Михаил
Филиппович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Давно отгремели бои Великой Отечественной войны - самой страшной и безжалостной в истории человечества. Чтобы не повторились те ужасы, мы, живущие сегодня - в начале ХХI века, должны услышать голос поколения, которое спасло мир, отстояло свободу и независимость нашей Родины.
В годы Великой Отечественной войны пилот комсомолец Михаил Боев летал по тылам врага. Найдя народных мстителей – советских партизан, летчик делал над ними один круг за другим, сбрасывал мешки с продовольствием или боеприпасами и, приглушив мотор своего У-2, радостно кричал: «Привет партизанам!».
Он вряд ли думал о том, чтобы как-то «отличиться», он исходил из интересов дела, он понимал, что смелый, живой голос посланца Большой советской земли воодушевит народных мстителей на смертный бой с врагами не меньше, чем, может быть, доставленные сюда самолетами посылки.
Боевые полеты выполняли в основном в три района - под Пулково, Урицк и Ям-Ижору. Взлет совершать приходилось, ориентируясь на один фонарь. Над аэродромом набирали высоту до 1000 метров и летели к изгибу Невы, что у поселка Рыбацкое, увеличивали высоту до 1200-1500 метров и направлялись дальше, к указанной цели.
Полеты в тыл врага на легко уязвимом невооруженном транспортном самолете У-2 всегда были связаны с риском для жизни пилота. Когда перелетали линию фронта, попадали в зону интенсивного зенитного огня.
Михаил Филиппович БОЕВ (1915-2008 гг.) вспоминал:
Сидишь один в кабине, без штурмана, и никто тебе не подскажет, где образовался просвет в стене огня, как увернуться от вражеских прожекторов. Из кабины видишь, как трассы светящихся пуль тянутся к самолёту, как расцвечивают ночное небо смертоносные бледно-розовые разрывы снарядов.
Маневрируя в этом адском пекле, нанося точные бомбовые удары по объектам противника, наши летчики проявляли высокое летное мастерство, удивительное искусство маневра. Бомбометание было основано на сложном расчете. Нужно было зайти на цель с приглушенным мотором, снизиться до высоты 300 метров, и точно накрыть вражеский объект. У военных летчиков был свой девиз: «Каждая бомба – в цель!».
Успех каждого вылета зависел от смелости, решительности и умения. Летчик на У-2 был не только летчиком, он же был и штурманом, и бомбардиром.
В одном из документов Подольского военного архива, размещенном на сайте «Подвиг народа», читаем: «В действующей армии в качестве пилота Михаил Филиппович Боев с января 1942 года. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. Летал на самолетах У-2, С-2, С-3, Р-5.
За период боевой работы в составе 5-й Санитарной эскадрильи 4-го Отдельного Авиационного Полка ГВФ совершил 955 вылетов, в том числе ночью - 121, из них 64 вылета в тыл противника. При этом перевез: раненых - 304, офицеров и работников медицины - 373 человека. Доставил на передовые эвакопункты 16,8 тонн консервированной крови, 8,3 тонн медикаментов.
Совершил в тыл противника 60 боевых вылетов на бомбометание военных объектов, жилой силы противника и артбатарей, обстреливавших Ленинград.
Настойчиво и упорно выполняет все задания по обслуживанию нужд фронта. Обладая отличной техникой пилотирования, грамотно и умело без аварий в сложных метеоусловиях днем и ночью летает на крайне ограниченные площадки.
Образцово обеспечивает выполнение заданий Санитарного Управления по эвакуации тяжелораненых с бездорожных районов, перевозя по 10 человек на двухместном самолете в день, находясь в воздухе по 8-9 часов.
За время всей летной работы налетал 1545 часов, в том числе ночью - 184 часа».
Из Наградного листа:
«Пилот Боев Михаил Филиппович в сложных метеорологических условиях и мало приспособленной посадочной площадки отэвакуировал из Хирургического полевого подвижного госпиталя номер 92 с 28 февраля 1944 года по 4 марта 1944 года 160 тяжелораненых с деревни Большое Голубицкое.
В процессе работы тов. Боев проявил себя весьма чутким и заботливым по отношению к раненым, что способствовало быстрой и организованной отгрузке раненых.
В работе проявил себя энергичным и волевым офицером воздушного флота.
За хорошую организацию звена санитарных самолетов по эвакуации раненых в сложных метеорологических условиях удостоен награждения правительственной наградой орденом Красной Звезды.
Воспоминания
сам Михаил Филиппович Боев
Вспоминаю март сорок второго года. Я получил задание - уничтожить дальнобойную батарею, обстреливающую Ленинград. Заходя на неё, я был схвачен сразу тремя прожекторами и попал под сильный огонь фашистских зенитчиков. Из неумолимо сжимавшегося огневого кольца, казалось, было невозможно выбраться. Снаряды разрывались совсем рядом, самолёт с бомбовой загрузкой встряхивало. К нему потянулись огненные трассы от множества крупнокалиберных зенитных пулемётов. На какой-то миг я был ослеплён! Левой рукой с крагой прикрыл глаза, оставил лишь маленькие щели между пальцами, вцепился в приборную доску, нашел прибор «Пионер» и начал противозенитный манёвр. Я не сразу заметил, что внезапно погасли два прожектора, которые сильно мне мешали. Часть зенитного огня сместилась куда-то в сторону. Ещё не уяснив себе, что произошло, я направил машину в образовавшийся взрыв огненного кольца и оказался над Финским заливом. Набрал высоту и, чтобы дезориентировать противника, зашёл на работающую зенитную батарею с юго-запада и с высоты 300 метров сбросил две стокилограммовые бомбы. Зенитная батарея была уничтожена. Возвращаясь на аэродром, я снова попал в зону обстрела, но сумел успешно вырваться и произвёл посадку на аэродроме. Там меня встречали товарищи. Командир отряда Степанов, не дав доложить о выполнении задания, сказал: «Ну как, жив, комсорг? Твой полёт мы наблюдали с земли, да и твои спасители мне всё доложили…» Оказалось, что на помощь мне пришли лётчики К. Силин и А. Долгалев. Они «накрыли» два прожектора и отвлекли часть огня на себя. И это был не единичный случай, когда лётчики отряда, рискуя собственной жизнью, спасали жизнь товарищей.