущных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено.

И.Сталин

Письмо П.Н. Белясника в адрес И.В. Сталина

Письмо П.Н. Белясника в адрес И.В. Сталина

МОСКВА КРЕМЛЬ

ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович! Я, летчик-истребитель, участвую в Отечественной войне со для ее возникновения, за это время, в схватках с немецкими захатчиками, имею 9 личных и 17 групповых побед в воздухе над фашистскими мерзавцами. Желая приблизить день разгрома немецко-фашистских захватчиков, в день 25 Годовщины Красной Армии вношу свои личные сбережения в сумме 30 тысяч рублей, которые прошу обратить на постройку самолета-истребителя ЛА-5. Построенный самолет ЛА-5 на мои личные сбережения прошу передать мне, на котором клянусь не щадя своей жизни громить немецких захватчиков до полного их уничтожения. Желаю Вам сил и здоровья на долгие годы на благо нашей Социалистической Родине.

Московский фронт ПВО, 126 Истребительный Авиационный Полк, летчик-истребитель орденоносец капитан БЕЛЯСНИК Петр Никифорович.

Фотографии

П.Н. Белясник рядом со своим самолетом

П.Н. Белясник рядом со своим самолетом

П.Н. Белясник, г. Улла (1940 год)

П.Н. Белясник, г. Улла (1940 год)

126 ИАП

126 ИАП

П.Н. Белясник с боевым другом

П.Н. Белясник с боевым другом

П.Н. Белясник и  В. Мотаков (1944 год)

П.Н. Белясник и В. Мотаков (1944 год)

П.Н. Белясник возле именного Ла-5ф (1) (1943 г.)

П.Н. Белясник возле именного Ла-5ф (1) (1943 г.)

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: