Берлизов Петр Григорьевич
Берлизов
Петр
Григорьевич
Инструктор-шофер / Нагабайский РВК Челябинской области
9.08.1909 - 3.12.1991

История солдата

О себе...
Родился 9 августа 1909 года, уроженец с.Кира Верхнеуральского района Челябинской области. В голодном 1917 году он остался один с матерью, все родные умерли от голода. Он с матерью ходил побираться по деревням. В один из таких переходов мать в дороге умерла, он сидел возле нее три дня, думал что она просто уснула. Он остался сиротой. Мальчика подобрал отдряд красноармейцев, вроде бы из подразвертки. С ними он был некоторое время, пока в одном из боев отряд полностью не был разбит.
После этого он нашел таки кого-то из дальних родственников, где временно был принят. Вскоре после того как он нашел вроде бы дядьку, он пошел батраком то ли к нему, то ли просто к какому-то богатею. Батрачил у него, пока того не раскулачили.
 Стали образовываться колхозы, он пошел в колхоз. Где-то в 16-17 лет обучился на тракториста, стал работать в колхозе на разных типах тракторов. Один из них назывался "Фордзон Путиловец".
До войны...
Призвался в армию в Нагайбакским РВК Челябинской области в 1927 году, ему было 18 лет. Там учили на шоферов полуторки. Служил до 1936 года (до 27 лет) в автоучебном полку. Получил военные права. Уехал в Магнитогорск и там он поступил на канатно-калибровочный завод, где освоил специальность канатчика (плетение стальных канатов на станке), там же окончил курсы и получил удостоверение водителя 2-го класса.
  В 36-х годах он с двумя друзьями поехал на ЮГ на заработки. На станции Расшеватка (находящаяся в городе Новоалександровске Ставропольского края на линии Кавказская -Передовая) их обокрали, но у него сохранилось удостоверение водителя. Чтобы прокормить себя и друзей, он пошел работать водителем в местное отделение милиции.
  Когда и как он попал работать на рудник в поселке Новобурановке, на знаю. За это время он успел жениться, родилась дочь, но жена ушла от него с ребенком.
  Работал шофёром неоднократно бывал в соседней деревне Бурановке, где и приглянулась ему будушая жена Старкова Мария Ивановна. Он полюбил ее и поженились где-то в 1936-37 годах. Жили в Шахтерском поселке Новобурановка Агаповского района Челябинской области, это примерно в 30 км от г.Магнитогорска на берегу реки Гумбейка, притоке реки Урал. Он какое-то время работал на золотом прииске, где хорошо зарабатывал. Его жена Мария часто болела, тем  не менее регулярно обеспечивала своих родителей и родных дефицитными товарами: тканью, продуктами. Она была для своих родных "нянькой" и это имя "нянька" пронесла через всю свою жизнь. У них родился сын Леня (1940г).
"А завтра началась война"
Когда началась война в 1941 года, уличный репродуктор на столбе висело прокричали репродукторы беду, в районе сразу же мобилизацию объявили и всех подходящих по возрасту мужиков и парней на фронт призвали, в колхозе одни женщины и малолетки остались. Он был мобилизирован на фронте и принял военную присягу в 10 августа 1941 года, и его отправили в действующую армию в качестве шофера (как опытный инструктор-шофер по подготовке водителей для армии). До январе 1943 года служил в военной части № 527, II-ая рота. Дома остались жена Мария и годовалый ребенок Леня. На фронт с первых же дней войны вместе со своей полуторкой, на которой работал в колхозе. Всю войну провел за рулем. 
На защиту Родины вставай!!!
Участвовал в боях с марта 1942 по 9 мая 1945 года в Великой Отечественной войне в составе: в/ч # 527 II рота, 155 арт.бат., 58 отделом Лодзенской автополк - шофер.

Легендарная машина Великой Отечественной войны. 
Первый российский грузовой автомобиль «ГАЗ-АА (полуторка)» - Горьковского автозавода выпускался с 1932 года. Грузоподъемность машины была 1,5 тонны, отсюда и название – «полуторка».

В январе 1943 года по декабре 1943 года Петя был призван в ряды 155 АТБ (артиллерийская батарея)  I-ого Белорусского фронта. Ездил на "Студебекере" доставилял боеприпасы ина передовую, сами их грузили.
В ящике – по два снаряда, каждый из которых по сорок пять килограммов, да ящик сам весом в десять килограммов. Вот и выходит, что центнерами таскали. Снаряды эти на станции брали. Придет разнарядка и забирали сколько нужно для своего полка.
«Катюши» то в одном, то в двух километрах от передовой стояли. На передовой корректировщик был, который определял по местности куда стрелять и передавал данные по связи. А всего на одной установке было четыре заряжающих, командир, наводчик и водитель.
Не зависеть от своей слабости
"...Вот там увидал, как солдаты за самокрутку последнюю пайку хлеба отдавали. И такая злость меня взяла. Ведь покурит солдат, а кушать-то нечего: еду-то на табак обменял".  
На боевом пути было много огневых километров, кровавых битв и страшных эпизодов. Петя был водителем в машине, которую разбомбила фашистская авиация. Он был контужен. Впоследствии стал плохо слышать на одно ухо.  
Под конец войны, когда мы немца гнать начали, когда «Катюша» отстреливалась, нужно было ее быстренько увести – выстрелить и смотаться. Враг-то сразу засекал, откуда залп, и начинал бомбить это место. Для него ничего слаще не было, как «Катюшу» уничтожить.
«Катюша» – минометная установка БМ-13 – состояла из восьми направляющих рельсов. Вот с них-то и стартовали реактивные мины. И звук при этом издавался такой, как скрежет, а еще, как будто пар шипит.
" ...«Катюша» могла одновременно и шестнадцатью снарядами пальнут, а могла и несколькими. При стрельбе сзади от нее огненный хвост вырывался. Поэтому позади нее нельзя было стоять, а только по бокам и то на расстоянии нескольких метров. Дальность стрельбы – примерно восемь километров. Все зависит от того, насколько высоко поднять установку. Выше поднимут – дальше стрельнет, ниже – ближе".
«Катюши» в бою обычно после артналета применяли. А в промежутках между боями установку нужно было маскировать. Мы ее ветками прикрывали.
Как долго переводили снаряды".
Петр подвозчиком снарядов прослужили до самого конца войны.
И что удивительно, ни разу ранен не был, хотя под обстрелы попадал.

"...Это в Польше было. Едем по дороге, а тут как начали в нас стрелять, то недолет, то перелет. Однажды в лесу стояли, а тут обстрел начался. Осколки так и стучат по кузову. Но ничего, уцелели.
Под одним местом в Белоруссии, наша установка как-то раз стояла. Мы снаряды подвезли, старшой говорит: «Иди узнай, нужны снаряды или нет». Я и пошел, дурья башка, напрямик. Тут немецкий пулеметчик заприметил меня и давай строчить. Только успел пригнуться и под откос сигануть.
Среди подвозчиков снарядов к «Катюшам» потерь мало было. Мы ведь не на передовой, а далеко позади нее стояли. Это пехота почти вся погибала".
За Берлину... 
 Участвовал и освобождал Белоруссии, Польши, Германии, и штурме Берлина. Боевой путь Петя закончил 9 мая 1945 года в Берлине. 
Как Победу встретили...
"...Тогда весть пришла, что немцы в кучку собираются. Вот мы и приготовили свои «Катюши». Ждали только команды: «Огонь!». Но стрелять нам так и не пришлось. Седьмого мая приказ: «Отставить». А девятого мая о победе объявили.
Германия подписала акт о капитуляции 8 мая 1945 года, а 24 июня на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы".
Демобилизовался он в конце 1945 года и вернулся к семье на Урал.
После войны у них родились дети: Виталий в 1946 г. и Боря в 1949 г., дочь Надя в 1952г. Воспитал четверых детей. Любил играть на баяне. Он проработал шофером на руднике в Нагайбагском районе Челябинской области и в колхозе, на разных должностях: на складе колхоза, на заготовке кормов, грузчиком, на сенокосе - заточником кос для тракторных косилок, водителем автомобиля на уборке и т.д. и т.п. Его жена Мария  работала свинаркой. В 1949 году во время командировке в г.Челябинск он попал в аварию на неохраняемом переезде в результаье которой его пассажирка получила сострясение мозга, не опасное для жизни, но права у него забрали. Он отказался дать взятку за возвращение прав. Вернулся домой, уволился с работы. К тому времени он купил свой мотоцикл с коляской модель Урал М-62 и мопед модель рига-22.
Мы переехали жить в Магнитогорск. Он пошел работать на канатный завод, где он работал раньше и где его знали. К профессии шофер он уже не возвращался до конца жизни.
К сожалению, военные фотографии мало. 
Он был добрым и душевным человеком, которого, к сожалению, нет с нами уже много лет. 
Наградили ордены и медали ... 
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», значок "Отличный шофер" и юбилейными медалями.
Умер 10 сентября 1990 года, в возрасте 82 года.
После его смерти медали взял, наверное, старший сын Леня. Возможно они утеряны.

Регион Российская Федерация
Воинское звание Инструктор-шофер
Населенный пункт: Россия
Воинская специальность Нагабайский РВК Челябинской области
Место рождения с.Кира, Верхнеуральского района, Челябинской области
Годы службы 1941
Дата рождения 9.08.1909
Дата смерти 3.12.1991

Боевой путь

Место призыва Нагабайский РВК Челябинской области
Дата призыва 10.08.1941
Боевое подразделение В/ч # 527 II рота, 155 арт.бат., 1-го Белорусского фронта 58 отделом Лодзинской автополк
Завершение боевого пути г.Берлин, Германия
Принимал участие Инструктор-шофер и перевозчик
Госпитали Контужен от взрыва гранат и пули . Впоследствии стал плохо слышать на одно ухо.

Воспоминания

"Наше поколение должно помнить о подвиге тех, кто приблизил Победу. Помнить, чтобы сохранить мир..."

Проходят годы, улетают в вечность. Все дальше в прошлое уходят страшные и тяжелые годы Великой Отечественной войны, но не угасает память о тех, кто не жалел своей крови, своей жизни для будущих поколений. Данная работа позволила мне по-другому взглянуть на своих родных, узнать какими они были в ту тяжелую для Родины годину. Награды и звания условны, а цена солдатских жизней, щедро уплаченная за победу, неизмерима. Самая достойная награда погибшим - это память, сохранившаяся в наших сердцах.

Награды

Орден Отечественной войны II степени

Орден Отечественной войны II степени

Награжден орденом Отечественной войны II степени.

Медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

«За взятие Берлина»

«За взятие Берлина»

«За взятие Берлина»

«За освобождение Варшавы»

«За освобождение Варшавы»

«За освобождение Варшавы»

Значок "Отличный шофер"

Значок "Отличный шофер"

Значок "Отличный шофер" и юбилейными медалями. Умер 3 декабря 1991 года, в возрасте 82 года. После его смерти медали взял наверное старший сын Леня. Вобщем-то они утеряны неизвестно.

Документы

Военный билет

Военный билет

Красноармейская книжка

Красноармейская книжка

Фотографии

Шофер

Шофер

Слева Петр и его лейтенант

Слева Петр и его лейтенант

Справа Петр и его друг солдат

Справа Петр и его друг солдат

Инструктор-шофер слева

Инструктор-шофер слева

Шофер

Шофер

Красноармейские слева Петр

Красноармейские слева Петр

Слева

Слева

Солдаты

Солдаты

Мотоцикл урал М-62

Мотоцикл урал М-62

После войны

После войны у них появились сыновья Виталия в 1946г и Боря в 1949г, дочь Надя в 1952г. Воспитал четверых детей и любил играть на баяне. Всю жизнь он работал всегда шофером на шеелитовом руднике Нагайбагского района Челябинской области в колхозе, на разных должностях: на складе колхоза, на заготовке кормов, грузчиком, на сенокосе - заточником кос для тракторных косилок, водителем автомобиле на уборке и т.д. и т.п. Его жена Мария пошла вместе с него работать свинаркой, чтоб поддерать ее. В 1949 году во время командировке в г.Челябинск он попал в аварию на неохраняемом переезде в результаье которой его пассажирка получила сострясение мозга, не опасное для жизни, но права у него забрали. Он отказался дать взятку за возвращение прав. Вернулся домой он уволился с работы. К тому времени он купил свой мотоцикл с коляской модель Урал М-62 и мопед модель рига-22.
Мы переехали жить в Магнитогорск. Он пошел работать на канатный завод, где он работараньше и где его знали. К профессии шофер он уже не возвращался до конца жизни.
К сожалению, военные фотографии мало. 
Он был добрым и душевным человеком, которого, к сожалению, нет с нами уже много лет. 

Семья солдата

Мария
Берлизова (Старкова) Мария Ивановна

Поженились где-то в 1936-37 годах. Жили в Шахтерском поселке Новобурановки Агаповского района Челябинской области, это примерно в 30км от г.Магнитогорска на берегу реки Гумбейка, притоке реки Урал. Он какое-то время работал на золотом прииске, где хорошо зарабатывал. Его жена Мария часто болела, тем не менее регулярно обеспечивала своих родителей и родных дефицитными товарами: тканью, продуктами. Она была для своих родных "нянькой" и это имя "нянька" пронесла через всю свою жизнь. У них родился сын Леня (1940г). После войны у них появились сыновья Виталия в 1946г и Боря в 1949г, дочь Надя в 1952г. Воспитали четвёртых детей.

Виталий
Берлизов Виталий Петрович

Сын Петра Виталий.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: